15
16
17
НАГЛЯДНОСТЬ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯряд ли найдется хоть один преподаватель, который станет отрицать принцип наглядности в обучении молодых водителей. В самом деле, почти невозможно объяснить устройство и_принцип действия того или иного агре'гата, прибора, не прибегая к демонстрации, не показывая взаимодействия его частей. Казалось бы, вопрос бесспорен. Но на практике многие преподаватели наших автомотоклубов и автошкол забывают о роли наглядности в обучении и не уделяют должного внимания совершенствованию своих методических навыков. Нам пришлось побывать на занятиях в целом ряде автомотоклубов нашей страны. Наблюдениями, сделанными в процессе уроков, нам хотелось бы поделиться в этой статье.ВНЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ЗАМЕЧАНИИ Некоторые преподаватели наших АМК, не изучавшие основ педагогики, недостаточно полно представляют себе само понятие наглядность. Чаще всего под наглядностью понимается лишь созерцательное (зрительное) восприятие. В действительности же, для глубокого усвоения учащимися предмета необходимо совмещать зрительное восприятие с осязательным, слуховым и т. д. Это значит, что для объяснений, к примеру, характерных стуков поршневых пальцев или клапанов двигателя нужно не ограничиваться только словесными описаниями, а продемонстрировать обучаемым эти стуки на работающем двигателе или на макете. При изучении свойств смазочных материалов, особенно их вязкости, полезно дать самим курсантам осязательно ее почувствовать. «Чем труднее материал для усвоения, тем больше требуется применять в обучении наглядность», — писал выдающийся русский педагог Ушинский. Наглядность оживляет процесс обучения, способствует возбуждению интереса к изучаемому материалу и обеспечивает прочное его усвоение. Большую помощь оказывают средства наглядности при изучении таких сложных явлений, как законы электротехники или рабочий процесс двигателя, где требуется абстрактное мышление обучающихся. Для этой цели хорошо использовать макеты, рисунки, кинофильмы. Большую помощь могут оказать преподавателю учебные щиты, описание которых дается в этом номере журнала.Доступно каждомуАМНГЕНЕРАТОРПри изученииустройства автомобиля обычно Ч'УД ПРО других разделов усваиваются темы: к арбюрация . зажиг ание, электрооборудование иконтрольные приборы, Наглядные пособил по этим томам наиболее целесообразно изготовлятьсиспользованием фанерн ыхщитов размером 750 X 650 мм , п оверхность кот орыхирамкаокрашиваются масляной или нитрокраской, Щ ит надо краситьвтакой цвет, чтобы смонтиро ванные на нем узлыагрегатов отчетлипо выделялись, Если детали выкрашенывчерный цвет, то щит долж енбыть светлым. На дписи на нем можно сделать красные или малиновые. Если же детали светлые, то щитможетбыть стального цвета, л надписи сделаны белой краской . Л учше всего использовать детали, в ышедшие из строя, но сохранившиеправильныйвнешний ВИД. П лоскости их разреза окрашиваютсясуриком , а сами оникрепятся на щитахмягкойпроволокой . Н ижеприводитсяописание особенное ген изготовления Щитов по отдельным темам, составленное инженерами Л . Басом и А. С ироткиным .ЩИТЫ «ГЕНЕРАТОР» и «СТАРТЕР» (рис. 1 и 2). Помещаемые здесь схемывычерчиваются на листах размером 180 X 240 мм . Обмотка возбуждения , провода, и дущие на клеммы «А» и «В», и провод от выводногостартеракдополнительному реле окрашиваютсявкрасный цвет. Провод, и дущий на клеммы «А» и «Б», и провод от выводного стартера кдополнительному реле окрашиваютсявкрасный цвет. Провод, и дущий на клемму « Ш » , — в зеленый . К оллектор , выводные болты «Я» и « Ш » , г лавныеивспомогательныеконтактывключателя стартера сдисками — в желтый . С ердечник , вал якоря , в тулка коллектора, масса иклеммы реле-регулятора — в синий цвет. К орпус генератора и батарея разрезаютсявдвух продольн ых параллельных плоскостях . П ереднююкрышкураспили ­ в ают по масляномуканалуи под угломв 30—35 гр а дусо вк нему. К рышкастартера со стороны привода инорпусвыклю ­ чателя разрезаютсятак , к акпоказано на рис . 2. Я корьи полюса зачищаютсяшкуркой до блеска . О бмоткивозбужденияиякорьлучшепокраситькоричневой или черной краской . П римеоныйпорядокразмещения деталей на щитепоказан на рис. 1 и 2. 3*Рис. 2.СТАРТЕР0 „-о- Однако должный эффект использоDвания наглядности достигается при ее ;е правильной связи со словом. Слово прееподавателя привлекает внимание куррсантов и направляет их восприятие. В ряде клубов и школ, в частности, и %'. Краснодарского края, Московской, Ря. занской областей нам встретились элее j. менты. чрезмерного увлечения преподавателей «словесностью» и недооценки и наглядности в обучении. Так, например, преподаватель Тушин'" ского АМК В. П. Лесников во время беседы о системе охлаждения ни разу У не показал курсантам пути циркуляции " воды на «живом> двигателе, хотя все это время стоял рядом с ним. Препода" ватель этого же клуба М. Т. Рыжова во _ж время изучения с группой темы «Пере"" сечение перекрестков» в течение двух • часов не использовала при объясненияхJ * никаких наглядных пособий. Занятие свелось к записи обучаемыми под дик|" товку положений, изложенных в правилах уличного движения. Как должно вестись занятие с исполье зованием наглядных пособий? Какое место в уроке может занять демонстра? ция, сколько времени уделить рассказу? Конечно, эти вопросы зависят от условий работы преподавателя, от изучаеэ мой темы и т. д. Однако несомненно а одно: без соединения рассказа и показа t, невозможно добиться хороших знаний, а значит, и обеспечить высококачественную подготовку водителей.ПУСТЫЕ СТЕНЫ ИЛИ «ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ»? Большие споры среди преподавателей АМК и автошкол вызывает проблема оборудования классов. Где ив каком положении должны находиться наглядные пособия? Преподаватели АМК часто говорят, что наличие большого количества наглядных пособий, завешивающих стены, вредно для процесса обучения, так как такие стенды, чертежи и т. д. будут только отвлекать обучаемых. С этим мнением нельзя согласиться. Наши курсанты — люди взрослые, и наладить дисциплину во время занятий не так уж трудно, было бы желание. Надо учитывать также, что время для самостоятельной работы у них очень ограничено и, значит, каждую свободную минуту они будут стремиться использовать для повторения пройденного или более глубокого изучения темы. Размещение наглядных пособий в классе создаст для этого все условия. Конечно, не в каждом АМК можно создать полностью оснащенные специализированные классы. Но неправы и руководители филиалов Тушинского и Красногорского АМК Московской области, Мурманского АМК и его филиалов, Сыктывкарского АМК, которые не заботятся об оснащении классов наглядными пособиями. Там, где мало помещений и занимается незначительное количество групп,вполне можно оборудовать один общий класс по устройству автомобиля. Такой класс обеспечит качественное изучение всех тем программы. Там, где обучается одновременно большое количество групп, более целесообразно специализировать классы, т. е. оборудовать их для прохождения тем «Общее устройство автомобиля», «Двигатель», «Трансмиссия», «Электрооборудование» и т. д. Эти положения в равной степени относятся ик другим предметам программы подготовки шоферов и мотоциклистов. Следует отметить опыт Костромского АМК, который строит классы ярусного типа наподобие циркульных аудиторий. Такое размещение обучаемых позволяет сконцентрировать наглядные пособия на одной степе класса и сделать их хорошо видными для каждого курсанта. ВСЕМ ЛИ ВИДНО?Часто во время посещения занятий нам приходилось слышать шаблонное обращение преподавателей к ' группе: «Всем видно?» или «Вам видно?» Формально преподаватель как бы выполнил свой долг и позаботился о том, чтобы все видели то, что он показывает. Однако на деле все нередко получается подругому. Успевающие ученики стремятся сесть поближе к преподавателю, чтобы все видеть и слышать. Такие курсанты не стесняются сказать, видно им или не видно. Но почти в каждой груп-Доступнокаждому АМКг=гк ожуха , чтобы показать термобиметаллическую пластину и мембрану. Пользоваться при этом надо ножовочным полотном с мелким зубом. Для предохранения стекла от поломки на губках тисков должны быть предварительно установлены деревянные угольники. Спидометр разбирается и вырез делается только в его кожухе . После подготовки приборов щиток собирается. Для его крепления на листе изготавливаются два кронштейна ; щ иток контрольных приборов крепится к ним шарнирно, затем кронштейны присоединяются к щиту. На нем же размещается шесть схем — указателей температуры воды, бензина и давления масла, с четчика спидометра, а также схемы соединения проводов группы источников токаи присоединения проводов кщиту приборов. Первые две схемы делают размером 130x180 мм. третью — 9 0x240 мм, а остальные — 1 80x240 мм. К акив предыдущих случаях, провода в схеме присоединения приборов кщитку следует раскраситьв соответствии с действующим стандартом для данного типа автомобиля. Провода, идущие от амперметра к реле-регулятору, центральному переключателю света и выключателю стартера, а также от контрольной лампы дальнего света к соединительной муфте, следует покрасить в красный цвет. Рис. 3. Провода, и дущие от указателя уровня бензина к его датчику , от указателя давления к своему датчику , от спидометра н электролампам освещения ик переключателю освещения, от уназателя температуры воды к его датчикуи от амперметра к блоку предохранителя, к розетке ик переносной лампе, покрываются желтым цветом.КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ АВТОМОБИЛЯК ЩИТУ «КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ АВТОМОБИЛЯ» (рис. 3) на двух винтах прикрепляется щитокс приборами и — с помощью мягкой проволоки — д атчики указателя температуры воды, давления масла и уровня бензина. Щ иток приборов перед установкой на фанерный лист разбирается. В дат-чине указателя температуры воды делается вырез и вскрывается термобиметаллическая пластина с обмоткой, контактом и регулировочным болтом. В датчике указателя уровня топлива должны быть видны реостат иконтакт ­ ный ползунок. В датчике указателя давления масла вырезают верхнюю частьРисунки И. Шапенкова.16 пе есть и отстающие курсанты: то ли в силу общей слабой подготовки, то ли изза застенчивости и т. д. Эта категория «молчальников», как правило, дает положительный ответ на вопрос педагога, зачастую ничего не видя. Вот поэтому, как мы уже сказали выше, обращение к группе: «Всем видно?» методически неправильно и его следует избегать. Преподаватель сам должен решать этот вопрос. И ничего нет плохого, если он в ходе урока по мере надобности несколько раз даст указания, кому и где стать или сесть, как разместиться вокруг двигателя или стенда, добиваясь главного — обеспечить хорошие условия наблюдения для каждого курсанта. Иногда, если невозможно одновременно продемонстрировать работу прибора сразу всей группе, преподаватель делит ее пополам. Пока одна группа под руководством преподавателя знакомится с агрегатом или макетом, другая — занимается повторением. Если преподаватель объясняет устройство или работу мелких деталей или приборов, как, например, карбюратора, насоса, прерывателя, термостата и т. п., целесообразно, чтобы данные приборы были на каждом столе. Такие темы в Калужском АМК, например, изучаются в классе сборочно-разборочных работ, оборудованном специальными столами (описание и чертежи этих столов будут опубликованы). Сам преподаватель объясняет устройство приборов по увеличенному макету, а обучаемым предлагает находить детали на разрезных приборах, размещенных на столах. Правильность усвоения при таком ведении урока преподаватель проверяет обходом столов, опросом и личным наблюдением: тот ли канал, отверстие, обмотку, рычаг и т. д. нашли обучаемые на детали. При отсутствии увеличенного макета прибора, детали преподаватель при объяснении или подзывает всю группу к себе так, чтобы всем было видно, или ходит между рядами столов и показывает каждому то, что объясняет. В связи с замечанием об отсутствии макетов, стендов и других наглядных пособий в АМК хотелось бы сделать одно добавление. На состоявшемся недавно IV пленуме ЦК ДОСААФ руководители Таганрогского АМК заявили, что они намерены отказаться от получения пособий со стороны. Самодеятельность курсантов, оборудовавших классы своими силами, — вот что помогло этому клубу полностью обеспечить занятия всеми необходимыми наглядными пособиями. Опыт таганрогцев заслуживает самого широкого распространения. Привлечение курсантов к оборудованию классов позволит не только создать необходимую базу, но и значительно повысит качество подготовки технических специалистов, поможет лучше выполнить постановление IV пленума.Но вернемся к разговору о методике проведения урока. Очень важно определить момент, когда начать демонстрацию макета, прибора ив каком объеме. Некоторые преподаватели не придают значения этому вопросу. Начинают объяснять общее устройство прибора и вместо того, чтобы перечислить основные части и показать их. «застревают» на одной детали, начинают описание ее устройства, а иногда даже излагают и принцип взаимодействия. Урок теряет стройность, усваивать материал становится сложнее. Необходимо держаться такого правила: Объяснять вначале общее устройство и называть только составные части. Например, преподаватель ведет рассказ о генераторе. Вначале он обязан указать его назначение и показать его место на двигателе. Затем перечисляет и демонстрирует составные части: корпус, якорь, крышки, привод. Далее описывается устройство каждой части; затем — работа генератора, его неисправности и уход за ним. При такой последовательности изложения и показа обучаемые легко и быстро усваивают изучаемый материал, а преподаватели намного облегчают свой труд. w Таковы некоторые советы по использованию наглядности при обучении шоферов. В. КЛОКОВ, ст. инспектор ЦК ДОСААФ.ДоступнокаждомуАМК1 II , лдаамияимшмиииидвшвииившКАРБЮРАТОР К-80-а тт ППНА ЩИТЕ «НАСОСФОРСУНКА» (рис. 4) монтируются две форсунки: одна разобранная на детали, а вторая в сборе, но с разрезами. Кроме того, на щите помещают две схемы. На одной из них дают разрез насосафорсунки, при этом путь топлива изображается красной краской, а фильтр — желто-красной. На второй схеме можно дать рисунок плунжера в четырех положениях: начало движения, начало впрыскивания, конец впрыскивания и конец движения плунжера.СКЕЧА МИ.ИИЖНН'- пЦСА-ИО*•Ay *5т%СП »И ГАЬИ11J КМЧ.НМ'АШР* VKHifiQBaa—и ДЛЯ ЩИТА «КАРБЮРАТОР» (рис. 5) детали следует разрезать так, как показано, и разместить их совместно с двумя схемами. На одной из них следует показать конструкцию карбюратора, а на второй — его работу на пусковом режиме, режиме полной нагрузки двигателя и режиме холостого хода. Пользуясь советами, приведенными в настоящей статье, нетрудно изготовить любой учебный щит в каждом АМК. Их применение во время прохождения теоретического курса поможет значительно улучшить качество подготовки водителей, углубить их знания.