16ISРис. 4. Карбюратор пользовано и пневматическое и механическое торможение топлива. Пневматическое обеспечивается воздухом, поступающим через воздушный жиклер 7 главной системы в полость корпуса и оттуда через отверстие 14 к срезу распылителя. В карбюраторах последних выпусков диаметр главного воздушного жиклера увеличен до 4 мм (маркировка «400» или «40»). Это обеспечивает лучшую приемистость двигателя при полностью открытом дросселе 1. Механическое торможение топлива осуществляется дозирующей иглой 3, закрепленной в дроссельном золотнике. При перемещении дросселя благодаря коническому профилю иглы изменяется проходное сечение распылителя. Воздействием этих двух способов торможения на истечение топлива из распылителя под влиянием разрежения, возникающего в главном воздушном канале 4, и достигается необходимое для данного режима соотношение воздуха и топлива в рабочей смеси. Работа двигателя сопряжена иногда со значительными вибрациями. Особенно сильно влияют они на карбюратор, в частности, влекут за собой «переливание» поплавковой камеры, то есть подъем уровня топлива выше нормы. Объясняется это тем, что вибрирующий запорный клапан 12 не может плотно закрыть отверстие в седле 11 и пропускает топливо. В результате резко обогащается смесь, что вызывает падение мощности двигателя. А это сильно затрудняет вывод винта в «прорыв» — в режим кавитации и последующий выход скутера на глиссирование. Зачастую же двигатель просто глохнет. Как предотвратить вибрацию? Хорошие результаты дает замена стандартного поплавка 10 более легким поплавком отечественного карбюратора К-28Б старого выпуска (с большой поплавковой камерой). Вибрации часто вызывают срезание шплинта 9 утолителя 8, а иногда приводят к поломке деталей карбюратора. Вот почему каждому спортсмену, выступающему на скутере с мотором «Дельфин», необходимо переделать крышку в поплавковой камеры карбюратора BVF 30R, как показано на рис. 5. Такая переделка, кроме того, обеспечивает и большое удобство, поскольку по положению стержня А запорного клапана можно всегда судить о том, сколько топлива имеется в поплавковой камере. Для предотвращения поломки и самоотвинчивания деталей карбюратора при вибрациях полезно изготовить патрубок, обеспечивающий мягкое его крепление (рис. 6). Рекомендации по регулировке карбюратора выпуска 1962 года, изложенные в инструкции, сводятся лишь к подбору главного жиклера. Они, конечно, не являются исчерпывающими. Регулировать холостой ход на «Дельфине» практически нет смысла. Наименьшие устойчивые обороты коленчатого вала двигателя лежат в диапазоне 2000—3000 в минуту, где влияние системы холостого хода сказывается очень мало. Достаточно отвернуть на 1,5—2 оборота регулировочный винт 21 (рис. 4) и затем законтрить его гайкой 20. Самое трудное в регулировке карбюратора — определить качество смеси при том или ином главном жиклере на режиме максимальной мощности, и при том или ином положении дозирующейиглы — на переходных режимах. Опыт и навыки спортсмена играют тут основную роль. Но есть и объективные признаки обедненной и обогащенной смеси. Так, если двигатель, едва винт входит в «прорыв», снижает обороты и «чихает» в карбюратор, если при переходе из режима кавитации в загруженный режим он «сбрасывает» обороты до малых, то смесь очень бедна, а следовательно, мал главный жиклер. В данном случае следует применить жиклер большего (на 0,1 мм) диаметра. При очень большом диаметре главного жиклера двигатель после пуска на воде, как правило, не развивает оборотов и глохнет. Как же установить качество смеси на ходу? При движении с полностью открытым дросселем богатая смесь определяется по следующим признакам: мотор работает с редкими — один раз в 3—5 секунд — перебоями (надо учитывать, чтоРасклепатьРис. 5. Переделка крышки поплавковой камеры (отверстие утопителя заглушить). неисправная свеча или магнето могут вызвать почти такие же перебои); звук выпуска имеет глухой тон; наблюдается повышенное дымление из глушителя и появляется «строчка» _ работа через такт при незначительном прикрытии дросселя; двигатель «садится» при незначительном прикрытии главного воздушного канала (диффузора) пальцем: свеча (после остановки двигателя на полном дросселе выключением зажигания) сильно закопчена или даже сырая.Признаками бедной смеси являются хлопки («чихание») в карбюратор; улучшение хода, когда диффузор немного прикрывают пальцем или слегка опускают дроссель; очень резкий звук выпуска; нагар с металлическим блеском (или серый) на электродах и изоляторе свечи. Состояние свечи, когда двигатель заглушён при полном дросселе выключением зажигания является наиболее объективным показателем качества смеси. Если состав ее нормальный — торец резьбовой части и боковой электрод свечи покрыты ровным бархатистым темнокоричневым нагаром, изолятор имеет цвет от коричневого до желтого. Отсутствие специального масла для гоночных двухтактных двигателей нередко не позволяет использовать бензин в качестве топлива для «Дельфина-175». Попытки же применить другие масла большей частью приводят к выходу мотора из строя. Поэтому оправдано использование в качестве топлива метанола (метилового спирта). Он имеет определенные достоинства и, в частности, снижает тепловую напряженность двигателя, несколько повышает мощность, делает его менее чувствительным к изменению атмосферных условий, а главное, позволяет применить касторовое масло. Перевод «Дельфина» на метанол требует обязательной переделки карбюратора. Прежде всего рассверливают распылитель до диаметра 3 мм. Далее изготовляют набор жиклеров диаметром от 1,7 до 2,2 мм через 0,1 мм. Целесообразно выточить их по образцу или использовать любые жиклеры подходящей длины с резьбой Мб X 0,75 (например, от карбюратора мотоциклов «Ява»). Применяют метанол в смеси с касторовым маслом в соотношении от 18 : 1 до 20 : 1 (от 550 до 500 см» на 10 л топлива). Перед выходом на воду необходимо законтрить с помощью мягкой проволоки гайку г (см. рис. 4) крышки дроссельного колодца. Пользуясь в качестве смазки касторовым маслом, следует обязательно промывать топливом дроссель н поплавковую камеру карбюратора, а также нагнетательный клапан. Дело в том, что остающееся на деталях масло на 2—3-й день загустевает и может препятствовать их работе. Чтобы добиться эффективной доводки двигателя, на скутере желательно иметь прибор для замера скорости (например, манометр). Регулировку нужно выполнять по возможности на тихой воде, так как в противном случае труд-ИЗ НИШЕЙ ПОЧТЫ«ВЕСЛО» С МОТОРОМНа Урале, Алтае, Дальнем Востоке много мелководных рек с быстрым течением, где нельзя использовать подвесные лодочные моторы (не говоря уже о стационарных двигателях). В результате многочисленные любители водно-моторного спорта и туризма лишены возможности совершать походы по ренам, изучать родной край. Почему бы конструкторам не подумать о создании подвесных моторов типа мотовесла? Такой несложный в изготовлении двигатель для лодок должен иметь мощность 7—8 л. с. Чтобы регулировать его на ходу, нужно предусмотреть колебания винта в рабочем положении от 40 до 20 сантиметров. Аналогичные нонструиции выпускаются за рубежом и пользуются большим спросом. Десятки тысяч советских граждан приветствовали бы появление мотовесел. И. КОЛЧАНОВ.Рис. 6. Патрубок, смягчающий вибрацию карбюратора: 1 — стандартный патрубок крепления карбюратора; 2 — хомуты (или проволока); 3 — дюритовый шланг; 4 — втулка (самодельная). но уловить ненормальности в работе двигателя. Все эти рекомендации и дополнения проверены на практике. Ленинград.г. Чусовая.19