20
21
IIII1IIH1IIIHII.щРисункиавтораиV/V, Е. Богданова,Двадцать лет назад, пятого мая 1945 года, в оккупированной гитлеровцами Праге началось восстание. Механизированные соединения под командованием маршала И. С. Конева, проделав беспримерный марш, помогли сласти столицу братского народа от разрушения и изгнали фашистских захватчиков из Чехословакии. За прошедшие годы социалистическая Чехословакия превратилась в страну с высокоразвитой индустрией. Во всем мире известны автомобили «Шкода» и «Татра», мотоциклы «Ява» и «Чезет» и другие виды продукции чехословацких заводов. На этих страницах мы публикуем путевые заметки кандидата технических наук Ю. ДОЛМАТОВСКОГО, совершившего поездку по Чехословакии.тых или начала тридцатых годов. За рулем такой машины сидеть тесно, как в байдарке. Руль — справа, а вход, точн ее — лаз, слева. Перед глазами утюгообразный капот с «бутылочным горлом» к корпусу кузова. Под капотом — один или два цилиндра. Большие колеса «Аэро» мало отличаются от велосипедных, у «4/12» они — сплошные дисковые, как у грузовиков. Остается непонятным, какими способами добывались в последние годы шины для этого ветерана. Особенно, если учесть, что здешний стиль езды предусматривает непременный свист протектора на поворотах. В полной мере я впервые вкусил этот стиль, когда после посещения мотоциклетного завода «Ява» гостеприимные хозяева предложили прокатиться километров за сорок от Праги. За рулем «Шкоды-Октавии» был водитель-испытатель Халупка, немолодой, спокойный, улыбающийся. Довольно узкая асфальтовая или брусчатая, обсаженная деревьями дорога вилась по холмам, через городки и поселки. Иногда, наряду с уютными маленькими гостиницами, пестрыми бензоколонками, домами и сараями, похожими на прибалтийские или закарпатские, мелькали знаки «50» и даже «30». Но на подобные знаки здесь не очень-то обращают внимание. Содруг Халупка нажал на «газ» у ворот завода, да так и не снимал ноги с педали до цели нашей поездки. Очень скоро я понял, что скромная «Октавия» способна и на сто, и на сто десять, и на сто двадцать километров в час, а Халупка — на самое классное вождение. Запомнилась и еще одна поездка — из Копшевнице, с завода «Татра», в Высоке Мито, на кузовной завод «Кароса». В этот раз ехали на «шестьсот-тройке» («Татра-603»), опять-таки с водителемиспытателем за рулем, содругом Мартином. Темнело, потом стало совсем темно, пошел дождь. Как ив первую поездку, дорога шла через десятки городков и сел, петляла по горам. Встречные машины жались к обочинам и вежливо уменьшали свет фар. А Мартин, как бы поигрывая в нужный момент переключателем света и чуть придерживая руль левой рукой, вел машину на полной скорости. 220 километров мы отмахали за три часа. Можете себе представить, где находилась стрелка спидометра на свободных загородных участках дороги! И ни разу нас не занесло на скользком повороте, ни разу не создалось опасной ситуации. Автомобилисты и мотоциклисты не снижают скорости ив самых узких местах, около трамвайных посадочных площадок, в воротах древних башен, на мостах. Мотоциклисты, к слову, — все в пестрых лакированных шлемах, очках и перчатках с крагами. Безопасность движения обеспечивается не только мастерством водителей, но также исключительной дисциплинированностью пешеходов. Ни один не сойдет на мостовую в узком месте или на красный свет светофора, даже если улица кажется совершенно свободной. Некоторые заслуживающие подражания меры для ускорения и безопасности движения принимают органы его ре-гулирования. В Праге для скоростного проезда из одного района города в другой выделены два кольца улиц — большое и малое («красное» и «синее»). Это сравнительно широкие или с односторонним движением улицы. Перекрестки,Так решается рота.проблема левого повоПо Карлову мосту в двух направлениях мчатся машины. Вверху: над подъездами старых домов можно увидеть милое сердцу автомобилиста колесо экипажного мастера. Средневековые гористые улочки с арками и домами в два-три окна шириной. Щиты над подъездами с латинскими изречениями и эмблемами ремесленников, в том числе милое сердцу автомобилиста колесо экипажного мастера. Увитые плющом крепостные и монастырские стены. Брусчатые мостовые, плитчатые или мозаичные тротуары. Зеркальные витрины и вывески торговых кварталов. И господствующие над городом замок и храм св. Витта, и извилистая Влтава с десятком мостов, из которых главный, конечно, — Карлов... Все это меня поразило, хотя и не было неожиданностью. Но я не подозревал, что Карлов мост допускает проезд только двух рядов машин (на фото он гораздо шире) и что по нему со скоростью не менее 50 километров в час мчатся в двух направлениях вереницы современных чешских машин с типичными для них боковыми воздухозабор- никами (двигатели расположены сзади), «Москвичей» и «Волг», «Вартбургов» и «Трабантов», «Фиатов», «Рено», и музейных автомобилей давно умерших марок — «Аэро», «Вальтер», «Виков». Особенно умиляют упомянутые «Аэро» и «Татра — 4/12» выпуска двадцаа то и целые кварталы огорожены яркокрасными барьерами. Через каждые 100—200 метров поставлены знаки — красный или синий круг на белом фоне. Где только это возможно — на «кольцах» устранены пересечения. Остроумно решается проблема левых поворотов: оживленный перекресток встречает водителя двумя-тремя знаками, показывающими, как надо делать поворот. Нередко для левого поворота, как и для правого, нужно взять несколько вправо и остановиться на свободной части мостовой, повернув колеса влево, пропустить слева от себя поток попутных машин и продолжать движение (после перемены света в светофоре) уже в поперечном направлении. В Москве такой прием использован на Колхозной площади. Белые щиты с четкими схемами извещают об изменениях в организации перекрестков или объездах. Кое-какие полезные знаки введены, в дополнение к международным, и на загородных дорогах. Так, под стандартным знаком пересечения дорог имеется второй, на котором схематически изображен именно данный перекресток — с двух ли сторон подходят к нему поперечные дороги, с одной ли, под прямым ли углом или наискось. Знак «Конец ограничения», кроме диагональной черной черты, содержит еще и неяркие сероголубые очертания ограничивающего знака, к которому он относится. Иначе водителям пришлось бы гадать, снимает ли знак все встретившиеся ранее запреНа загородных дорогах в дополнение к международным установлены свои знаки.20 1 В £ М РЧМ1 | ^ Р НР £ 1 ЯВД mamты или только один из них. Hoe-где бросаются в глаза щиты с крупной надписью «Место частых аварий». На виражах с наружной стороны виднеется большая горизонтальная панель на столбиках, закрашенная косыми желтыми и черными полосами, хорошо заметными в любое время суток. На чешских дорогах нет километровых столбов. При здешней частоте населенных пунктов они бы только сбивали водителя с толку. Но через каждые дватри километра встречаются зеленый прямоугольник с номером маршрута и черная или синяя вывеска с указанием расстояний до ближайшего города или села и до ближайшего крупного центра. На узких улицах особенно актуальна проблема стоянки и маневрирования машин. Эту проблему никак не решишь радикально, и следует приветствовать любые частичные меры. Одна из них (практикуемая не только в ЧССР) — это установка машин «лицом к тротуару». Двигаясь передним ходом, можно всегда быстрее и «плотнее» поставить машину (особенно вечером), чем на заднем ходу. Да и прохожим, и жителям первых этажей приятнее и полезнее наблюдать фасады машин, чем вдыхать отработавшие газы. Чехословацкие автоинспекторы ездят на быстроходных мотоциклах-одиночках, снабженных бело-голубыми обтекателями, как у гоночных машин. Думаю, что они способны догнать любого нарушителя. Во всяком случае, как ни быстро ездят чешские водители, но я видел знакомые сценки на обочине: инспектор, не сходя с мотоцикла, держит в руках «права», а их владелец стоит перед ним, понурив голову. Насколько я смог разобраться, за быструю езду штрафуют редко. Наказывают того, кто создал на дороге опасную ситуацию. Вообще же ездить по дорогам Чехословакии и улицам ее городов легко и безопасно, если только все твое внимание обращено на управление машиной. Не раз я задавал себе вопрос: какие причины привели к сохранению в Чехословакии большого числа старых машин? Чехам доставляет радость не только управление автомобилем, но и уход за ним. Сохраняя старые, в основном чешского выпуска, машины и управляя ими наравне с новейшими, владельцы доказывают этим и свое мастерство и добротность отечественной продукции. Есть и более существенная связь между старым и новым. На фоне прежних конструкций лучше видны и достоинства и недостатки новых, а последовательное сравнение машин разных периодов дает наглядное представление о тенденциях развития техники. В Праге периодически устраивают соревнования и парады старых автомобилей. Маленькая покатая Малостранская площадь заполняется треском двигателей и едким голубым дымом. Колонна машин медленно, рывками трогается. Попробуйте выборочно наблюдать машины какой-нибудь одной марки. Вот «Лаурин-Клемент» начала века, прадед «Шкоды». Высокий открытый двухместный кузов без дверей и ветрового стекла, колеса с деревянными спицами, пролеточные крылья, квадратный медный радиатор, торчащие и висящие со всех сторон рычаги, тяги. В последующих моделях собственно кузов занимает все больше места, тесня двигатель вперед. Появляются жесткая крыша, застекленные двери. Рама изгибается, чтобы уровень пола стал ниже. Потом возникают дисковые колеса, совсем закрытый (но еще высокий) кузов-коробочка и знаменитая хребтовидная рама — приоритет чешских машин. Скругляются углы кузова и крыльев, в модели «Шкода-Популяр» двигатель и радиатор меняются местами, в модели «Рапид» коробка передач перекочевывает вплотную к заднему мосту. Здесь кончается вчерашний день автомобиля. Сегодняшний уже не участвует в параде, но он присутствует на площади, стоит только оглянуться. Послевоенные модели — гладкие, без выступающих крыльев и фар, с гнутыми стеклами. И наконец, новейшая модель «Шкода 1000 MB»—низкая, на маленьких, колесах, с двигателем в задней части несущего кузова. Пражане с любопытством разглядывают смешные детали машин-ветеранов и маскарадные, извлеченные из нафталина фамильных сундуков и театральных гардеробов костюмы «шоферов». А инженеры и техники заняты серьезными мыслями: как будет дальше развиваться автомобиль, нельзя ли с польОт «Лаурин-Клемента» 1000 MB». до «Шкодызои применить в новой модели кое-что от старых? Или возродить забытую конструкцию, не получившую в свое время развития из-за недостатка подходящих материалов или несовершенства тогдашней технологии? Тот, кто захочет поподробнее изучить прежние модели автомобилей, посетит Национальный технический музей. Добрую половину самого большого зала музея занимают безрельсовые экипажи: тут и кареты прошлых веков, и первая «Татра», и гоночные машины разных лет, и легендарная «восьмерка», на которой Ганзелка и Зикмунд совершили свои путешествия по Африке и Америке.На этой «Татре» Ганзелка и Зикмунд совершили свои путешествия по Африке и Америке. Музеи истории техники существуют и при заводах. Особенно богат музей города Копшевнице. Десятки «Татр» и их агрегатов, сотни фотографий и документов. В этом музее я увидел не только дремлющие машины, но и поистине живую историю — неутомимого директора и хранителя музея, содруга Эмиля Ганзелку, который вместе с таким же, как он, энтузиастом, известным автомобилистом-спортсменом Иозефом Вержмижовским собрал бесценную коллекцию, восстановил отдельные экспонаты. Побеседовать с директором Ганзелкой — все равно что прочитать увлекательную книгу. Сохранение сокровищ техники для потомков стало делом его жизни. Нам надо учиться у друзей-чехов тому, как беречь старые машины. Не только для их непосредственного использования или для съемок исторических кинофильмов, но ив целях дальнейшего прогресса техники. Чехословацких конструкторов можно с уверенностью назвать пионерами воздушного охлаждения и заднего расположения двигателей на автомобилях. Прогрессивные конструктивные элементы стали символом завода. Современные машины «Татра» отвечают самым высоким техническим требованиям. А с 1964 года и второй крупнейший чехословацкий автозавод, «Шкода», перешел на выпуск новой модели (1000 MB) с задним расположением двигателя. Этот новый, с иголочки, завод в Младо-Болеславе построен по последнему слову техники — повсюду автоматические линии и механические руки, цехи напоминают лаборатории — настолько они светлы, чисты и тихи, стены имеют функциональную окраску. Так соседствуют в социалистической Чехословакии история и современная техника.