КОМАНДЫ СОВЕТСКИХ РАЛЛИСТОВ БЕРУТ ВСЕ ПРИЗЫогда этот номер поступит к читателям, в разгаре будет пора цветения. Щедрое весеннее солнце прогреет землю, и теплые ветры поведут разговор с молодой зеленью. Мы же на пороге лета хотим напомнить о спортивных событиях тех дней, когда шел снег и лес вдоль дорог, по которым мчались участники ралли «Русская зима», был одет в белый наряд. Журнал намного уступает газете в оперативности. Но все же мы считаем, что разговор о первом международном ралли «Русская зима» вполне правомерен и весной. Ведь сезон автомобильных состязаний только наступает. Впереди главные события — финалы 111 спартакиады и участие в международных встречах. Любители спорта, разумеется, не забыли ралли «За мир и .дружбу». Эти встречи автомобилистов социалистических государств в 1960, 1961 и 1962 годах (напомним: они проходили по дорогам Венгрии, ГДР, Польши, СССР, ЧССР) стали школой раллистов братских стран. Они обогатили их необходимым опытом и вывели на широкую спортивную арену. Где только не стартовали в последние два года наши мастера ралли! Сообщения об их успехах и неудачах поступали с самых трудных трасс европейских ралли — «Акрополиса», «Полуночного солнца», «1000 озер», «Монте-Карло» и других. Переживая за наших автомобилистов, выступавших за рубежом, мы не переставали ждать того дня, когда флаги автомобилистов разных стран снова будут з гостях у нас. Наконец этот день настал. Раскрыв календарь спортивных встреч на 1965 год, мы с радостью прочли: «Ралли «Русская зима» с участием стран — членов ФИА. Март, СССР». .По двум направлениям, по двум «рукавам» звездного маршрута съезжались в Москву иностранные участники: из Выборга — финны и шведы, из Бреста — чехословацкие и польские гонщики. В закрытом парке, возле Московского ипподрома, рядом с нашими «Волгами», «Москвичами», «Запорожцами» можно было увидеть автомобили различных стран: английский «Морис-Купер», шведские «Вольво» и «Сааб», французский «Ситроен», чехословацкую «Шкоду», итальянский «Фиат», польскую «Варшаву» и даже японский «Датсун». Нет смысла возвращаться к эпизодам борьбы на трассе ралли. Скажем только, что из 129 стартовавших экипажей (105 — советских и 24 иностранных) финишировало 111. Кроме сошедших, еще шесть экипажей были сняты за нарушение правил соревнований. Таким образом, закончили ралли 105 машин. Советские автомобилисты выиграли все командные призы: за победу в национальном зачете, за первенство среди клубных команд, за первенство среди заводских команд. В личном же первенстве верх взяли опытные финские гонщики, занявшие в абсолютном зачете четыре первых места. Во всех классах автомобилей, кроме четвертого, победили наши экипажи. Причем наиболее весомым следует считать успех советских спортсменов Н. Сучкова и В. Щавелева на «Москвиче-408» в объединенных втором и третьем классах, где стартовали «Морис-Купер», «Форд-Кортина», «Альфа-Ромео», «Шкода-спорт». Подводя итоги ралли, мы смело можем сказать: отечественные автомобили еще раз подтвердили свою репутацию в смысле надежности, выносливости, пригодности для эксплуатации в сложных условиях. Не закончили соревнования 19 процентов советских экипажей и 29,2 процента зарубежных. Технические повреждения имели три процента наших автомобилей и 11,8 процента — зарубежных. Это весьма показательная статистика. Аналогичные сравнения можно было бы привести и по количеству штрафных очков и по другим показателям. Каждое традиционное ралли имеет сзое лицо — свои неповторимые особенности, свою специфику. Часто ее можно уловить ив названии («Тысяча озер», «Акрополис»). В этом смысле «Русская зима» не представляла исключения. Своеобразная зимняя окраска этого ралли проявилась в дополнительных состязаниях — снежной гонке на аэродроме в Тушино, зимнем слаломе, скоростной гонке по ледяной дорожке ипподрома. Это было необычно для гостей ив спортивном отношении интересно. Но скорее зсего зимний колорит на первых порах испугал многих зарубежных автомобилистов, имеющих, к сожалению, весьма превратное представление о русской зиме. Между тем дорожная часть соревнований (они проходили по трассе Москва — Ленинград — Москва) не представляла трудностей. Значительные перерывы для осмотра городов еще больше облегчали состязания. Мы вовсе не хотим поставить под сомнение добрые намерения организаторов, стремившихся сочетать спортивную часть с туристической. Но вольно или невольно это привело к тому, что были нарушены некоторые каноны ралли. При обсуждении итогов наши гости сысказали много пожеланий. В частности, о выборе более сложной по рельефу трассы, о более строгих условиях дорожных соревнований (о том же, кстати, говорилось и на заседании президиума Федерации автоспорта). Думается, эти предожения заслуживают пристального внимания, тем более что все зарубежные участники всячески приветствовали проведение международного ралли в нашей стране. Однако было бы неправильным оценивать прошедшие соревнования тольно с «внешних» позиций. Ралли имело нема-К129 экипажей из разных стран вышли на старт ралли «Русская зима». На снимке : автомобили в закрытом парке перед началом «московского» этапа соревнований. Фото И. Бахтина. ловажное значение и для «внутреннего» развития автоспорта. На старт его вышли представители многих клубов РСФСР, Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии, Азербайджана, Грузии, Молдавии. По существу это было зимнее первенство страны. Что же больше всего бросалось в глаза? Разрыв в мастерстве между участниками сборной команды и остальной массой наших гонщиков. Мы не без гордости говорим, что число людей, участвующих в ралли, измеряется пятизначными цифрами. Огорчает другое. Даже на таких состязаниях мы видели спортсменов, не знавших элементарных вещей. Подъезжая к старту дополнительных соревнований, раллисты из Азербайджана неизменно интересовались: «А что здесь надо делать?» По всему чувствовалось, что значительная группа участников тренируется нерегулярно, от случая к случаю, не использует то передовое, что накопили наши ведущие мастера. А отсюда — низкая квалификация, низкие результаты. Надо думать, что ралли «Русская зима» заставит многих спортсменов по-новому взглянуть на свою подготовку, сделать выводы теперь же, накануне финальных встреч III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. М. ТИЛЕВИЧ, спец. корр. «За рулам». ПОБЕДИТЕЛИ РАЛЛИ «РУССКАЯ ЗИМА»Финские гонщики побеждают в личном первенстве25Национальный зачет 1. СССР (1339, 88 очка). 2. Финляндия (997, 84) 3. Польша (634. 48). Клубный зачет 1. ЦАМК. 2. Республиканский автомотоклуб Литовской СССР. 3. «Темпо-1» (Таллин). Заводской зачет 1. МЗМА. 2. ГАЗ. 3. «Коммунар». Абсолютный личный зачет 1. Э. Рюали — В. Юнкилайнен. 2. Р. Коссила — А. Ярви. 3. С. Ора — С. Ора. 4. А. Норргорд — М. Норргорд (все Финляндия). 5. А. Карамышев, Г. Циммерман (СССР).