28
29
i^^^Jk^LC-i^u^cАвтомобиль «Бьянчи-Панорамика».ВЫСОТНЫЙ КОРРЕКТОР ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ КАРБЮРАТОРОВДля обеспечения нормальной работы автомобильных двигателей в высокогорной местности фирма Солекс выпускает специальный высотный корректор, автоматически дозирующий количество воздуха и бензина в зависимости от атмосферного давления. Прибор может устанавливаться на карбюраторах почти всех систем. Его главную часть составляет барометрическая коробка, показанная на чертеже.МИКРОАВТОМОБИЛЬ С ПОДПОЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМНаподобие того, к ак несколько лет назад возник грузопассажирский вариант автомобиля «Фиат-600» («Мультипла»), сейчас выпущен подобный вариант автомобиля «Фиат-500» («Жардиньера»). Однако в отличие от методов создания автомобиля «Мультипла» ноьая модификация повлекла за собой уже значительные изменения не только во внешних формах и устройстве кузова, но ив конструкции узлов и агрегатов автомобиля. Конструкторы сохранили заднее расположение двигателя, подвеску колес, несущую конструкцию кузова; в связи с тем, что кузов типа «универсал» с достувентилятора; необходимый для работы и для охлаждения воздух подается к карбюратору ик ребрам через специальные прорези, сделанные в стенках кузова, и каналы, впадающие в поперечно расположенный воздушный картер, из которого вентилятор забирает воздух. Прорези в кузове сделаны за боковыми стеклами, и расположение их обеспечивает поступление к двигателю относительно чистого воздуха. Передача крутящего момента осуществляется с помощью четырехступенчатой коробки передач. Передаточное число главной передачи — 5.125:1. Габаритные размеры «Жардиньеры» на 240 мм по длине и на 30 мм по ширине превышают габариты «Фиат-500»; колесная база увеличена на 100 мм. Это небольшое увеличение габаритов дало в сочетании с новой компоновкой агрегатов значительный выигрыш во вместимости автомобиля, оцениваемый примерно в1 Ms. Грузоподъемность нового автомобиля — 200 кг. Скорость — 95 км/час.ШЕСТИМЕСТЧАЯ МАЛОЛИТРАЖКАНа французском заводе «Симка» спроектирован автомобиль, полностью скомпонованный из агрегатов двух других выпускаемых на этом заводе моделей. Трудность заключалась в том, что автомобиль создавался не как модификация имеющегося образца (такая практика широко известна в автомобилестроении), а как синтез двух совершенно различных моделей — легкого малолитражного автомобиля «Симка-Аронда» и первоклассного автомобиля «Симка-Ведетта», имеющего мощный 8-цилиндровый двигатель. Задача состояла в том, чтобы сочетать комфорт и вместительность автомобиля «Ведетта» с экономичностью и малой стоимостью «Аронды». На первый взгляд объединение шестиместного кузова с двигателем, меньшим, чем, например, у «Москвича», казалось неестественным. Однако опыт показал, что не только в конструктивном, но ив технико-экономическом отношении задача эта вполне осуществима. Созданный на заводе автомобиль «Ариана-4» пользуется большим спросом у потребителей и владельцев автомобильных хозяйств. Так, среди общего числа автомобилей, приобретаемых для использования в качестве такси, автомобили «Ариана-4» составляют 80 процентов. Многим покупателям импонирует то, что по внешнему виду и размерам автомобиль производит более «солидное» впечатление, чем другие машины с двигателями до 1,5 л. В основу новой модели положен несущий кузов автомобиля «Ведетта», на который устанавливается четырехцилиндровый рядный двигатель «Аронды» с рабочим объемом цилиндров 1290 смЗ (ход поршня — 75 мм, диаметр цилиндра — 74 мм). В отличие от «Ведетты» на автомобиле установлена четырехступенчатая коробка передач. Габаритные размеры кузова несколько уменьшены; в сочетании с установкой нового двигателя это дало возможность снизить общий вес автомобиля (по сравнению с «Ведеттой») на 160 кг (13 процентов) и приблизить его к весу «Аронды» (1085 кг). Удельный весовой показатель (23 кг/л. с.) получился, разумеется, хуже, чем у обеих исходных моделей, но производственные и эксплуатационные расходы, тем не менее, значительно снизились. Шестиместный автомобиль «Ариана» обходится в производстве лишь на 12 процентов дороже Малолитражной «Аронды» и на 24 процента дешевле, чем мощный быстроходный (145 км/час) автомобиль «Ведетта». Максимальная скорость «Арианы» — 120 км/час. Расход топлива — 9,5 литра на 100 км пробега, т. е. на 2,5 л/100 км меньше, чем у «Ведетты», но и на 1 л/100 км больше, чем у «Аронды». хотя двигатель изменению не подвергся. Срок службы двигателя на автомобиле «Ариана-4» на 10 процентов меньше. чем у стандартной «Аронды».Автомобиль«Фиат-Жардиньера»пом к грузовой площадке сзади плохо сочетался со стандартным двигателем «Фиат-500», было решено «повернуть» двигатель на 90°. В результате получилась оригинальная и впервые примененная в практике автомобилестроения конструкция микроавтомобиля с подпольным двигателем (к тому же бензиновым, двухтактным, имеющим воздушное охлаждение). До сих пор такая компоновка была известна лишь в автобусах и тяжелых грузовиках, преимущественно дизельных. Рабочий объем горизонтального двигателя и габаритные размеры его несколько увеличились по сравнению с базовой моделью, причем новый двигатель гораздо более соответствует обозначению «Фиат-500», чем базовый, так как рабочий объем его 3 равен 499,5 см 3 (вместо обычных 479 см ). Диаметр цилиндра двигателя — 67,4 мм, ход поршня — 70 мм. Степень сжатия (7 ; 1) осталась без изменений. Двигатель развивает мощность — 21,5 л. с. Он имеет принудительное воздушное охлаждение с помощьюКузов«Жардиньеры».Удачное решение конструкции «Жардиньеры» побудило инженеров другого итальянского предприятия — завода «Автобьянчи» в Милане — создать на базе выпускаемого здесь микроавтомобиля «Вьянчина» не только грузопассажирскую модификацию, но и более комфортабельную легковую модель микроавтомобиля с подпольным двигателем; за счет этого конструкторам удалось увеличить вместимость кузова, площадь его остекления и др. На фото показан такой автомобиль — «Бьянчи-Панорамика».НОВАЯ «ПАННОНИЯ»К осенней Лейпцигской ярмарке венгерская промышленность подготовила новую, значительно модернизированную модель мотоцикла «Паннония-Делюкс» с рабочим объемом цилиндров двигателя 250 см 3 . Диаметр цилиндра и ход поршня одинаковые — 68 мм. Двигатель двухтактный, развивает мощность 14 л. с.С КОЛЯСКОЙпри 5100 об/мин. На машине установлен новый маховичный генератор мощностью 60 ватт, с регулятором. Передача крутящего момента от двигателя осуществляется через дисковое масляное сцепление, четырехступенчатую коробку передач и цепь. Коробка передач автоматизирована и имеет педальный привод. Передние и задние колеса взаимозаменяемы, причем для смены их не приходится демонтировать вторичную цепь, размещенную в закрытом картере. Подвеска колес осуществляется с помощью телескопических амортизаторов. Обращают на себя внимание развитые рабочие поверхности тормозов. Мотоцикл имеет декоративную облицовку, хорошо защищающую агрегаты от пыли, влаги, дорожной грязи. Большой интерес представляет конструкция коляски к этому мотоциклу, которая, впрочем, выпускается отдельно и имеет индекс ОК-4. Здесь оригинально разрешена проблема удобного входа для пассажира — верхняя крышка коляски вместе с монтируемым на ней панорамическим ветровиком откидывается на шарнирах вверх.28 МОПЕД С БЕССТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИЕЙНа французском мопеде «Мобилетта» установлено автоматическое сцепление «димоби» в блоке с бесступенчатой трансмиссией <мобиматик». Наружный барабан сцепления мопеда (отмечено черным) снабжен центробежными колодками 2с фрикционными накладками и посредством шкива, клиновидного ремня или цепи жестко соединен с колесом. Другой барабан сцепления (внутренний) тоже имеет центробежные фрикционные колодки 1и жестко соединен с коленчатым валом. При работе двигателя на холостом ходу этот барабан вращается.i+b&jtstt^t^te.ЛИСТОВАЯ РЕССОРА НОВОЙ КОНСТРУКЦИИЗападногерманская фирма МАИ разработала новую конструкцию рессорной подвески колес автомобиля, применив листовую рессору прогрессивного действия. Как видно из приводимой схемы, эта рессора, оба конца которой свободно лежат на дугообразных рессорных лапах, при полной нагрузке автомобиля растянута полностью. Чем сильнее становится прогиб при нарастающей нагрузке, тем более приближаются обе опорные точки рессоры к ее середине. Рабочая длина рессоры при нарастании нагрузки уменьшается и постоянно обеспечивает таким образом мягкое подрессорнвание. Тяговые и толкающие усилия воспринимаются двумя удлиненными вперед листами рессоры, лежащими в силент-блоках. При ненагруженном автомобиле рабочая длина рессоры наибольшая и она выгнута вниз. При полной нагрузке рессора вытягивается параллельно лонжерону рамы и пружинит вверх. Такое решение открывает новые возможности применения листовых рессор и может способствовать повышению мягкости подвески, особенно в грузовых автомобилях, что важно не только для обеспечения более «комфортабельной» перевозки грузов, но ис точки зрения сохранности дорожного покрытия, которое особенно сильно разрушается от динамических нагрузок.При увеличении оборотов двигателя накладки под действием центробежной силы прижимаются к внешнему барабану и приводят его в движение, в результате чего мопед трогается с места. При увеличении оборотов обеспечивается все более прочное сцепление обоих барабанов и проскальзывание накладок становится невозможным. Таким образом, сцепление автоматически действует соответственно числу оборотов двигателя и скорости движения мопеда. Когда скорость снижается ниже 5 км/час, сцепление выключается. Двигатель установлен на раме таким образом, что может качаться в направлении движения. При остановке натяжные пружины оттягивают двигатель вперед. В этом случае клиновидный ремень 3 глубже входит между конусами разъемного шкива, что соответствует низшей передаче. При увеличении оборотов двигателя включается сцепление «днмоби», мопед медленно трогается с места. Как только центробежные грузы 2 прочно соединят оба барабана, показанные на чертеже шарики также под действием центробежной силы начинают давить на конус шкива (заштрихован) и увеличивают радиус вращения клиновидного ремня. На подъеме число оборотов двигателя снижается. Шарики отходят влево, освобождая конус шкива, в результате чего радиус его уменьшается. Тем самым как бы включается низшая передача. В зависимости от положения рукоятки газа изменяется положение шариков и соответственно положение ремня. Если мопед движется со средней скоростью, то включается возможно большая передача. При увеличении скорости клиновидный ремень прижимает шарики к центру вращения, что соответствует переключению на следующую передачу.ПОДВЕСКА ПЕРЕДНИХ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ «ПЕЖО-404»На автомобиле «Пежо-404» (см. «За рулем», № 8) осуществлена оригинальная подвеска передних колёс, в которой полностью отсутствуют традиционные для конструкций этой фирмы поперечные листовые рессоры и треугольная система направляющих рычагов. Новая подвеска представляет собой систему, части которой выполняют отдельно функции подвески и управления. Самый элемент подвески состоит из наклоненной внутрь, слегка скошенной полой стойки, нижний конец которой жестко соединен с поворотной цапфой, в то время как верхний конец ее выходит под крыло автомобиля и здесь вращается в подшипнике, размещенном в специальном утолщении. Здесь же находится и тарелка, в которую упирается винтовая пружина. В стойке размещен телескопический амортизатор двойного действия; на стойку действуют только вертикально направленные усилия. Возникающие на виражах боковые толчки воспринимаются обычным поперечным рычагом управления, который одним своим концом шарнирно связан с поворотной цапфой, а другим концом упирается в поперечную траверсу (вернее, в резиновый подшип ник на ней). Возникающее на передних колесах торможение воспринимается длинной косой распоркой, отходящей от поворотной цапфы к передней части кузова (на чертеже не показана). Преимуществами данной конструкции являются уменьшение наклона кузова при прохождении автомобилем виражей, хорошее держание колеи и меньший износ шин.Рабочая длина рессоры: а — при нагруженном кузове автомобиля; б — при ненагруженном кузове автомобиля. в — при полном пружиненчи.ПНЕВМАТИЧЕСКИЕАмериканская компания «Эйр Лифт» начала производство пневматических дополнительных рессор, действующих в случае вынужденной перегрузки автомобиля. Новая рессора представляет собой прочный цилиндрический резиновый баллон, который вставляется внутрь существующей спиральной рессоры (рис. 1) или имеет собственную спиральную пружину и устанавливается между листовой рессорой и рамой автомобиля (рис. 2). Пневматические подрессорники накачиваются воздухом так же, к ак шины, и, по заявлению выпускающей их компании, позволяют увеличивать грузоподъемность некоторых автомобилей на 500 кг выше номинальной. В зависимости от величины перегрузки автомобиля и дорожных условий давление в резиновых цилиндрах можно менять от 0,3 до 1,7 кг/см 2 . Монтаж их на шасси мо-ПОДРЕССОРНИКИжет быть выполнен в течение нескольких минут. Новые пневматические рессоры могут быть использованы также и на легковых и малотоннажных грузовых автомо билях; в частности, в этом году они устанавливаются на автомобилях «Шевроле» грузоподъемностью 500 и 750 кг. Рис. 1. Рис. 2.1. Защитный мех. 2. Винтовая рессора. 3. Верхний опорный подшипник амортизатора. 4. Винтовой затвор. 5. Нижняя тарелка пружины. 6. Подшипник полой стойки. 7. Цилиндр амортиза^ тора. 8. Направляющая стойка. 9. Поршень амортизатора. 10. Поворотная цапфа. 11. Траверса шасси. 12. Поперечный рычаг управления. 13. Шарнир поворотной цапфы.29