Прокату автомобилей —зеленую волнудвух лет назад, весной 1960 О коло <на улицах Риги появились пергода, вые автомобили с непривычной надписью на сверкающем лаке кузова «NomaПрокат». В короткое время эта форма обслуживания населения завоевала популярность и право на жизнь. Число желающих пользоваться автопрокатом непрерывно растет. Мы начинали новое дело с двумя десятками автомобилей, а сегодня Рижская база проката насчитывает почти сто машин и около трех Следует учесть, что сами методы подсчета рентабельности, практикуемые в нашей республике, да ив других местах, еще нельзя считать совершенными. Например, распределение накладных расходов между базами проката и таксомоторными парками, с которыми они сейчас объединены, происходит по часам, проведенным автомобилями в наряде, и не дает ясной, отчетливой картины действительной себестоимости одного километра пробега машины. Ведь расходы на прокатный автомобиль, выданный абоненту на длительный срок, значительно ниже, чем на автомобильтакси, который работает ежедневно на линии. А только в прошлом году одна четвертая часть всех имеющихся в проА. БИРЗНЕК, заместитель министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССРТРУДНОСТИтысяч абонентов. Однако автопрокат Латвии испытывает еще серьезные трудности в своем развитии. Одна из них — сезонность в работе прокатных автомобилей. Если во II и III кварталах года коэффициент использования парка выражается цифрами 0,7—0,8, то вIи IV кварталах они снижаются, как правило, до 0,2—0,4. А это неизбежно приводит к повышению себестоимости километра пробега, уменьшению рентабельности. Конечно, при любых условиях спрос на автомобили в летнее время года будет всегда больше, чем зимой, но возможности сделать работу проката ритмичной есть. Опыт показывает: некоторые абоненты не берут зимой автомобили не потому, что в них нет потребности, а оттого, что побаиваются их эксплуатировать в непривычных условиях. В самом деле, что осложняет эксплуатацию автомобиля зимой? Затрудненный пуск двигателя при низких температурах, боязнь разморозить систему охлаждения при стоянках. Если это не пугает шоферов-профессионалов, то для любителей нередко является большим препятствием. М ожно ли его преодолеть? Думается, что можно. Для этого необходимо оборудовать автомобили проката несложным устройством для подогрева воды и масла. Сезонность проката имеет и еще одну отрицательную сторону. Длительный перерыв в практике вождения почти сводит на нет приобретенные автолюбителями навыки управления автомобилем и нередко является причиной многих нарушений правил движения. Не способствует размереннной работе автомобилей в прокате и существующая система тарифов. Тариф должен учитывать 'изменения спроса, а потому и быть дифференцированным по временам года. В самом начале организации прокатных станций этого не было сделано по вполне понятным причинам — у нас отсутствовал какой бы то ни было опыт работы. Сейчас практика эксплуатации настоятельно требует введения сезонных тарифов. По нашему мнению, можно снизить тарифы на зиму и глубокую осень примерно на 20%, но соответственно нужно планировать доходы, иначе и при возросшем спросе не достигнуть рентабельности. высока еще себестоимость километра пробега у прокатных автомобилей. Некоторые руководители делают из этого преждевременные выводы о нерентабельности системы проката. Нам эта опасность представляется мнимой. 3*НАСТОЯЩИЕкате автомобилей выдавалась в пользование на сроки до одного месяца. Очевидно, выход надо искать в разделении проката с автохозяйствами другого назначения. Настало время выросшие -и окрепшие парки проката с числом машин более 200 выделить в самостоятельные хозяйства со своей материально-технической базой. Те из них, где число машин невелико, могут остаться колоннами при таксомоторных парках с переводом на внутренний хозрасчет. Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР рассматривает в настоящее время вопрос о переводе рижской автобазы проката на самостоятельный баланс, с передачей ей станций технического обслуживания. Это расширит ремонтную зону автобазы, а организация при станциях техобслуживания пунктов проката автомобилей создаст удобства и для абонентов. Мы уже говорили о том, что в истекшем году 25 процентов автомобилей проката находилось в наряде сроком до одного месяца. При этом машины выдавались автолюбителям на льготных условиях, со скидкой в оплате. Но так как планирование дохода до сих пор происходит по часовым тарифам, то по таким машинам он получался ниже предполагаемого, несмотря на выполнение и даже перевыполнение всех других показателей работы, видимо, и в этой части еще не все учтено и принято во внимание. Повторяем: при правильной организации дела и налаженном учете нерентабельность прокату не угрожает. Действительная же трудность заключается •в том, что прокатные автомобили не укладываются в обычные нормы технического обслуживания, ремонта, амортизации. И это станет понятным, если учесть, что в течение года каждый прокатный автомобиль эксплуатируется поочередно 150—200 абонентами. Навыки и умения большинства любителей, пользующихся машинами от случая к случаю, нельзя сравнить с опытом и мастерством шоферов-профессионалов. Износ прокатных автомобилей, а отсюда потребность в запчастях и ремонте всегда будет выше, чем у любого автомобиля обьгчного автохозяйства. Вывод напрашивается один: нормы снабжения автобаз проката запасными частями,сроки технического обслуживания и ремонтов должны быть изменены. Техническое управление нашего министерства сейчас подготавливает соответствующие рекомендации. Полезно было бы услышать мнения на этот счет и работников автотранспорта других республик. Научно-исследовательскому институту автотранспорта лора разработать единое положение о всесоюзной системе проката, ответив таким образом на целый ряд еще не решенных вопросов. Скажем, простое, на первый взгляд, дело — расчет потребности прокатных парков в ремонтных и вспомогательных рабочих. Но ведь он должен отличаться от расчета, применяемого в обычныхИ МНИМЫЕавтохозяйствах, поскольку работникам автобаз проката приходится выполнять целый ряд таких операций, которые вменяются в обязанность шоферу. Надо определить более четко типаж автомобилей для проката. По нашему мнению, в прокате целесообразно иметь до 60 процентов автомобилей «Москвич», около 20 процентов парка должны составлять автомобили «Волга», остальное — ГАЗ-69 и микроавтобусы типа РАФ. Применение микроавтобусов себя оправдает. Они могут быть широко использованы для загородных туристских поездок, дальних экскурсий целых коллективов. И, наконец, вполне преодолимыми окажутся трудности во взаимоотношениях станций проката и абонентов, если привлечь к новому и полезному делу широкие массы общественности. Не секрет, что некоторые автолюбители небрежно относятся к технике, полученной во временное пользование. Воспитательная работа и повышение специальной подготовки автолюбителей должны быть в центре внимания общественного актива при гаражах проката. Большую работу в этой области проводит общественность Риги. При гараже проката систематически организуются лекции и беседы, консультации по правилам движения и устройству автомобиля, ознакомление абонентов с особенностями управления и эксплуатации машин, находящихся в прокате. Борьба за высокую дисциплину < техническую и культуру автолюбителей дает свои плоды: несмотря на возросшее число машин и пользующихся прокатом, нам удалось добиться снижения аварийности и других происшествий. Обсуждение насущных проблем проката, начатое редакцией журнала «За рулем», — большое и мужное дело. Над о надеяться, что оно поможет найти 'наилучшие решения всех вопросов ор ­ ганизации и развития автопроката — этой подлинно социалистической формы использования легковых автомобилей.15