В ознаменование 45-й годовщины Советской Армии и Военно-Морского флота Московский автомотоклуб провел мотокросс. В нем участвовало более двухсот спортсменов. Победителями в общекомандном зачете стали спортсмены Центрального спортивного клуба Армии. Они же первенствовали во всех классах мотоциклов-одиночек: В. Арбеков — в классе легних машин (125 см»), А. Савельев — в классе 175 смз, Б. Иванов — в классе 350 смз. Среди экипажей мотоциклов с колясками первыми были представители «Буревестника» А. Кабанов и В. Васильев. Н аснимке : старт мотоциклов в классе 175 смз. Фото Г. Ивановскогоit • ил «iiiti-l - Ц Ч - Ч ЧТ - Г - Т - Г - — ' . . . . . д . . . « а •••• i •• i m « « mnm)**т*ЯЩ00*ЯЩ&%*Л&*СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ КЛАССОВВ КАЖДЫЙ АВТОМОТОКЛУБятый съезд ОСААФ указал на П обходимостьДрезкого улучшения некачества обучения шоферов. Большие возможности для этого открывает специализация учебных классов по отдельным темам программы. Она способствует лучшему усвоению изучаемого материала, более рациональному использованию учебного оборудования и пособий. В учебных организациях ДОСААФ будущие шоферы изучают три марки автомобилей (ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-164) и дизельный двигатель ЯАЗ-204. Следовательно, в каждом классе при существующей организации учебного процесса необходимо иметь три двигателя, две коробки передач, раздаточную коробку, два задних и три передних моста и т. д. Если учесть, что в любом автомотоклубе имеется не менее трех классов по устройству автомобилей, то двигателей понадобится 9, коробок передач — 6 и т. д. Приобрести такое количество оборудованиянелегкая задача, да и использоваться оно будет далеко не полиостью. Наконец, для размещения его потребуются такие площади, которыми наши организации, как правило, не располагают. Специализация классов позволяет успешно решить все эти проблемы. Как же осуществить ее в учебных ор ганизациях, работающих по 534-часовой программе? Покажем это на примере автомотоклуба, который имеет три класса по устройству автомобиля. Исходя из количества часов, отведенных программой на изучение устройства автомобиля, все темы ее объединяем в три приблизительно равных раздела: двигатель и система питания (класс № 1), электрооборудование (класс № 2), силовая передача, ходовая часть и механизмы управления (класс № 3). Каждая учебная группа будет заниматься в классе № 1 46 часов, в классе № 2 — 42 часа ив классе № 3 — 4 6 часов. Тема I «Общее устройство автомобиля» изучается в классе № 3, а предусмотренное программой повторение пройденного материала следует вынести в конец обучения, предоставив для этого любое свободное помещение. В соответствии с назначением класса идет оборудование его учебными пособиями, причем в каждом из них достаточно иметь только по одному агрегату, прибору или макету изучаемых марок автомобилей. Двигатель ЯАЗ-204 целесообразно разместить в классе № 2, ашасси одной из изучаемых марок автомобиля — в классе № 3. (Перечень необходимых учебных пособий по каждому разделу курса определяется содержанием программы подготовки шоферов III класса.). Планирование учебного процесса больших трудностей не представляет. Однако при этом требуется, чтобы группы начинали занятия неодновременно. Количество учебных часов в неделю, которые . одна группа проводит в каждом классе, определено в следующем трафике:Вариант 1. Обучение без отрыва от производства (24 учебных часа в неделю). Классы 1 № 1 № 2 № 3 10 2 12 3 12 4 12 856878Н88еде98ли 12 13 14 15 16 17 1810 11 26г88444442Вариант 2. Обучение с отрывом от производства (36 учебных часов i неделю) Н 1 № 1 № 2 № 3 12 22 10 3 10 4 12 52 10 6 12 еде7 10 8 10 10 10 10 10 л9и 10 11 12 13КлассыТак как занятия по устройству автомобиля длятся не более двух часов в день, то ежедневно в каждом классе могут заниматься: при четырехчасовом рабочем дне — две группы, а при шестичасовомтри. Поэтому, если при 24-часовой учебной неделе в каждом из трех классов начать занятия двух групп сразу с разрывом между потоками в 5—6 недель, в автомотоклубе в течение года могутпройти подготовку 12 групп (или 18 при 36-часовой неделе). Напомним, что учебный год продолжается в среднем 44 недели. В автомотоклубе с пятью классами по устройству автомобилей специализация их и планирование учебного процесса происходит ^следующим образом (см. таблицу). Конечно, в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных условий эти графики могут подвергаться корректировке. КолиТакая организация MU* тем, изучество чаучебного процесса позКлассы сов на чаемыхв них волит преодолеть многие группу условности в обучении; отпадет необходимость 30 Двигатель 2, 3, 4. 5. в. 16 переносить всякий раз Система питания 7, 8, 9 24 нужные для занятий Электрооборудование 11. 12, 13, 14 26 учебные пособия из Силовая передача 1. 15, 17, 18, 19 24 Ходовая часть и механизмы класса в класс. 20, 21, 22, 23 26 управления С. САБОДАХО, инженер. П римечание . Тему J0 изучают в лю 5ом классе24