Рис. М. Улупова Подходить к борту движущегося судна можно только с согласия капитана или вахтенного штурмана, который должен указать место подхода и уменьшить скорость своего судна. Если судно винтовое (к колесным вообще на ходу подходить е следует), то безопаснее подойти к средней части корпуса. к К носу приближаться также нельзя, так как встречный поток воды может накренить моторную лодку, подвернуть ее под корпус большого судна и затопить. Небезопасно подходить ик корме — можно попасть в поток, идущий от винтов, или получить повреждение судна от лопастей винта. Нельзя выходить в плавание, если судно имеет значительное повреждение, если неисправно рулевое устройство и нет спасательных средств, флага-отмашки, а при плавании ночью — исправного сигнального фонаря. Систематическая проверка технического состояния, умелое обслуживание механизмов и правильное управление судами являются залогом безопасного плавания. Надо также помнить, что отправляться в путь можно только в том случае, если число пассажиров или количество груза не превышает нормы. И, наконец, самое главное — категорически запрещается управлять судном в состоянии опьянения. Приведем еще один пример. По Клязьменскому водохранилищу на большой скорости шла моторная лодка «Казанка». С полного хода она ударилась о плавучий буй и смяла его. Водитель лодки был в нетрезвом состоянии и лишь случайно остался жив. К счастью, в лодке не оказалось пассажиров. За это нарушение судоводитель лишен прав на управление лодкой. Ни одного происшествия на воде, ни одной аварии — это должно стать законом для каждого судоводителя-любителя. В. ПРОКОПЕНКО, председатель квалификационной комиссии Центрального морского клуба ДОСААФ СССР.Слизится лето. Любители путешествий по голубым дороО гам готовятся к новым походам. Волга, Днепр, Обь, Иртыш, Дон, Ангара — большие и малые реки зовут и манят водномоторников в дальнее плавание. Что нужно, чтобы путешествие прошло успешно? Хорошая лодка, надежный двигатель, туристское снаряжение, запас продуктов и, конечно... бодрое настроение. Но не менее важно и другое — строгое соблюдение правил плавания по рекам и озерам. Если движение автомобилей регулируется дорожными знаками, светофорами, указателями, то судоводитель чаще всего предоставлен самому себе — ни светофоров, ни «дорожных» знаков на водных путях нет. Избежать аварии здесь поможет только твердое знание правил плавания, зрительных и звуковых сигналов, общей и специальной лоции. Зачастую судоводитель, не знакомый с этим, попадает в затруднительное положение. Не понимая сигналов, он не может быстро определить, с какой стороны следует пройти мимо встречного судна, в каком месте и как лучше сделать поворот, чтобы не помешать движению. А это приводит иногда к авариям. На 121-м километре канала имени Москвы к правому борту теплохода «Владивосток» на близкое расстояние подошла моторная лодка «Казанка». Волной от гребных винтов теплохода она была опрокинута. К счастью, все находившиеся в лодке умели плавать. Обгоняя на этом же канале теплоход «Максим Горький», другая лодка несколько раз пересекла его курс. Лишь благодаря мерам, своевременно принятым капитаном теплохода, была предотвращена авария, которая могла окончиться человеческими жертвами. За грубейшее нарушение правил плавания судоводитель бессрочно лишен прав на управление лодкой. Таких примеров можно было бы привести много, Сейчас перед началом летнего сезона, мы хотим напомнить судоводителям основные положения правил. Прежде всего каждый должен знать, что нельзя выходить в плавание, не имея удостоверения на право управления спортивно-туристским судном. Они выдаются специальными комиссиями при исполкомах городских и районных Советов депутатов трудящихся, а также комиссиями при клубах ДОСААФ, на предприятиях ив организациях, имеющих водно-моторный флот. Водители мотолодок и катеров, не забывайте, что вы отвечаете за безопасность, здоровье и жизнь людей! Не мешайте движению других судов, будьте осторожны при прохождении знаков навигационного ограждения! Запрещается пересекать курс транспортным судам и производить повороты перед ними, мешать движению судов. Надо держаться возможно дальше от них, а необходимые маневры выполнять только за кормой судов.