Жяз^&ящш,СОВЕТУЮТТОРМОЗ НА КОЛЕСЕ КОЛЯСКИотоциклы М-72, М-61, М-62 'производства ирбитского мотозавода пользуются доброй славой у мотолюбителей и спортсменов. Но эти надежные и выносливые машины имеют существенный недостаток. При эксплуатации ско ­ ляской их тормозные качества резко снижаются. Причина заключается в том, что на колесе коляски нет тормоза. Это приводит к многим нежелательным последствиям: быстро изнашиваются шины, тормоза и другие узлы мотоцикла. При резком торможении инерционные силы стремятся занести коляску. Чтобы избежать всего этого, я решил снабдить коляску своего мотоцикла М-61 тормозом. Устроен он просто (рис. 1) и действует очень эффективно. На ось колеса коляски вместо защитного колпака устанавливается несколько измененный тормозной диск переднего колеса мотоцикла М-72, Переделка заключается в замене распорной втулки; кроме того, обрезается прилив ступицы. Для этого снимают с диска тормозные колодки, разжимной кулачок с рычажком, выбивают распорную втулку. Диск устанавливают в патрон токарного станка наружным приливом ступицы наружу. Обрезают прилив так, чтобы высота диска была равна 35 мм. Далее протачивают отверстие ступицы до диаметра 30 мм. Затем вытачивают стальную втулку и запрессовывают в отверстие, как показано на рис. 2. Тормозной диск собирают и устанавливают на ось коляски так, чтобы тормозной рычажок находился наверху, а конец оси тормозных колодок — под рычагом торсиона (рис. 2). Чтобы диск не провертывался вокруг оси, его положение фиксируют. Для этого конец оси тормозных колодок вставляют во втулку и приваривают ее к нижней части рычага торсиона. Затем надевают колесо. Тормоз приводят в действие педалью и гибким тросом. Педаль крепят к кронштейну, который приваривают к раме коляски. Тормоз коляски действует синхронно с тормозом мотоцикла — их спаренные педали нажимаются одновременно. Тормозное усилие на колесе коляски меньше, чем на колесах мотоцикла. Конструкция педали и ее крепление показаны на рис. 3. Изготовить ее можно в любых мастерских, где имеются сварка, токарный и сверлильный станки. Все детали педали собирают в отдельный узел, который устанавливают на свое место так, чтобы лапка ее была размещена поверх лапки педали тормоза мотоцикла, а кронштейн плотно прилегал к трубе рамы коляски снизу. Лапки педалей тормоза мотоцикла и коляски обматывают изоляционной лентой или тонкой резиной. Кронштейн прикрепляют электросваркой, а затем обваривают его. К этой же трубе приваривают упор для оболочки тормозного троса. Последний можно взять с переднего колеса мотоцикла или изготовить самому. Для этой цели используют оболочку троса спидометраРАЗРЕЗ по ААРис. 1. Устройство тормоза: 1 — тормозная педаль: 2 — кнопка управления стоп-сигналом; 3 — упор оболочки тормозного троса; 4 — тормозной трос; 5 — хомутик крепления троса; 6 — рама коляски; 7 — тормозной диск коляски; 8 — рычаг торсиона; 9 — тормозной диск заднего колеса мотоцикла. Рис: 2. Тормозной диск и рычаг торсиона. Рис. 3. Педаль тормоза коляски. автомобиля. В нее вставляют трос толщиной 2,5—3 мм (6X37 или 6X61). Концы его переплетают. Далее трос устанавливают на место. Один конец его оболочки вставляют в выточку регулировочного винта (его предварительно завинчивают до отказа), другой — в упор, приваренный против рычажка тормозной педали. Трос крепят соединительными пальцами и шплинтуют в проушинах рычажков тормозного диска и педали. Чтобы лапки педалей при движении не создавали шума, их необходимо соединить между собой. Теперь остается отрегулировать тормоза заднего колеса мотоцикла и коляски. Правильность регулировки определяют, убеждаясь в том, что в момент торможения мотоцикл не уводит ни влево, ни вправо. Применение дополнительного тормоза требует установки на мотоцикле стопсигнала. Для «того взамен заднего фонаря М-61 используют стандартный задний фонарь мотоцикла ИЖ-56 с кнопкойуправления, которую помещают на кронштейне педали тормоза коляски. Тормоз на колесе коляски повышает безопасность движения, увеличивает срок службы мотоцикла и шин. Хочется верить, что ирбитский мотозавод, совершенствуя свои новые машины, снабдит их тормозом для бокового прицепа. Инженер В. ЕВЛАШЕВИЧ. г. Ново-Куйбышевск Куйбышевской области.лБУКСИРОВКАЗАСТРЯВШЕГО«ЗАПОРОЖЦА»Ваш «Запорожец» безнадежно застрял на плохой дороге. За что прицепить буксир? Некоторые владельцы цепляют за нижнюю трубу торсионного вала, но буксир скользит, срывает сигнал и повреждает переднюю часть кузова. Как же быть? Я установил два хомута на нижней трубе у кронштейнов передней подвески. Понижением точки крепления буксира устраняется возможность перелома его на кромке передка. Некоторое местное уменьшение дорожного просвета неопасно, ибо хомут повернется на оси, задев за препятствие. А. КУЛИКОВ. г. Харьков.болты 8-5-12Номерной знакВерхняя труба торсиона Нижняя труба торсиона