Шамайреплики произнес больше 120 раз! Надо ли говорить, что столь далекий от мотоспорта ассортимент, да еще а таком однообразии, может лишь отвратить от участия в розыгрыше, а не стимулировать покупку билетов и посещение соревнований. Много нареканий вызвала и работа главной судейской коллегии. Несмотря на то, что неясная формула была исправлена и Положение уточнено, главная судейская коллегия все время путалась в своих решениях. Так, при подведении итогов второго дня главный судья тов, Изотов огласил неверные сведения 33 по классам 175 сми 500 смс колясками; представителям команд пришлось его «поправлять». Явную . беспринципность проявила судейская коллегия, когда, не допустив в одном из заездов спортсменов, опоздавших к выходу на линию старта, затем вдруг «подобрела» и стала допускать к соревнованию опоздавших. Создается впечатление, что скоропалительно назначенный главный судья соревнований был попросту не подготовлен к своей ответственной роли. И наконец, когда, соревнования кончились, общее собрание участников, назначенное на 12 часов следующего дня, было... внезапно отменено. Организаторы соревнований не сочли нужным воспользоваться столь многообещающей возможностью встретиться с лучшими спортсменами страны, чтобы послушать их мнение и обсудить с ними спортивнотехнические итоги кросса. Невдомек коекому, видимо, и воспитательное значение подобных собраний. Говоря обо всех этих недостатках, мы вовсе не имеем а виду поставить их в упрек только местным организаторам соревнований. У них еще мало опыта, крупные соревнования всесоюзного масштаба не проводились в Литовской республике довольно давно. Но ведь задолго до начала соревнований в Вильнюс выехал представитель Управления технической подготовки и спорта ЦК ДОСААФ В, Чиняев. Присутствовал на кроссе и председатель Мотоциклетного комитета ФАМС М. Кедров. Дело, видимо, не в отсутствии опыта, а в халатности, в нежелании прислушиваться к критическим голосам общественности, которая неоднократно указывала на типичные, повторяющиеся из года в год недостатки в проведении мотокроссов. В прошлом году после проведения первенства СССР по мотокроссу в г. Кишиневе тоже «обошлось» без итогового собрания участников, о чем сообщал журнал «За рулем». — Зачем же повторять прошлогодние ошибки? — с таким вопросом мы обратились к тов. Чиняеву, отменившему итоговое собрание. — Можете написать об этом еще раз, — последовал циничный ответ. Впрочем, чиновный Чиняев, судя по его заключительной речи, произнесенной перед опусканием флага соревнований, не ждет оценок своей деятельности со стороны. Он поспешил в этой речи сам похвалить и организацию кросса, и судейство, и даже итоги первенства. Ему, очевидно, пришлись вполне по вкусу и описанные выше организационные неполадки, и судейские ошибки, и даже то, что команда ДОСААФ в результате непродуманного ее комплектования оказалась на третьем месте, сдав прошлогодние позиции...АЧЕМ ПОВТОРЯТЬ ОШИБКИ?Вильнюсе закончились соревнования на первенство СССР по мотоциклетному кроссу. Они привлекли большое количество участников и выявили значительный рост тактического и технического мастерства наших ведущих кроссменов, Подробный отчет о кроссе и анализ его спортивнотехнических результатов будет опубликован в следующем номере, Однако уже сейчас необходимо сказать несколько слов о том, как были организованы соревнования. К сожалению, в этой области никакого роста отмечать не приходится. И даже наоборот — налицо явное снижение организационного уровня соревнований. Начать с того, что само Положение о первенстве СССР 1960 года, разработанное Мотоциклетным комитетом ФАМС, было уязвимо 'во многих отношениях. Оставляя в стороне грубые стилистические ошибки, которыми оно изобиловало, скажем лишь, что буквально за, несколько часов до старта участникам стало известно о весьма существенных (и, увы, необходимых!) изменениях з Положении. Речь шла ни более, ни менее, как о... порядке определения победителей; формулу, по которой должны были подсчитыеаться очки в 'командном зачете, понадобилось срочно «пересмотреть». Если к этому добавить, что и назначение главного судьи соревнований было оформлено всего за сутки до старта, то многое станет еще более ясным. Завершающим штрихом «предстартового пеВриода» было то, что в развешенных по городу афишах были указаны неверные сведения о времени начала кросса и расписании заездов, а в составленной для зрителей программке содержались многочисленные ошибки и неточности. Впрочем, колодное, безразличное отношение со стороны организаторов соревнований зрители почувствовали уже по дороге в Антакальние — пригород Вильнюса, где проходила трасса кросса. Количество транспорта в этом направлении в дни кросса не было увеличено, и на троллейбусных остановках скапливались длинные очереди. Не лучше обстояло дело ив самом районе соревнований — здесь не было создано никаких удобств; уже через час после старта з радиусе до пяти километров невозможно было купить даже бутылку воды. И это в жаркий воскресный день, когда чуть ли не полгорода высыпало на холмы Антакальниса, чтобы наблюдать за напряженными схватками мотоциклисте;). Наплыв зрителей был большой, но... билетов продано очень мало: раз в десять меньше, чем обычно продают в других городах на такие соревнования. Даже и розыгрыш памятных подарков не спас положения. Кстати, убогая фантазия составителей лотереи при выборе предметов розыгрыша не пошла дальше детских игрушек и канцелярских принадлежностей, заготовленных к тому же в умопомрачительных количествах; объявляя выигрыш, слово «альбом» дикторМежду прочим, приз неудачника, .в виде маленькой детской галоши, получил по результатам первых двух этапов москвич Виктор Пылаев. Откровенно говоря, на эту галошу претендовало еще несколько кандидатов из столицы. Жаль только, что ленинградская фабрика «Красный треугольник» учредила всего один такой приз, имеющий яркий символический смысл.*В заключение хочется несколько слое сказать о финансовой стороне мотокросса. Это крупнейшее из всех состоявшихся у нас международных соревнований было намечено провести полностью на основе самоокупаемости, т. е. все расходы покрыть за счет продажи билетов. Замысел организаторов удался. Умелая реклама кросса средствами печати, радио, телевидения позволила привлечь на трассу массу зрителей, а широко развернутая продажа билетов—сделать большие сборы. В результате все средства, затраченные на проведение кросса, не только удалось компенсировать, но и получить известный доход. Впрочем, это уже не первый случай, когда мотоциклетные соревнования, 2*особенно если на них приезжают гости из-за рубежа, не требуют дополнительных ассигнований. Видимо, не далек тот день, когда мы сможем говорить уже не о самоокупаемости мотоспорта, а о его доходности, о возможности финансирования за его счет автомобильного и автомодельного спорта. В связи с этим настала пора решить по крайней мере два взаимосвязанных вопроса — о б увеличении количества международных соревнований в СССР ио нанесении ответных визитов в страны, присылающие к нам своих гонщиков. Необходимость посылать наших спортсменов в другие страны остро встала уже сейчас. Финны, несколько лет подряд присылавшие к нам своих лучших кроссистов, отказались это сделать в текущем году на том основании, что советские мотоциклисты не приезжают к ним. Перед советским мотоспортом стоит ответственная задача — в ближайшие годы завоевать признание на международной арене. Одним из важнейших условий решения этой задачи является продуманное, целенаправленное расширение дружеских спортивных связей. Б. КУЗНЕЦОВ.Ленинград — Таллин — Рига.п