Творчество юных |ПЯТЬ ТЫСЯЧ ШКОЛЬНИКОВ-АВТОМОДЕЛИСТОВ ГОТОВЯТСЯ К ЛЕТНИМ СТАРТАМ назад, С равнительно недавно, пять летпервые на Украине были созданы кружки автомоделистов. Новый вид технического творчества вызвал особый интерес у школьников, которые с большим желанием стали изучать устройство автомобилей, проникать в тайны двигателей и других узлов машины. Пропагандой нового вида технического спорта стали заниматься организации ДОСААФ , школы и детские учреждения Министерства просвещения УССР. Впервые в 1957 году в Киеве была проведена встреча юных конструкторов автомоделей. В ней приняли участив 35 моделистов — представителей девяти областей республики. Первое место завоевала команда школьников из Винницкой области. Сейчас автомодельным спортом на Украине занимается свыше 5 тысяч школьников. В республике создана широкая сеть кружков и секций юных автомоделистов. Центрами автомоделизма стали республиканская и областные станции юных техников. Наши преподаватели-инструктора В. Круглое, А. Крищук, Л. Понасюк, П. Оргип, В. Енин и другие стали подлинными мастерами конструирования автомоделей. Они помогают ребятам разрабатывать новые конструкции. УКРАИНЫ Разветвленная сеть автомодельных кружков требует большого количества хорошо обученных, технически грамотных инструкторов. Для их подготовки ежегодно областные станции юных техников проводят семинары, на которых будущие руководители кружков и секций получают необходимые теоретические знания и вырабатывают практические навыки по изготовлению отдельных узлов модели. В Киевской области, например, такой семинар окончили 16 преподавателей средних Школ. Большую помощь кружкам оказывают инструкторы-школьники старших классов. Готовим мы их в летних лагерях юных техников при республиканской и областных станциях юных техников.Ежегодно команда УССР принимает участие в первенстве СССР по автомодельному спорту. Н аснимке : В. Круглов прогревает двигатель модели на электростартере.АВТОМОБИЛЬ СОЗДАН СТУДЕНТАМИмикролитражавтомобиль ХАДИ-2. Он спроектирован и построен студенческим конструкторским бюро (СКВ) при кафедре автомобилей и двигателей Харьковского автомобильно-дорожного института. Руководил работой студентов механик кафедры — мастер спорта В. К. Никитин. ХАДИ-2 — спортивно-туристский автомобиль. Конструкция его выполнена на базе узлов и агрегатов серийных автомобилей и мотоциклов. Двигатель и сцепление типа М-72. Коробка передач, передний и задний мосты, рулевое управление взяты с автомобиля ;<Москвич-407». Вместительный багажник расположен в задней части машины. Посадка водителя очень удобна, благодаря чему уменьшается утомляемость при длительной езде. Оригинален легкий кузов. Он придает автомобилю привлекательный внешний вид, обеспечивает хороший обзор.П еред вами (на фото) ный двухместныйчество изготовления моделей, увеличилась их скорость. Так, на пятых республиканских соревнованиях, проводившихся в Одессе в 1961 году, уже принимало участие 140 Мы стараемся, чтобы учащиеся заниумельцев из 24 областей. На этих соревмались конструированием моделей в тенованиях команда Хмельницкой области чение всего года. С этой целью автозавоевала переходящий кубок Минимодельные кружки на летний период орстерства просвещения УССР, которым в ганизуются в пионерских лагерях. Занятечение трех лет владели харьковчане. тия с кружковцами здесь проводят, как На этой встрече 40 школьников выполниправило, воспитанники СЮТ, ли разрядные нормы по автомодельному спорту. За несколько лет, прошедших после В прошлом году модель Виктора Ахпервой встречи автомоделистов, не тольматова (1,5 см3) развила скорость 84,112 ко значительно возросло число консткм/час. рукторов-автомоделистов, расширилась Значительно быстрее стали грсходить география кружков, но и повысилось кадистанцию и модели с электрическими двигателями. Мы стремимся к тому, чтобы каждое соревнование не только подводило итог проделанной за год работы, но и было При изготовлении кузова была предхорошей школой для моделистов и руварительно выполнена гипсовая модель ководителей кружков. После каждой в натуральную величину автомобиля. встречи работники республиканской Поверхность ее после тщательной отстанции юных техников проводят техниделки покрыли тонким слоем парафические конференции. на. Потом приступили к многослойной Наши школьники в составе сборной (10 слоев) оклейке модели стеклокоманды Украины защищали спортивную тканью с помощью эпоксидной смолы честь республики на всесоюзных соревмарки 2100, В качестве отвердителя нованиях автомоделистов. Следует скасмолы применяли гексаметилендиамин. зать, что они не отстали от зрелых мастеров. Так, модель, построенная ЕвгеРама автомобиля сделана из эллиптинием Лютовым, на первенстве страны ческих сварных труб. заняла первое место в своем классе. Автомобиль развивает максимальную А уже через год Евгений выполнил скорость 100 км/час, расходует 7л топнорму мастера спорта. Это почетное лива на 100 км . Вес его — 500 кг, длизвание завоевал также Виктор Ветров из на — 4180 мм, высота — 1630 мм, шиТернополя. рина — 1050 мм. База автомобиля — В 1962 году в республике намечено 2240 мм, дорожный просвет — 150 мм . провести шестые республиканские соНа ХАДИ-2 установлены шины 5,20—13, ревнования школьников-автомоделистов, применяемые на автомобиле «Запоропосвященные сорокалетию пионерской жец». организации имени В. И. Ленина. Им будут предшествовать встречи моделистов А. ПОДРЕЗ, в районах и всех областях Украины. студент ХАДИ. Л. КЛОЧАН, старший методист республиканской станции юных техников.Киев.Большого мастерства в изготовлении автомобилей достиг украинский моделист мастер спорта Е. Ляшенко.