%((ШрМ1Шесть дней упорной борьбы сильнейших мотоциклистов одиннадцати стран — Болгарии, Венгрии, ГДР, Дании, Монголии, Польши, Румынии, Франции, Чехословакии, Швейцарии и Советского Союза на кроссовых трассах Ленинграда, Таллина и Риги. Гонщики стартовали на мотоциклах с рабочими объемами цилиндров двигателя до 125, 175, 250, 350 и 500 смЗ. В кроссе участвовало около двухсот спортсменов. На состязаниях присутствовало свыше 500 000 зрителей, внимательно наблюдавших за острыми схватками на дистанции. Лучшим из лучших вручено 75 официальных призов, режденных местными и Центральным- автомотоклубами. Игорь Григорьев и Эрвин Крайчович — герои состязаний; каждый из них одержал победу в двух классах мотоциклов и стал обяа- | дателем двух «Больших призов» Ц АМК СССР. — Мотокросс такого размаха и такого накала спортивной | борьбы я видел впервые, — заявил ветеран советского мотоспорта заслуженный мастер спорта П. П. Воротилкин.ШЕСТАЯ ВСТРЕЧАшестой раз советские мотоциклисты радушно принимали кроссистоа за ­ р убежных стран. Но, пожалуй, е ще никогда наши зрители не видели такой увлекательной спортивной борьбы, к а ­ кая разгорелась на трассах Ленинграда, Таллина и Риги. В нынешнем году кросс впервые был проведен на трех трассах. Часть гонщиков выступала в двух идаже трех классах, что сделало соревнование еще интересней, а борьбу — острее.В*П ервый этап был разыгран в Ленин" I граде. Находились скептики, которые не верили в успех кросса у местных зрителей. Действительность опрокинула эти мрачные предсказания. Ленинградские болельщики показали себя подлинными энтузиастами мотоциклетного спорта. Надо отдать должное и организаторам кросса. Место соревнований было выбрано исключительно удобно — на окраине города, в большой котловине, и меющей естественный амфитеатр игромадную арену, на ко ­ торой уложилась трасса длиной в 2400 метров. Вся борьба происходила на глазах у зрителей. У же за несколько дней до соревнований тысячи людей с большим интер есом наблюдали тренировки участников. П еред началом кросса ленинградская погода как бы решила испытать мужество гонщиков и зрителей — ц е ­ лые сутки лил дождь. Н ои дистанция, и «трибуны», расположенные на песчаном грунте, не пострадали. Поэтому задолго до подъема флага соревнований более 150 тысяч ленинградцев за ­ полнили громадный мотодром. После торжественной части начался заезд на мотоциклах класса до 125 см*. На трассе сразу же развернулась упорная борьба. Гонку сначала возглавлял Б. Панферов, потом — чехословацкий спортсмен А. З емен . Н о на последнем круге вперед вырвался И. Григорьев;он и был на финише перзым. За ним пришли Б. Панферов иЛ . Сабо (Венгрия). А. Земен, упавший перед боксами, закончил дистанцию лишь шестым. С еще большим напряжением прошел заезд на мотоциклах класса до 250 см 3 , в котором участвовало 37 спортсменов. Рев моторов (старт давался с заведенными двигателями) потряс зрителей. Сразу же впереди оказались И. Хара и И. Грежебечек. О дна ­ ко на седьмом круге вторым был уже чемпион СССР Р. Решетнике. Н е сниж ая темпа, на восьмом круге он обошел лидера и сохранил свое преимущество до конца гонки. Два заезда — две победы советских мотоциклистов. Это было хорошим началом. В заезде на мотоциклах до 175 см" вновь встретились А. Земен и И. Григорьев. А. Земену удалось взять ре ­ ванш. За ним финишировал И. Григорьев, затем А. Савельев. На следующий день дождь прекратился, и на мотодроме собралось до 200 тысяч зрителей. Н а старт мотоциклов в классе до 350 см5 вышло около 40 участников. Как ив предыдущих заездах, на трассе развернулась захватывающая борьба. Но гонщиков СССР постигла неудача. Н. Севостьянов, Э. Кирсис, Б. Изанов сошли из-за травм; А. Дежинов, С. К а душкин, Е. Субботин — из-за неисправности машин. Победили И. Хара и Р. Решетнике. Последними стартовали 25 спортсменов на мотоциклах класса до 500 см 3 .В заезде выступало много иностранных гонщиков. Это и понятно. У нас пока, к сожалению, нет надежных мотоциклов этой кубатуры. А ведь предприятие, выпускающее мотоциклы «ИЖ», используя свою машину 350 см3 , вполне могло бы сделать «пятисотку». В этом заезде впереди был Э. К рай ­ чович, второе место занял С. К адуш кин, третье — • датчанин П. Андерсен. • Благодаря хорошей организации соревнований мотоспорт в Ленинграде приобрел много новых друзей. Главное же — вблизи города была найдена и освоена новая интересная трасса.*а ночь переехав в Таллин, спортсмены попали прямо с «корабля на бал», т. е. на старт кросса. Не будем останавливаться на перипетиях спортивной борьбы в Таллине. О тметим только, что все заезды проходили не менее интересно и напряженно, ч емв Ленинграде. Следует отметить прекрасную организацию как быта участников, так и трассы соревнований. Судейская коллегия работала четко и оперативно. Но таллинцы, страстные поклонники мо ­ тоспорта, на трассе были представлены всего лишь... 120 тысячами болельщиков. Это несколько меньше, ч ем обычно собирается на традиционные здесь шоссейно-кольцевые гонки. Выступления в Таллине показали преимущество чехословацких мотоциклов «Ява» перед другими машинами. Если наши гонщики и сумели занять здесь несколько классных мест, то сде-ЗЛенинградская трасса почти на всем своем протяжении была песчаной. ' На снимках : слева — Мирча Чернеску (Румыния) и Генрих Марковский (Польша); справа — Борис Мальчиков (СССР) на дистанции мотокросса. В бой вступила тяжелаяартиллерия — с тартприняли спортсмены на мощных 500-кубовых мотоциклах. лать это им удалось исключительно благодаря воле кпобедеиогромным физическим усилиям. Очень обидно было видеть, когда наши спортсмены, обходя своих соперников на разного рода препятствиях, вдруг отстазали на прямых участках трассы или на крутых подъемах. Н е хватало мощности двигателей. В Риге, где был проведен третий этап, спортсмены имели достаточно времени для подготовки мотоциклов и отдыха. З атем состоялись решающие заезды, которые позволили определить победителей рижского этапа и обладателей «Большого приза» Ц АМК СССР (см. таблицу). еперь, после того как замолкли мо ­ торы и несколько улеглись страсти, хочется сделать некоторые выводы и попытаться дать предварительные оцен ­ ки. М еждународный мотокросс на «Большой приз» Ц АМК СССР, безусловно, был большим событием как для советских, так и для многих иностранных спортсменов. Главный его итог — расширение и укрепление дружбымото ­ циклистов. Спортсмены десяти стран имели возможность познакомиться с нашей советской действительностью. Большое значение имеет обмен спортивным опытом между мотоциклистами. Особенно полезным, на наш ззгляд, оказалось знакомство с сильнейшими гонщиками Чехословакии, Д ании , Ш вей ­ царии, ГДР. Хотя мотокросс прошел вполне успешно, думается, что впредь такие встречи нужно проводить не болеечемв два этапа (например, в Ленингра ­ де и Риге или Таллине и Риге). Н еобхо ­ димо, чтобы между выступлениями угонщиков было 2 — 3 дня для подготовк и машины. Д ля участия вкроссе следует приглашать небольшие группы спортсменов из возможно большего числа стран. Это будет способствовать ирасширению связей, и болееширо ­ к ому обмену спортивным опытом и, наконец, повышению интереса зрите ­ лей к соревнованию. Ленинградскую кроссовую трассу нужно лучше оборудовать и сделать постоянной трассой для крупных соревнований. Р ижскуюи таллинскую трассы следует внимательно пересмотреть, д о ­ бавить броды, расширить некоторые узкие участки, построить постоянные помещения для судей, связи, технического обслуживания. Только после этого они станут вполне пригодными для проведения международныхи крупных национальных состязаний. Опыт розыгрыша памятных подарков среди зрителей полностью себя оправ-Отдельно хочется отметить надежную работу служб связи, медицины, охраны и транспорта на всех этапах кросса. И з судейских коллегий следует от ­ метить таллинскую. Л енинградцам хочется пожелать больше решительности, инициативности, более твердых знаний международного спортивного кодексаи правил проведения соревнований. Риж ане должны обратить внимание на повышение оперативности в работе, на улучшение обработки документов. О днаковцелом судейские коллегии полностью справились со своими задачами. Удачной оказалась новая практика ЦАМКиФедерации автомотоспорта, заключающаяся в том, чтобы какмож ­ но меньше посылать из Москвы судей на места. Это позволяет быстрее по ­ вышать свою квалификацию местным судейским кадрам ; вместе стем значительно снижаются командировочныеПОБЕДИТЕЛИ а ро о: Д Оо и3 со I II III IV V VIМЕЖДУНАРОДНОГО МОТОКРОССА НА ЦАМК СССР Класс мотоциклов«БОЛЬШОЙПРИЗ»до 125 см» СССР. И. Григорьев. ЧССР. А. Земен. СССР. В. Панферов. Венгрия. Ж. Хамор. СССР. А. Олейников. Венгрия. Л. Сабо.до 175 см» СССР. И. Григорьев. ЧССР. А. Земен. СССР. В. Адоян. СССР. Р. Дубов. Дания. Т. Даль. СССР. А. Савельев.до 250см»до 350см'до 500см»Т*ЧССР. Э. Крайчович. СССР. Р. Р ешетнике . ЧССР. И. Хара. ГДР. К. Нир. СССР. Т. Карнер. ЧССР. Я. Брабец.ЧССР. И. Хара. ЧССР. Э. Крайчович. СССР. Р. Р ешетнике . ЧССР. И. Гржебечек. СССР. Н. Соколов. СССР. А. Дежинов.ЧССР. Э. Крайчович. СССР. С. Кадушкин. Дания. П. Андерсен. ЧССР. В. Дубшик. Швейцария. П. Р апен . СССР. В. Кепскнй.дал. О днако проводить лотерею необходимо в тот же день на месте соревнований, а не через три дня, как это было сделано в Риге.расходы. Хочется пожелать только, чтобы больше внимания было обраще ­ но на усиление звена секретарей , хронометристов идаже счетчиков кругов. Опыт прекращения гонки сразу после финиша лидера вполне себя оправдал. Старт с заведенными моторамидолжен быть распространен на все соревнования, проводимые в СССР. Светофоры такженужно применять на всех крупных соревнованиях. О дна ­ ко, к акнам представляется, сигнал к началу заезда следует давать красным светом, а момент старта — зеленым, вовсе не пользуясь промежуточным — желтым. На соревнованиях была широкопред ­ ставлена разнообразная мотоциклетная техника — «Ижи», К-175, К-58, Э СО , «Чезеты», С ХЛ , «Юнаки», В ФМ , «Хускварна», БСА, А ЖС , «Паннонии», « Д а нувии», «Симеоны» и т. д. Безотказно работали мотоциклы БСА, АЖС, «Симеон», хотя квалификация спортсменов, выступавших на этих маУтренера спортивного клуба армии (Львов) Ю. Трофимца много важных вопросов. на которые, конечно, л учше всего получить ответы от победителя ряда заездов Э. Крайчовича.Таллинская трасса имела несколько следовавших друг за другом крутых подъемов и спусков. Н аснимках слева — мотоциклисты проходят один из гористых участков; вверху — общий вид спортивного лагеря на реке Пирита.