СПУСТЯТРИДЦАТЬ ЛЕТ1932 года в одну из 11 по Страстному бульвару, где размещалась тогда редакция журнала w3a рулем», пришел молодой человек, слушатель курсов рабочихавторов Журнально-газетного объединения, шофер И. Л. Крузе. Он принес статью, которая называлась «Добьемся дисциплины в уличном движении». Статья была опубликована в № 5 журнала «За рулем» за 1932 год. С тех пор прошло 30 лет. На улицах Москвы снова весна. Только столица наша теперь совсем иная. В этом неесенним В комнат днем дома трудно убедиться, сравнив два снимка, на которых запечатлена хорошо знакомая москвичам Арбатская площадь. Вырос город, выросли и люди. Бывший шофер И. Л. Крузе теперь — кандидат технических наук, доцент Московского инженерно-экономического института имени Серго Орджоникидзе. Возвращаясь к старой теме, сегодня он рассказывает на страницах нашего жур ­ нала об изменениях в уличном движении столицы, делится мыслями о том, как улучшить его организацию. велико у нас количество дорожных происшествий, аварий. Думается, что наличие этих недостатков в известной степени связано с отсутствием необходимого научного уровня их оценки и анализа. Для того чтобы правильно осмыслить все сложное переплетение причин, порождающих дорожные происшествия, необходимо глубоко и серьезно изучить их при помощи новейших методов, которые открывают перед нами электронная техника ики ­ бернетика. Пора привлечь к делу организации уличного движения современную технику, последние достижения научной статистики. В современном крупном городе вопросы регулирования транспортных потоков, обеспечения безопасности движения перерастают из проблемы административно-юридической в научно-техническую. В связи с этим в Московском автомобильно-дорожном институте создается особая кафедра по подготовке инженеров — организаторов движения. Научно-исследовательской работой в данной области сейчас заняты три специализированные лаборатории: при Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта, Академии коммунального хозяйства и Научно-исследовательском институте милиции. Необходимо лучше координировать их работу, нацелить на творческое, смелое и научно-обоснованное решение узловых вопросов организации движения, борьбы с аварийностью. Эта отрасль науки должна достичь современного уровня. Но как ни важна научная сторона дела, нужно еще массовое участие технически грамотных людей, любящих транспорт, понимающих его особенности. Животворную струю вносит в работу ОРУДа и ГАИ многочисленный отряд общественных инспекторов. Человек с красной повязкой на рукаве стал уважаем на улицах столицы. Сколько несчастных случаев предотвратили общественные автоинспектора, сколько благородных поступков совершили они1 Активисты трудятся в различных ко ­ миссиях, секциях, следят за техническим состоянием автомобилей, пропагандируют правила движения, проводят воспитательную работу среди водителей. Тридцать лет назад о таком размахе общественных начал мы даже и не мечтали. И вот хочется, чтобы работники ОРУД—ГАИ, опираясь на эти большие общественные силы, на современную науку, смелее решали многие вопросы, поставленные жизнью. И. КРУЗЕ, кандидат технических наук.Тридцать лет... Много это или мало? Возьмите виды Москвы ну, скажем, 1870 и 1900 годов и сравните их. Вы почти не заметите существенных изменений. А фотографии 1932 и 1962 года... Да нужно ли прибегать к фотографиям? На наших глазах советская столица претерпела столь разительные перемены, что описать их в небольшой статье просто невозможно. Все изменилось в этом городе, стоящем на пороге коммунистического завтра, — люди, здания, улицы, площади и, конечно, транспорт. Пожалуй, ничто так наглядно не отражает темп городской жизни, ее размах, как уличное движение. Автомобили и их собратья — троллейбусы окончательно вытеснили своих гужевых коллег, и последний извозчик Москвы со вздохом облегчения сдал свой номерной знак в музей истории и реконструкции города. Появились экспрессы метрополитена, а шумные трамваи почти совсем вытеснены из центра города. Неузнаваемо изменились автомобили — их внешний вид, габариты, скорость, технические возможности. Нынешние москвичи, наверное, уже забыли автомобили ГАЗ-А, которые когда-то казались чуть ли не верхом изящества, а многие из молодых людей и не видели их. Все теснее становилось транспорту на узких улочках, мощенных булыжником и петлявших в разных направлениях. Десятки улиц были расширены и спрямлены, уменьшены их уклоны, повсеместно появился асфальт, а затем туннели для транспортных средств и подземные переходы для пешеходов. Оказалось, что нормальная жизнь магистралей города невозможна без трехцветных глазков светофоров с автоматическим управлением, вплоть до «зеленой волны» непрерывного движения. Заметно дисциплинированнее стали пешеходы.А что будет еще через 20 лет — в срок, предусмотренный программой коммунистического строительства? Ведь автомобильный парк страны возрастет до размеров, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей в грузовых и пассажирских перевозках. Произойдет не только гигантский количественный и качественный рост перевозочных средств, но и значительное изменение всей структуры автомобильного транспорта, совершенствование методов его эксплуатации, включая весь многообразный комплекс вопросов организации движения. Но вернемся к сегодняшнему дню. Повышение пропускной способности магистралей сейчас — одна из основных забот руководителей транспорта столицы. Вслед за Садовым кольцом непрерывного скоростного движения появится еще несколько таких же магистралей. Уже в этом году заканчивается строительство внешней кольцевой дороги, которая соединит все выходящие из Москвы шоссе. И теперь, спустя 30 лет, хочется вернуться к вопросу об организации и регулировании движения транспортных средств. Да, многое изменилось за прошедшие 30 лет. Но если вспомнить, какие вопросы обсуждались на первой московской конференции по регулированию уличного движения в 1932 году, то можно обнаружить, что некоторые из них отнюдь не потеряли актуальности и теперь. По-прежнему мы не добились еще должного взаимопонимания между пешеходами, водителями и сотрудниками ОРУД—ГАИ. Есть еще недостатки в организации уличного движения, еще далеко не каждый шофер строго придерживается правил уличного движения, умеет ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Наконец, все еще20