Бдительные, стойкие, отважные. Так в нашем народе называют советских пограничников. Беззаветно преданные делу Коммунистической партии, они 47 лет зорко стоят на страже Родины. На их долю выпало суровое испытание — на рассвете 22 июня 1941 года они первыми приняли на себя удар фашистских войск. Пограничные подразделения и части дрались до послед-него патрона, до последней капли крови. Прошло двадцать лет, как отгремела война. Но ив мирные дни воины-пограничники всегда начеку, всегда готовы встретить непрошенных гостей во всеоружии. На этих страницах рассказывается о трудной, полной героизма службе, которую несут воины в зеленых фуражках на наших пограничных заставах.ЛЗдравствуй, Таня!одной из этих фотографий читатель уже знаком. Она была опубликована в N» 3 нашего журнала за этот год. Напомним о событиях, которые воскрешает снимок. ...Февраль сорок пятого. По разъезженным фронтовым дорогам нескончаемым потоком двигалась на запад, громыхая гусеницами танков и самоходных орудий, могучая советская техника. На сотнях дорожных перекрестков белели указатели-стрелы: «На Берлин». На перекрестке дорог стоит регулировщица. Это Таня Александрова — 8евушка-солдат. Ее властному флажку еспрекословно подчиняются водители стальных громад-танков, фронтовые шоферы, тысячи бойцов дарят ей свои улыбки. «Зравствуй, Таня!», «Сестренка, до встречи в Берлине!». Надолго запоминали бойцы стройную фигуру девушки в шапке-ушанке и белых перчатках. Видели регулировщицу Таню Александрову дороги Подмосковья и Смоленщины, улицы занятых нашими войсками городов Польши, Германии. Где же теперь Таня Александрова? Какова ее судьба? — спрашивали мы. Эти вопросы задавали в письмах, присланных в редакцию, и наши читатели. И вот мы имеем возможность сообщить: Татьяна Александрова проживает в городе Боровичн. Профессия у не* самая мирная. Она изготовляет батоны, сайки, кексы, булки, бублики, баранки. Горячие, пахнущие сдобой, лежат они на прилавках. Нередко вспоминают бывшая регулировщица-солдат Таня Александрова, ныне Татьяна Александровна Артемьева, и ее муж Александр Владимирович годы войны, далекие фронтовые будни, нелегкий ратный труд, отданный достижению победы над врагом. Идут в школу старшие — Людмила, чем-то похожая на мать, и восьмилетний Саша. С ними маленькая Люба. Шутливым жестом регулировщика провожает их Татьяна Александровна. Рядом с ней муж — шофер городского автохозяйства. Пусть всегда будет мир и счастье • твоем доме, бывший фронтовик)Саеайте на минутку представим себе Памир. Узкой лентой вьется меж скал еле угадывающаяся дорога, Это по существу старый караванный путь. Он пересекает зыбкие мостки горных речушек, поднимается все выше и выше. Вот колея совсем исчезла — туман. Его не пробивает даже свет фар. А ехать надо: боевое задание. Когда туманная полоса остается позади и машина вырывается на солнце, холодное и яркое, шофер облегченно вздыхает. Но впереди путь не легче. Внизу плывут облака. Дорога сужается, теснится, жмется к скале. С одной стороны — навес из камней, с другой — пропасть. Переднее колесо, кажется, повисает в воздухе. Малейшая ошибка и... А шофер шутит: трудно впереди, а ты вперед веди... Он смахивает с лица испарину и, впившись взглядом в бугристую ниточку дороги, ведет автомобиль все дальше и дальше. Завидное умение, незаурядная выдержка и отвага у пограничного шофера! Можно многое рассказать о том, как служит автомобиль границе, о тех, кто сидит за рулем пограничных машин. АВТОМОБИЛЬ «ИДЕТ ПО СЛЕДУ»ВСЕГДАвремени на преследование: если на машине — не больше тридцати минут, пешком — часа два. Пока офицер принимает решение на поиск, водитель на несколько минут скрывается в темноте, ногами испытывает грунт. Песчаник вязко-сыпучий. Колеса, конечно, прорежут его. Борозов протискивается в кабину. — Ну как? — Ехать можно, — докладывает Дудко. В машину вскакивают солдаты. Водитель дает газ, косит глаз на спидометр — 15 километров в час. Шофер выжимает полный газ, стрелка дрожит и медленно двигается к черте с цифрой 20. Это уже хорошо. Если ехать с такой скоростью, то минут через двадцать нагоним. Перевалив бархан, машина пошла под уклон. Дудко прибавляет газ. Колеса, разрезая песчаную корку, утопают все глубже и глубже, двигатель натужно гудит. Наконец машина встала. Водитель сдает Назад, потом снова рывок вперед. Пошла. С ходу проскакивает через рыхлый песчаный нанос, врезается в чахлый кустарник, давит его, оставляя позади две заплывающие узкие полосы. В свете фар мелькает фигура пограничника с рвущейся вперед собакой. Вот по приказанию офицера пограничники выскочили из машины. Дудко взял автомат и кинулся за ними. Но Борозов возвратил его: — Стойте у автомобиля и освещайте местность ракетами. Высоко в горы поднялся этот бывалый <газик». Внизу, в долине, зеленеет трава, цветут цветы, а здесь, на высоте 4200 метров над уровнем моря — настоящая зима. На снимке : дозор, возглавляемый офицером Черноваленко, на боевом задании.•Фото М. Редькина (военный архив и ТАСС).он'"»е"/Г**<— Тревога! Шофер рядовой Дудко, выхватив автомат из пирамиды, побежал к машине. Через какую-то минуту он подкатил к крыльцу заставы. В кабину вскочил офицер Борозов. Дудко в зеркальце увидел, как привычно прыгнула в машину овчарка Кобра, за ней — младший сержант Павел Куличков, ее хозяин. — К Черному бархану! — крикнул Борозов. Этого для Дудко достаточно. Он как пять пальцев изучил участок и знает, как проехать в любое место кратчайшим путем. Дудко включил подфарники (большой свет демаскирует наряд) и на предельной скорости погнал свой «газик» к линии границыСколько таких ночных внезапных выездов было у Дудко! Сколько напряжения, смелости и расчетливости потребовали они от пограничного шофера! Казалось, завяжи глаза, он все равно приведет машину к цели. В свете подфарников внезапно вынырнула расплывчатая фигура пограничника. Дудко остановил Машину,, а затем по ходу предполагаемого преследования быстро развернул ее. Из доклада старшего наряда офицеру водитель уловил: обнаружен ухищренный след. Нарушитель прорвался а н';ч тыл. С момента обнаружения следа прошло часа полтора-два. Дудко прикидывает, сколько же понадобится**Г&а**--