14
15
«мягкие» рессоры и амортизаторы в передней и задней подвесках. В сочетании с мощным двигателем и шинами увеличенного профиля 12,00—18 они позволяют двигаться по разбитым дорогам со скоростью в полтора-два раза большей, чем это было доступно автомобилю ГАЗ-63. Новый автомобиль обладает очень высокой боковой устойчивостью при езде с большими скоростями на крутых поворотах. ГАЗ-63, двигаясь во время испытаний с низкогабаритным грузом на бетонной площадке по кривой радиусом 25 метров, опрокидывался при скорости 44 км/час. ГАЗ-66 в этих же условиях не опрокидывается при любой скорости; если же она становится- больше 65 км/час, то автомобиль заносит, но он все равно не опрокидывается. Различные организации испытывали ГАЗ-66 и установили, что он обладает самой высокой боковой устойчивостью из всех транспортных автомобилей в нашей стране. Это его качество достигнуто благодаря компоновке типа «кабина над двигателем», которая позволила понизить платформу, а также увеличению колеи. Рассмотрим теперь двигатель автомобиля ГАЗ-66 " . * Как уже говорилось, он V-образный, 8-цилиндровый, карбюраторный. Его ГАЗ-66 на испытаниях. краткая характеристика приведена в Фото И. Добровольского. таблице на стр. 15. Новый двигатель ниже двигателя ГАЗ-63 на 30 мм при одинаковой длине. Уменьшение веса и габаритов достигнуто благодаря широкому применению алюминиевых сплавов для основных корпусных деталей и рациональной V-образной компоновке. Из алюминиевого сплава отлиты блок цилиндров, головки цилиндров, поршни, впускная труба, крышки распределительных шестерен и корпуса масляного насоса, На мартовском Пленуме ЦК КПСС указывалось, что уже в предстоящем пятикорпус привода распределителя-прерылетии производство грузовых автомобилей удвоится и сельскому хозяйству будет вателя и патрубок термостата. поставлено до одного миллиона 100 тысяч автомобилей против 394 тысяч, полученных в последние 5 лет. Удельная мощность двигателя повыГорьковский автозавод приступил к массовому выпуску нового грузового автошена благодаря некоторому увеличемобиля ГАЗ-66 — двухосного, повышенной проходимости, с приводом на обе оси, нию степени сжатия, выбору наиболее грузоподъемностью 2 тонны. ГАЗ-66 заменит широко известный ГАЗ-63. Замена эта, рациональных фаз газораспределения, если можно так выразиться, с придачей. По сравнению с ГАЗ-63 у нового автомоснижению средней скорости движения биля значительно более высокая проходимость, лучшая динамика, устойчивость. поршня при больших оборотах. Размещение клапанов увеличенного Основное достоинство автомобиля размера в головках, а также конструкпозволили получить такую высокую повышенной проходимости — его споция впускной трубы, расположенной в проходимость? собность преодолевать пески, снег, заразвале цилиндров, в сочетании с двухКомпоновка автомобиля выполнена болоченную местность. Двигаясь с полкамерным карбюратором позволило по схеме «кабина над двигателем» ной нагрузкой по пескам центральных (рис. 1). Благодаря этому вес распресущественно повысить наполнение циКаракумов, автомобиль ГАЗ-66 увелиндров двигателя. Это также отразиделяется по осям приблизительно поренно буксировал 2-тонный прицеп. лось на его мощности. ровну (47 процентов приходится на Его предшественник — ГАЗ-63 — не переднюю и 53 процента — на заднюю). В двигателе ГАЗ-66 используется цесмог самостоятельно пройти эти пески Это очень благоприятно сказалось на лый ряд деталей, унифицированных с не только с прицепом, но даже будучи проходимости. двигателем «Волги» (толкатели, клапаны наполовину разгруженным. На новом автомобиле установлен и их пружины). Преимущества нового автомобиля V-образный 8-цилиндровый двигатель Конструкторы уделили большое вниособенно отчетливо показывают следумощностью 115 л. с. с крутящим момание удобству обслуживания и реющие сравнительные данные: ментом 29 кгм. монта двигателя. Агрегаты, нуждаюВ конструкцию колес введены расщиеся в наиболее частом уходе, расГАЗ-63 ГАЗ-66 порные кольца, обеспечивающие автоположены в легкодоступных местах. Песчаный сыпучий подъем, мобилю возможность двигаться при преодолеваемый автомоДля увеличения жесткости блока билем, в градусах 4 22 сниженном давлении в шинах (часть нижняя плоскость его опущена ниже Максимальный подъем, автомобилей снабжается системой реоси коленчатого вала на 75 мм. Крышпреодолеваемый автогулирования давления в шинах с управмобилем, в градусах 28 37 ки коренных подшипников выполнены Глубина преодолеваемолением из кабины водителя). В ведущих го снежного покромостах установлены кулачковые диффева, мм 350 600 » О других основных агрегатах будет ренциалы повышенного трения. рассказано в следующем номере журНа автомобиле применены очень Какие же особенности конструкции нала.НА КОНВЕЙЕРЕВ ЕЗДЕХОД14АОВОСТИ СОВЕТСКОЙ ТЕМНИКИ Техническаяхарактеристикадвигателя ГАЗ-66 8 V-образное , 02 80 70 60 0,87 4,25 В головке 6,7 29 2000—2200 Подшипники коленчатого вала имеют тонкостенные вкладыши: коренные — из триметаллической ленты (сталь, медно-никелевый подслой и антифрикционный слой — баббит СОС-6-6), шатунные — 245 из биметаллической ленты (сталь, антифрикционный слой — сплав алюми325 ния с медью и оловом). Передний конец коленчатого вала уплотняется резиновым самоподжимным сальником, а задний — плетеным прографиченным асбестовым шнуром, который укладывается в специальные канавки в блоке и сальникодержателе. На шейке коленчатого вала в зоне работы сальника имеется маслосгонная накатка — мелкая многозаходная правая резьба. Клапаны двигателя располагаются в головках цилиндров через один (впускной—выпускной). Это устраняет местные перегревы. Впускной клапан изготовляется из стали 4Х9С2 (в двигателе ГАЗ-63 из этой стали делались выпускные клапаны). Выпускные клапаны двигателя ГАЗ-66 — из жаростойкой стали ЭИ-992. Рабочая фаска наплавлена специальным сплавом ВХН-1. Для понижения температуры тарелки выпускной клапан имеет натриевое охлаждение. На двигателе ГАЗ-66 применено устройство, облегчающее проворачивание 230 27 76 клапанов во время работы; оно полностью унифицировано с аналогичным устройством двигателя «Волги». Привод к клапанам от кулачкового вала осуществляется через толкатели, штанги и коромысла. Толкатель — стальной, плунжерного типа. Рабочая торцовая поверхность его наплавлена очень твердым отбеленным чугуном. Штанги — дюралюминиевые, со стальными наконечниками. Коромысло клапана отливается из стали. В отверстие его запрессовывается бронзовая втулка. Носик коромысла закален. В короткое плечо ввернут регулировочный болт. Впускная труба двигателя выполняет одновременно несколько функций: распределяет рабочую смесь по цилиндрам, служит крышкой коробки толкателей, последним звеном водяной рубашки двигателя и корпусом фильтре центробежной очистки масла. Она представляет собой сложную двухэтажную отливку, расположенную в развале цилиндров и сконструированную таким образом, что путь от карбюратора до любого цилиндра примерно одинаков. Труба имеет водяную рубашку, которая обеспечивает постоянный и равномерный подогрев рабочей смеси. Система смазки двигателя ГАЗ-66 отличается применением фильтра центробежной очистки масла (рис. 3) и двухсекционного масляного насоса. Верхняя его секция снабжает маслом систему смазки двигателя, нижняя — поР ис , 1. Откидывающаяся кабина: а) рабочее положение; б) откидывание началось; в) кабина откинута.ГАЗ-63 Число цилиндров 6 Расположение цилиндров Рядное Диаметр цилиндра, мм 82 Ход поршня, мм 110 Диаметр шеек коленчатого вала, мм: коренных 64 шатунных 51.5 Отношение хода поршня к диаметру цилиндра 1.34 Рабочий объем, л 3.48 Расположение клапанов В блоке Степень сжатия 6,2 Максимальный крутящий мо20,5 мент, кгм при об/мин 1500 — 1700 Минимальный удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/л. с.час 270 Удельная мощность, л. с./л 20,1 Требуемое октановое число 66 бензина Вес с полным оборудованием, без сцепления, коробки передач, компрессора и насоса гидроусилителя руля (с картером сцепления и маховиком) с коробкой передач, сцеплением, компрессором и насосом гидроусилителя руля•255 315из ковкого чугуна и центрируются в перегородках блока шипами. Цилиндры сделаны с чугунными мокрыми легкосъемными гильзами (рис, 2). В нижней части гильза уплотняется при помощи тонкой прокладки из мягкой меди, а в верхней — стале-асбестовой прокладкой головки. Цилиндры связаны в две группы, каждая из которых соединена с одной из камер карбюратора К-126Б. Поршни — облегченного типа, с глубокими вырезами на боковых поверхностях. Коленчатый вал двигателя — чугунный, литой, пустотелый. Полости в коренных и шатунных шейках существенно снижают вес вала. В шатунных шейках они используются для дополнительной очистки масла. Это повышает долговечность двигателя. Большие диаметры шатунных и коренных шеек при небольшом радиусе кривошипа обеспечивают высокую жесткость вала. Он снабжен противовесами.Р и с. 2. Продольный разрезы двигателя.ипоперечный-"ЯГ"