13
14
овацию также ровенчанину Борису Савойскому, который прибежал на финиш с отказавшим мотоциклом в руках. После первого дня гонок в Уфе по общей сумме очков впереди был Ф . Шайнуров, за ним Л . Дробязко и Б. Самородов. Игорь Плеханов, которому через день выпала честь стать чемпионом страны по гаревым гонкам, был только на четвертом месте. Поэтому вполне понятно волнение зрителей, которые в последний день гонок уже за два часа до старта гудели на переполненных трибунах стадиона. Они с жаром обсуждали возможности лидеров. С каждым заездом этого боевого дня неуклонно повышался темп гонки. В пятом заезде, состязаясь с Леонидом Дробязко, Игорь Плеханов показывает лучшее время сезона: четыре круга он прошел за 1 минуту 18 секунд. Д о конца гонок никому так и не удалось перекрыть этот результат. Особенно остро вели борьбу Б. Самородов, который после травмы в 1959 году вновь обрел хорошую спортивную форму, и Ф . Шайнуров, стремившийся удержать звание чемпиона страны. Наконец закончен последний заезд. Но победитель первенства еще не определился, так как у Игоря Плеханова, Фарита Шайнурова иу Бориса Самородова оказалось совершенно одинаковое количество очков — по 38. Редчайший случай! Было ясно только одно — все три медали остались в столице Башкирии! Звание чемпиона страны судейская коллегия присудила Игорю Плеханову, имевшему наибольшее число (12) первых мест в заездах. Фарит Шайнуров и Борис Самородов, завоевавшие соответственно 10 и9 побед, получили первый — серебряную, второй — бронзовую медали. Уфимские зрители бурными аплодисментами наградили отважных гонщиков, поднявшихся на пьедестал почета. По просьбе болельщиков Игорь Плеханов тут же надел красный свитер чемпиона страны и украсил грудь золотой медалью. Проведение первенства страны по гаревым гонкам в два этапа, безусловно, уменьшило влияние случайного на исход чемпионата. Нужно отметить также, что все участники состязаний продемонстрировали не только мужество, высокотехническую езду, но и исключительную корректность в спортивной борьбе, несмотря на ее предельное напряжение и высокий темп. Значительно выросло также и тактическое мастерство не только ведущей группы гонщиков, но и талантливой спортивной молодежи. Сейчас можно уверенно сказать, что назрела необходимость и есть полная возможность проводить командное первенство страны в гонках по гаревой дорожке. Это еще больше поднимет значение гаревого спорта, позволит выявить талантливую молодежь, из которой можно будет создать сборную команду страны. Сразу же после командных гонок совершенно объективно можно определить и участников личного первенства, организовав для них несколько дополнительных заездов. В. КАРНЕЕВ, заслуженный мастер спорта. Ровно — Уфа. 3 «За рулем» № 9ВЫРАСТУТ ИЗ НИХ МАСТЕРА!ПЕРВЕНСТВО раснодон — город мужества, неиссякаемой юношеской отваги, прекрасных боевых и трудовых традиций. Краснодонские шахты находятся не только в городе: они разбросаны по всему району. Поэтому многие шахтеры имеют мотоциклы. Жители района говорят: «У нас каждый третий—водитель». Любят здесь и мотоциклетный спорт. И не случайно 1-й Всесоюзный кросс юной гвардии мотоспортсменов решено было провести на родине молодогвардейцев. Официально организацией кросса занимался оргкомитет в составе первого секретаря Краснодонского райкома КПУ А. Чеботарева (председатель), первого секретаря Луганского обкома ЛКСМУ А. Ващенко, директора музея «Молодая гвардия» А. Литвина, начальника Краснодонского автомотоклуба М. Кимова, бывшего «молодогвардейца» Р. Юркина и других. Но всех, кто помогал этому делу, невозможно перечислить. Среди жителей города, гостей и организаторов не было равнодушных.^3$""-.->» •"*»,.,СССР ПО МОТОСПОРТУ СРЕДИ ЮНОШЕЙКДевяносто пять участников приехали из одиннадцати республик (на кроссе не было лишь команд Литвы, Белоруссии, Молдавии и Казахстана). ...У каждого юноши свои склонности, свой характер, но все одинаково любят мотоспорт. Большинство участников — победители юношеских соревнований в своем городе или республике, поэтому они не считают себя новичками. Но сегодня все волнуются. Ведь это самый большой и важный в их жизни кросс. И зрителей необычно много: они со всех сторон окружили извилистую трассу. Почти рядом — шурф шахты № 5, куда фашисты сбросили молодогвардейцев. А дальше — мостик над овражком, который взрывали юные патриоты. Тогда, в 1942—1943 годах, героям Краснодона было столько же лет, сколько теперь этим юношам, готовым к старту. «Бой» начали машины с рабочим объемом цилиндров до 125 см 3 . Их было втрое больше, чем более тяжелых мотоциклов. Бороться надо было два дня. Сначала состоялся полуфинал. Юношей разделили на три равные группы.13 Каждая стартовала дважды. Пока первая — после четырех кругов — отдыхала, приводила в порядок машины, на старт выходила другая. Потом — третья. И снова — первая. Только лучшие 10 гонщиков из заезда, а всего 30 человек, получили право на участие в финале. Около трети мотоциклов были последнего выпуска, с четырехступенчатой коробкой передач. Некоторые из них — преимущественно из Московской области, Ростова, Прибалтики — выгодно отличались от машин из других мест, особенно из среднеазиатских республик. Они имели повышенную мощность двигателя, высокую степень сжатия и более надежную ходовую часть. Но вот старт... С каждым кругом меняется лидер. На холмах неистовствуют зрители. «Болея» за спортивную честь родного города, они видят, что их земляк И. Одыненко отстает, и стараются его подбодрить. В. Григорян и И. Попов — тренер и представитель грузинской команды — стоят на повороте и, когда мимо проносится О. Кисашвили, что-то кричат. Но он вряд ли их слышит. В хорошем темпе следовал заезд за заездом. Зрителям некогда было скучать. Перед ними мелькал калейдоскоп мотоциклов, лиц, номерных знаков. Скоро они уже издали угадывали: вот Крюч ­ ков. Сильный у него мотор, легок на подъеме. Или: Леонид Коба достал ко ­ го-то на вираже! Движок — послабее, так он выигрывает сноровкой. Но чаще всех замечали Виктора Арбекова: вот он едет на заднем колесе стоя! На другой день на старте финального заезда болельщики с радостью увидели земляка Анатолия Семенца. Вошли в заветную «тридцатку» грузины и москвичи, а также узбек Ю. Азисханов, азербайджанец М. Мамедов, гонщики «Трудовых резервов». Теперь надо было дважды пройти по 6 кругов, чередуясь с финальными заездами 175-кубовых машин. Если уже вчера соревнование поражало своим темпом, то сегодня гонка пошла совсем не на юношеских скоростях. Тут встретились представители самых сильных команд. Некоторые из них Стартуют юные мастера.шли в параллельном зачете. Исход борьбы решали сотые доли очка. Поэтому никто не смеялся, когда Виктор Шу ­ валов мчался несколько кругов без сапога, а Леонид Коба, весь перегнувшись, старался на ходу избавиться от выхлопной трубы, которая висела на одном болте. Болельщики были вознаграждены за свой энтузиазм. Краснодонец А. Семенец, который в каждом заезде подвигался к лидерам, под конец стал обгонять одного соперника за другим. Он последним ушел со старта (еще нет привычки к зеленому глазку светофора), а потом стал восьмым, шестым, четвертым, на финише —- третьим. «Еще бы круг — и он пришел бы вторым!» — сокрушались болельщики. Среди зрителей были и воспитанники Анатолия. Самый юный тренер страны, он работает в Краснодонском автомотоклубе.В следующем заезде спортсмены решительно оттеснили В. Зирниса. Особенно смело наступал А. Зайцев. Три круга он возглавлял гонку. За ним шли москвич Г. Мерлин и ростовчанин В. Серенко. Из-за сломавшейся вилки спортсмен из Киргизии О. Рогожин в первом заезде финишировал лишь двенадцатым. Вилку поправили, и теперь он почти не отставал от лидеров. Представители Украины — С. Рудик и Ю. Котов шли бок о бок, постепенно продвигаясь вперед. Затем они начали перегонять друг друга, сцепились колесами и упали. Было очень больно. Но не бросать же гонку. Секунда — и они снова в седле... Михаил Бабков (РСФСР, Моск. обл.) обгонял кого-то на повороте и не заметил кабеля, который зацепился за по ­ крышку. Юноша упал, на мгновение потерял сознание. Очнувшись, он увидел КРОССАПОБЕДИТЕЛИКоманды республик: 1 — Москва. 2 — Латвийска: РСФСР. Команды ДСО и ведомств: 1 — «Трудовые резервы», — Советская Армия. 3 — ДОСААФ. Личные места в классе до 125 смЗ: 1 — В. Арбеков (ДОСААФ. Моск. обл.). 2 — Г. Драугс (СКА, Л атвийская ССР), 3 — Л. Поляков («Трудовые резервы » . Ростов). Личные места в классе до 175 смЗ: 1 — В. З ирнис (СКА, Латвийская ССР). 2 — В. Серенко («Трудовые резервы», Ростов), 3 — Г. Мерлин (ДОСААФ, Москва). В классе мотоциклов до 175 см3 выступали весьма сильные гонщики. Почти каждый из них не раз участвовал не только в юношеских соревнованиях. Ростовчанин В. Серенко и москвич А. Зайцев недавно заняли призовые ме ­ ста в юношеском кроссе Центрального совета «Трудовых резервов». С. Саядов выиграл первенство среди юношей Азербайджана. В. Зирнис был победителем среди сверстников в зимнем кроссе ив первенстве юношей СКА 1959 года. За команду Москвы шел также сильный спортсмен М. Бабков. 'В первом заезде безраздельно господствовал В. Зирнис. Зрители аплодировали, когда он с почти одинаковой скоростью брал прямую, подъемы и виражи. На пути у него не было «случайностей», которые мешали другим. Сзади за второе место «сцепились» ленинградец К. Ознобищев и рижанин О. Решетнике. над собой голову медсестры в белой косынке. Тогда Михаил сразу же вскочил: «А как же команда!» — завел машину и — был таков. Медсестра только развела руками. Как ни старались другие, Зирнис вскоре опять был впереди. Директор музея «Молодая гвардия» А. Литвин впервые в жизни, «ак заправский комментатор, вел репортаж. Когда речь на 'Кроссе шла о мастерстве, упорстве, хороших машинах, не раз упоминались «Трудовые резервы». Два гонщика этого общества шли за команду 'Москвы, другие два — за команду Эстонии. И те, кто был в составе команд, и личники проходили трассу очень удачно. В итоге первенства почти каждый из них вошел в первую десятку, а команда «Трудовых резервов» заняла первое место. Все участники «росса — члены ДОСААФ , и многие из них — члены различных досаафовских клубов. Представители этих клубов в общем выступали слабо, если не считать отдельных гонщиков Москвы, Московской области и Прибалтики. Кросс показал, что до сих пор клубы оборонно-патриотического Общества мало внимания уделяют спортивной работе среди молодежи. Теперь, когда идея лично-командного первенства юношей успешно осуществлена, каждый, кому дорого развитие мотоспорта в стране, надеется, что про ­ ведение кросса «Молодая гвардия» станет традиционным. Нужно только, чтобы юношеские команды всех республик нашей Родины к нему более тщательно готовились. Эти соревнования должны стать всесоюзным смотром, экзаменом на зрелость молодежи, идущей на смену мастерам мотоциклетного спорта. С. ВИТКО, первый секретарь Краснодонского РК ЛКСМУ; В. КНЯЗЕВА, наш спец. корр. Краснодон.ЭД1'*-• '•'"• 1НжШ