В СТРАНАХ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИУСПЕХИ МОТОЦИКЛОСТРОИТЕЛЕЙГДРа народном предприятии в Цшопау (Германская Демократическая Республика) достигнут новый крупный производственный успех: после длительных экспериментальных работ существенно улучшены конструкция и качество выпускаемых мотоциклов «Эмцет» типового ряда £S. причем расширена также и номенклатура этого типового ряда. Речь идет прежде всего о завершении модернизации МЦ-175 н МЦ-250. Как известно, первая модернизация этих мотоциклов, выпускаемых с 1956 года и хорошо зарекомендовавших себя во всем мире, была осуществлена в 1958 году, в езультате чего мощность двигателя увеличена с до 11 с Й1Ц-175 быласоответственно10 с 12,5л. до, а МЦ-250 14,25 л. с. Несколько увеличен был также крутящий момент обоих двигателей. В течение последних двух лет проводились развернутые экспериментальные и конструкторские работы, имевшие целью дальнейшее повышение мощности и крутящего момента двигателей, снижение расхода топлива, а также уменьшение шумов выпуска. Одновременно конструкторы решали задачу расширения номенклатуры выпускаемых мотоциклов в рамках того же типового ряда и, прежде всего, создания более мощной машины с коляской. Поскольку общие условия унификации конструкций исключали двухцилиндровый вариант двигателя для этой цели, задача состояла в создании одноцилиндрового двигателя того же типового ряда, но более высокой мощности. достаточной для эксплуатации мотоцикла с коляской. Эти работы успешно завершились к началу 1962 года созданием модернизированных моделей мотоциклов МЦ-175-1 и МЦ-250-1, а также нового МЦ-300. Основное внимание при модернизации конструкции двигателей было направлено на усовершенствование кривошипношатунной группы и улучшение условий всасывания и предварительного сжатия смеси. Особые трудности при этом представлял подбор для шатунных шеек износоустойчивых игольчатых подшипников с жесткими сепараторами. Потребовалось провести длительные эксперименты, в частности дорожные пробеги мотоциклов н стендовые испытания по 100 часов непрерывной работы, прежде чем были достигнуты заданные нормативы срока службы, а именно — 50.000 км. В результате экспериментов были определены наиболее подходящий материал для изготовления сепараторов (медноалюминиевый магниевый сплав), оптимальные размеры игольчатых роликов (13,8 х 3,5 мм) и оптимальное их количество (17 штук). Коренные подшипники коленчатого вала усилены радиальными шариковыми подшипниками с кольцевой смазкой; смазка подшипников коленчатого вала осуществляется теперь не смесью, а маслом, подаваемым в них через картерНР ис . 1. Мотоцикл МЦ-300 с коляской.сцепления из коробин передач. Благодаря этому срок службы коренных подшипников также доведен до 50.000 км пробега мотоцикла, а соотношение заправляемой в бак топливо-масляной смеси изменилось до 33 : 1 . .Сальники коленчатого вала сидят непосредственно на диске газораспределения; со стороны генератора устанавливается наружный сальник. В связи с этими переделками изменена форма картера двигателя. Балансировочные отверстия дисков газораспределения закрыты пластмассовыми пробками. Важные изменения, направленные к увеличению мощности двигателя, произведены в системах впуска и выпуска. Впускное окно, не изменяя фаз распределения, увеличили в поперечном сечении, причем в результате изменения профиля сечения достигнуто безукоризненное прохождение нижней кромки поршня и тем самым сохраняется надежность работы нижнего поршневого кольца. Значительную роль в улучшении наполнения цилиндра сыграло укорочение выпускного патрубка в сочетании с удлинением входного конуса в глушителе. Во всех этих экспериментах по подбору оптимальных размеров и сечений учитывались также и задачи унификации; так, выпускная труба и глушитель созданы для мотоциклов всего типового ряда. В то же время некоторые изменения коснулись только одного из обоих модернизированных двигателей. В двигателе МЦ-250-1, например, увеличено не только проходное сечение впускного окна, но и диаметр проходного сечения карбюратора (с 27 мм до 28,5 мм). Но в общем оба двигателя отличаются друг от друга только коленчатыми валами, цилиндрами, поршнями, головками цилиндра и карбюраторами. В головках цилиндра обоих двигателей уменьшен диаметр шаровой камеры сгорания, что дало повышение степени сжатия без заметной склонности двигателя к детонации. В двигателе МЦ-175 степень сжатия увеличена с8 : 1 до 83 : 1 , в двигателе МЦ-250 — с 7,5:1 до 8,5:1. В результате описанных мероприятий достигнуто существенное повышение мощности и оборотности обоих двигателей. Теперь двигатель МЦ-175-1 развивает мощность 12 л. с. при 5250 об/мин (вместо 11 л. с. при 5000 об/мин), а максимальный крутящий момент его увеличился с 1,6 кгм при 3600 об/мин до 1,7 кгм при 4000 об/мин. Мощность двигателя МЦ-250-1, благодаря тем же мероприятиям и корректировке карбюратора, возросла почти на 2 л. с и составляет 16 л. с. при 5200 об/мин. Максимальный крутящий момент этого двигателя увеличился с 2,1 кгм при 3700 об/мин до 2,3 кгм при 4000 об/мин. Соответственно улучшились и динамические качества обоих мотоциклов. Максимальная скорость модернизированного мотоцикла МЦ-175-1 возросла до 100 км/час, а мотоцикла МЦ-250-1 — до 115 км/час. Увеличение крутящего момента двигателя потребовало усиления конструкции сцепления. В нем сейчас пять пар дисков (вместо четырех); чтобы сохранить общие размеры сцепления, толщина диенов несколько уменьшена. Регулировка осевого зазора между коленчатым валом и ведущей шестерней выполняется в новой конструкции раздельно (в отличие от взаимосвязанной регулировки в старой конструкции), это позволяет устанавливать ведущую шестерню с меньшим зазором и, таким образом. снизить шум двигателя на режиме оборотов холостого хода. Изменения в конструкции ходовой части в основном направлены на улучшение устойчивости мотоциклов и снижение веса неподрессоренных масс. В ступицах сняты тяжелые чугунные втулки, и подшипники колес вращаются непосредственно в корпусах из алюминиевого сплава, причем введены уплотнения. Головки спиц закреплены непосредственно во втулке колеса. Передняя подставка приобрела более жесткую форму и изготовляется поэтому из более тонкого листа. Это же относится к некоторым частям рамы и облицовки. В результате вес шасси уменьшился примерно на 7 кг. Несмотря на достигнутое повышение мощности и улучшение разгонной дина-мини, расход топлива сохранился в основном на прежнем уровне и даже несколько понизился. У мотоцикла МЦ-175 он составляет от 2,7 до 4,1 литра на 100 км пробега в зависимости от характера двюкения, у МЦ-250 соответственно от 3 до 4,9 л/100 км. Улучшение экономичности мотоцикла МЦ-175-1 особенно ощутимо на режиме скоростей от 50 до 70 нм/час: в то время как у прежней модели он возрастал на этом диапазоне с 2,3 до 3,1 л/100_км, в новой модели кривая дорожного расхода на этом диапазоне протекает очень полого (с 1,3 до 2,7 л/100 км) и начинает резко повышаться лишь при высокой скорости. Другим важным событием в жизни коллектива народного предприятия в Цшопау явилось окончание испытаний опытных образцов нового мотоцикла МЦ-300, производство которого начинается во втором квартале 1962 года. На этом мотоцикле установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом цилиндра 293 смЗ (диаметр циг.индра и ход поршня равныРис.2. Мотоцикл МЦ-175-1.Рис.3. Мотоцикл МЦ-250-1.72 мм). Степень сжатия 8 , 8 : 1 . Двигатель развивает максимальную мощность 18,5 л. с. при 5200 об/мин. Максимальный крутящий момент — 2,7 кгм при 4000 об/мин. Ходовая часть мотоцикла такая же, как у мотоцикла МЦ-250. Большой интерес представляет специально разработанная для этого мотоцикла конструкция коляски, серийный выпуск которой начнется во второй половине 1962 года. Шасси коляски состоит из сварной штампованной рамы со штампованным сварным балансиром, подвеска и амортизация которого осуществляется при помощи серийной амортизационной стойки, характерной для мотоциклов МЦ. Бросается в глаза новая оригинальная форма коляски, обеспечивающая большие удобства для пассажиров. Благодаря съемной передней части кузова коляски достигнуты удобства при входе и выходе. Кузов хорошо облицован и, имеет два больших кармана для планшетов и мелкой ручной клади пассажиров. Кроме того, предусмотрен довольно емкий, закрываемый на ключ багажник. Колесо коляски имеет тормозной барабан с гидравлическим тормозом, который приводится от размещенного на коляске тормозного цилиндра. Рычаг привода тормоза находится под тормозной педалью мотоцикла, благодаря чему торможение всех трех колес осуществляется одновременно ц вполне надежно. Такое устройство привода тормозов облегчает монтаж и демонтаж коляски, осуществляемый с помощью трех быстро действующих запоров, без отделения маслопроводов. Максимальная скорость нового мотоцикла с коляской равна 95 км/час; без16