С. ЛАПТЕВФото автора.огда группе работников автомобильной промышленности и транспорта СССР представился случай посетить в качестве туристов Швейцарию, вряд ли кто-нибудь из нас думал, что в этой стране можно получить много автомобильных, так сказать «профессиональных», впечатлений. Туризм есть туризм. Действительность показала иное. В Швейцарии мы увидели немало интересного для автомобилистов. Так, например, интересно решается проблема стоянок. Каждый свободныйКучасток асфальта на улицах, площадях, скверах отведен под стоянку, тщательно размечен. На центральных улицах наиболее крупных городоз введена система платных стоянок. Вдоль тротуаров установлены автоматы с часовым механизмом, показывающие разрешенное время стоянки (двухчасовая шкала) и время просрочки (до одного часа по дополнительной красной шкале). В крупных городах имеются многоэтажные гаражи — гостиницы для автомобилей местных индивидуальных владельцев и туристов. Наша группа сравнительно мало пользовалась общественным транспортом, так как за нами был закреплен автобус туристского типа. Этот автобус имел понравившуюся нам особенность: его сиденья снабжены рычажным устройством, позволяющим отодвигать кресла от боковых стенок кузова примерно на 100 мм. В результате посадка становится просторнее, а ширина прохода сужается, т. е. на время движения автобуса проход фактически ликвидируется. Большое внимание в Швейцарии уделяется организации автомобильного движения в городах и на магистралях. Во всех крупных городах и на междугородных трассах, на перекрестках главных улиц и на пересечениях дорог имеются хорошо видимые указатели с надписями, показывающими, куда ведет каждая из дорог или улиц. Многие указатели, выполненные в виде стрел с бе-, лыми надписями на темно-синем стекле, освещаются изнутри в ночное время. В Цюрихе и Женеве мы видели крупные, четкие планы городов, установленные в специальных витринах. Повсюду на дорогах сделана разметка полос движения. Применяются знаки разрешенного направления движения в виде стрел, нанесенных белой краской, или посредством металлических кнопок на полотне дороги посередине каждой полосы движения. Перед сильно загруженными перекрестками, для того, чтобы обеспечить заблаговременное перестроение транспорта, разделительные полосы и стрелы наносятся на расстоянии нескольких сот метров. Места для стоянки автомобилей на проезжей части улиц также тщательно размечены. На участках, где стоянка не разрешается, запрещающие знаки устанавливаются на невысоких столбах по краю тротуара достаточно часто (через каждые 50—100 м), так что водителю автомобиля не нужно запоминать, был ли такой знак у въезда на данную улицу. Очень наглядно обозначаются на полотне дороги места остановок автобусов и троллейбусов. Чаще всего эти места ограничиваются двумя белыми линиями, перпендикулярными краю дороги, а на участке между ними наносится зигзагообразная линия и надписи «bus» (автобус). Пешеходные переходы через улицы и площади обозначаются на проезжей части темно-желтыми линиями. На сложных перекрестках светофоры имеют по два или три вертикальных ряда фонарей. Каждый ряд регулирует движение соответствующего потока автомобилей (поворачивающего направо, идущего прямо, поворачивающего налево). Интересно отметить, что круглую форму имеет только стекло фонаря красного цвета, т. е. верхнее. Желтый фонарь выполнен треугольным, а зеленый, нижний, — квадратным. Такая система рассчитана на дальтоников, т. е. людей, не различающих красный и зеленый цвета. . В небольших населенных пунктах на автомобильных трассах светофоры устанавливаются очень редко. Чтобы при проезде таких мест избавить водителя от необходимости следить, напрягая внимание, нет ли по дороге светофора, за несколько десятков метров перед таким единичным светофором устанавливается предупреждающий знак: красный треугольник, в контуре которого изображен светофор. Эта система удобна, так как предохраняет от случайного проезда на красный сигнал светофора, особенно при движении против солнца. При подъезде к остановке водитель обязательно включает указатели правой стороны. При трогании с места и отъезде от тротуара включаются левые указатели поворота. Применяются мигающие одноламповые указатели и системы с поочередным переключением двух расположенных одна над другой ламп. Строгое соблюдение правил пользования указателями поворота, несомненно, повышает безопасность дви-" жения. В заключение хочется сказать несколько слов о строющейся автомагистрали Женева — Лозанна, по которой мы проехали. Это бетонная дорога с разделенной проезжей частью. Ее особенностью является то, что на поверхности она имеет зигзагообразные шероховатости, которые служат для улучшения сцепления шин с дорогой.30