Н V съездуНе лучше обстоит дело и со стационарными двигателями. На катерах, глиссерах и других мелких судах с успехом могут применяться конверсированные автомобильные двигатели «Волга», «Москвич», «Запорожец». Конверсия в основн ом сводится к замене коробки передач реверс-редуктором. Дело это не очень хитрое, однако производство таких двигателей в судовом варианте по существу не налажено. Те несколькоДОСААФногочисленные посетители выставки «Машины культурно-бытового назначения» (она была развернута на ВДНХ в дни работы XXII съезда КПСС) не задерживались у двух невзрачных подвесных лодочных моторов, сиротливо затерявшихся среди новых мотоциклов, мотороллеров, велосипедов. Одноцилиндровая пятисильная «Стрела» и двухцилиндровая десятисильная «Москва» устаревшей конструкции — это все, с чем пришли на выставку заводы, выпускающие моторы для спортивно-туристского флота. Наша страна — великая морская и речная держава. Не случайно поэтому к водно-моторному спорту и водному туризму тянется огромное количество людей самых различных возрастов и 'профессий. Немало водномоторников бороздят голубые просторы, еще больше мечтают сесть за руль глиссера, катера, мотолодки. К сожалению, мечты эти подолгу остаются несбыточными, так как спортивные и торговые организации не в состоянии обеспечить водномоторников судами, двигателями, специальным оборудованием. Правда, в последнее время предпринимались попытки организовать их массовое производство. За истекшие пять лет издан ряд постановлений, обязывающих заводы и совнархозы наладить выпуск современных лодочных моторов, судов и оборудования. Но все решения остались на бумаге. Не выполнил постановление Омский совнархоз, которому был поручен выпуск двадцатисильного подвесного мотора. Не оправдал надежд водномоторников Воронежский совнархоз, сорвавший производство облегченных трехсильных двигателей. Д олжни ками спортсменов и туристов остаются Горьковский совнархоз, Мелитопольский моторостроительный завод. В чем же причина столь неудовлетворительного состояния двигателестроения для малого флота? Выпуск подвесных моторов обычно поручают предприятиям, для которых судовые двигатели являются побочной продукцией. Поэтому заводы не уделяют им достаточного внимания, стараются оттянуть начало производства, а при первом удобном случае и вообще освободиться от изготовления лодочных моторов. Именно так поступил один из наших заводов, которому в свое время было поручено освоение мощного подвесного мотора. По этой же причине был прекращен выпуск моторов небольшой мощности «Чайка», Л М - 1 , «Рига-125», в которых нуждаются тысячи туристов.СЧЕТ В0ДН0М0Т0РНИК0В ПРОМЫШЛЕННОСТИ мтипов конверсированных двигателей, которые у нас выпускаются, — АМ20СРЗ, М517-1, M5IV водномоторникам недоступны, так как в розничную продажу они не поступают, а распределяются по нарядам. Да и конструкция их очень сложна и громоздка. Совершенно ясно, что необходимо упростить узлы конверсии, сделать их более совершенными. Это позволит увеличить выпуск двигателей для катеров, снизить цену. Производство их, видимо, целесообразно наладить непосредственно на автомобильных заводах. В последнее время широкое распространение за рубежом получили откидные угловые колонки, значительно облегчающие эксплуатацию двигателей автомобильного типа «а туристских судах. Конструкции таких колонок разработаны иу нас {в частности, водномоторниками Центрального морского клуба ДОСААФ ) , однако промышленное производство их не налажено. Решение всех этих вопросов имеет и большое народнохозяйственное значение: в расширении производства двигателей для лодок и катеров, в улучшении их конструкции заинтересованы работники речного флота. Не меньшую тревогу вызывает положение с производством корпусов ; мелких судов. В магазинах относительно свободно можно приобрести только дюралюминиевую лодку «Казанка» стоимостью около 300 руб. Шлюпочный завод ДОСААФи Латвийский завод «Дзинтарс» время от времени выпускают спортивные суда, но в продаже нет доступных широкимкругам водномоторников дешевых катеров и туристских мотолодок. При создании корпусов спортивнотуристских судов конструкторы не используют последних достижений в области судостроения. Таковы лишь некоторые факты, свидетельствующие о равнодушном отношении предприятий и торгующих организаций к запросам водномоторников. И все же, несмотря на это, водно-моторный спорт и туризм бурно развиваются за счет самодеятельного технического творчества и инициативы. В последние годы особенно заметно расширилась его география. В 40 городах девяти союзных республик объединено более 45 тысяч спортсменов-разрядников. Повсюду работают секции дальнего плавания. Особенно увеличилось число их в организациях ДОСААФ . В ближайшие годы предусмотрено привлечь к занятиям физкультурой и спортом около 50 млн. человек. Не трудносебе представить, как увеличилась бы армия водномоторников, каким подлинно массовым стал бы этот вид спорта в нашей стране, если бы в полной мере удовлетворялись нужды в лодочных моторах, запасных частях к ним, в кор пусах спортивно-туристских судов. Невнимательное отношение к нуждам водномоторников тормозит рост спортивных результатов. Советские гонщики не могут еще похвастать высокими скоростями ни на коротких, ни на длинных дистанциях. Наши рекорды еще значительно уступают мировым и европейским. Правда, спортсмены-досаафовцы добились за последнее время известных успехов, установив ряд новых всесоюзных достижений. Но эти достижения могли бы быть выше, если бы водномоторники имели в своем распоряжении мощные гоночные моторы. Отсутствие отечественных подвесных двигателей для спортивных соревнований является главным препятствием на пути к достижению массовости, роста ско ростей и выхода нашего водно-моторного спорта на широкую международную арену. Сейчас наметился некоторый сдвиг в этом отношении. Общественное кон структорское бюро при Центральном морском клубе ДОСААФ разработало конструкцию и сделало опытные образцы гоночного двигателя «Ураган-175» мощностью 28 л. с. Если удастся организовать серийное производство этого мотора на машиностроительном предприятии, то наши спортсмены получат отличный двигатель класса 175 см3 . Однако как будет восполнен пробел в остальных классах — 250, 350, 500 см3 , в которых также разыгрыааются первенства мира и Европы? Не первый год ждут спортсмены этих гоночных моторов. Постановления о конструировании и постройке двигателей класса 175 и 250 см3в свое время были изданы, но самих моторов все нет и нет, и честь советского спорта нашим спортсменам приходится защищать на импортных моторах. Спортсмены-водномоторники надеются, что совнархозы, заводы, конструкторские бюро, которым в свое время было поручено освоение новых двигателей для малого флота, выполнят, наконец, принятые постановления и создадут совершенные отечественные моторы — спортивно-туристские и гоночные, — не уступающие лучшим заруб ежным образцам. Чтобы вывести из тупика спортивнотуристское судостроение, нужна помощь Госплана, Государственного коми тета по судостроению при Совете Ми нистров СССР, ряда совнархозов. Только- а этом случае наш водно-моторный спорт выйдет на широкуюдорогуи займет достойное место среди остальных видов спорта. А. ГАЛСТЯН, чемпион Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, Г. ГОРБАЧЕВ, мастер спорта, рекордсмен страны, В. ПЕТРУХИН, мастер спорта, чемпион Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, рекордсмен страны, Б. ГИБНЕР,член Президиума Федерацииводно-моторного спорта.6