УКАЗАТЕЛИ ПОВОРОТА НА МОТОЦИКЛЕМотолюбителя Г. Уральского из Ленинграда интересует вопрос, к ак оборудовать мотоцикл указателями поворота. Наша промышленность выпускает несколько типов реле указателей поворота. Реле типа РС-56 устанавливается на азтомобилях, имеющих 6-вольтовую систему электрооборудования, и мотоколясках инвалидов. Его без всякой переделки можно использовать на мотоциклах. Но подчас этого реле не бывает в продаже, так как з магазины в основном поступают реле типа РС-57 (заменисшие РС-55), рассчитанные на работу в 12-вольтовых схемах. Их можно без всякой переделки применить только на мотороллере «Тула». О том, как переделать реле типа РС-57, чтобы оно могло работать в системе электрооборудования, имеющей номинальное напряжение постоянного тока 6 в, уже было подробно рассказано в нашем журнале № 8 за 1962 г. <3-я страница обложки). Можно лишь добавить, что в некоторых случаях придется несколько уменьшить количество витков провода, которые намотаны на катушке реле. Это нужно для того, чтобы реле обеспечивало частоту мигания лампочек 50 — 120 в минуту (согласно ГОСТу). Мощность каждой сигнальной лампочки должна быть не менее 20 вт. Возможны два варианта установки сигнальных фонарей: два с одной стороны (свет одного из которых направлен только вперед, а другого — назад) или один, видимый и спереди и сзади. Второй способ требует меньше электроэнергии и легче выполним. Сигнальные фонари должны быть хорошо видны водителям транспорта, движущегося как навстречу, так ив попутном направлении. Напомним, что вперед фонарь должен излучать белый или оранжевый свет, а назад тольно оранжевый или красный. Для тех, кто не располагает «фирменным» реле указателей поворота, мы публикуем описание прибора, который можно изготовить самому. Его сконструировал электрик волоколамского автохозяйства Московской области В. Соловьев. Описание примерно такого же прибора, но с использованием несколько отличных деталей было напечатано в журнале «За рулем» № 7 за 1963 год (стр. 18), В том и другом случае в качестве прерывателя были использованы биметаллические пластины от датчика указателя температуры воды типа ТМ-2. Термобиметаллический элемент датчика обладает очень большим сопротивлением и поэтому непригоден для непосредственного, без переделок, использования в качестве реле указателя поворотов. Его контакты не приспособлены для пропускания силы тока, необходимого для питания сигнальных ламп.Поэтому контакты датчика используются для питания обмотки исполнительного реле, которое своими контактами (рассчитанными на большую силу тока) включает и выключает цепь сигнальных ламп. В качестве исполнительного реле было использовано реле-регулятор РР-24 (для 12-вольтовых схем). В 6-вольтовых схемах можно использовать любой реле-регулятор мотоциклетного типа, например РР-30, РР-31, и т. п. Чтобы при работе реле электродвижущая сила самоиндукции не пробивала катушку, параллельно ей подключают сопротивление 80 ом. Для предотвращения быстрого перегорания ламп в фонарях указателей поворота параллельно рабочим контактам исполнительного реле подключают сопротивление около 4 ом. Итак, наше «реле указателей поворота» состоит из датчика температуры воды, реле-регулятора напряжения РР-24 и двух сопротивлений — 80 и4 ома. Реле начинает действовать сразу же после включения замка зажигания. Ток от замка идет по цепи «катушка — р еле датчик—масса». Датчик, включенный последовательно с обмоткой исполнительного реле, прогревается и начинает периодически прерывать ток в цепи обмотки исполнительного реле. В цепи сигнальных ламп тока пока нет, так как переключатель поворотов стоит в нулевом положении. Достаточно перевести рычажок переключателя в одно из крайних положений, как сигнальные лампы начинают излучать свет. Недостатки описанного здесь самодельного реле — непрерывная работа вне зависимости от того, включены ли сигнальные фонари, а также некоторая громоздкость по сравнению с заводскими приборами. От первого недостатка можно избавиться довольно просто — применив «сдвоенный» переключатель (см. рисунок) — это два обычных трехпозиционных переключателя, у которых соединены поводки. Электрическая схема в этом случае изменится незначительно. Провод от замка зажигания подсоединяют теперь не к реле, а к центральной клемме дополнительного переключателя, крайние выводы переключателя соединяют, подключив сюда также провод, шедший ранее от реле к замку зажигания. Чтобы сделать прибор более компактным, достаточно применить малогабаритное реле (например, реле сигналов) достаточной мощности и встроить биметаллические контакты в реле, не используя датчик полностью.На азтомсбилях БелАЗ-540 впервые в отечественном автомобилестроении для амортизации обоих мостов применены пневмо-гидраслические рессоры, изготовленные в виде цилиндров. По плавности хода БелАЗ-540 благодаря этому почти не уступает легковым автомобилям.МАССОВЫМИ ТИРАЖАМИГде приобрести «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР»? — этот вопрос задают автолюбитель В. Уралов из г. Томска и мнение другие читатели. Пак сообщили нам в Государственном комитете Совета министров СССР по печати ив издательстве «Транспорт», «Правила движения» в 1965 году выходят массовыми тиражами. Например, только в г. Минске их будет издано полтора миллиона экземпляров. По полмиллиона экземпляров выпустят издательства «Транспорт» и «Казахстан». Кроме того, Правила издаются во всех республиканских (на национальных языках), а также в ряде межобластных издательств. На книжных полках магазинов, в киосках уже давно продаются разноцветные книжечки Правил, выпущенные издательствами «Транспорт», «Казахстан», Восточно-Сибирским, Средне-Уральским, Северо-Осетинским, Приокским и другими. В таких городах, как Калинин, Иваново, правила издали местные управления охраны общественного порядка. Таким образом, шоферской свод законов можно купить в любом городе Советского Союза. В крайнем случае, его можно приобрести наложенным платежом через областные магазины «Книга — почтой». Например, в г. Ростове-на-Дону (ул. Энгельса, дом N» 8). Правила движения и другую литературу по ремонту, эксплуатации и иным вопросам, связанным с автомобильным делом, можно также приобрести в фирменных магазинах издательства «Транспорт». При них имеются отделы «Книга — почтой». Вот их адреса: Москва, Б-78. Садово-Спасская ул., 21; тел. Е 2-25-13, Е 2-27-33. Москва, Киевский вокзал, т оварный двор, 2; тел. Г 3-50-16, доб. 65-62. Алма-Ата, ул. Интернациональная, 137; тел. 9-19-28. Воронеж, ул. Чайковского, 5; тел. 33-08. Вильнюс-30, ул. Соду, 25; тел. 48-35. Горький, Московское шоссе, дом им. 2 Мая; тел. 37-61. Днепропетровск-2, ул. Фрунзе, 6; тел. 20-57. онецк, ул. Университетская, 32. ркутск, ул. К. Маркса, 5. Казань-20, ул. Чернышевского, 36. Киев, ул. Лысенко, 6; тел. 56-93. Куйбышев, Комсомольская пл.; Управление железной дороги; тел. 38-45. Ленинград, Д-11, пл. Островского, 2. Управление Октябрьской ж . д.; тел. А 9-62-18. Львов, ул. Городецкая, 18. Минск, ул. Свердлова, 28, комн. 2; тел, 47-28. Новосибирск-4, ул. Вокзальная. 47; тел. 22-27. Одесса, ул. Чижикова, 19, комн. 194; тел. 40-42. Рига, ул. Гоголя, 3; тел. 41-02. Ростов-на-Дону, П ривокзальная пл., 4г тел. 7-45. Саратов, пр. Ленина, 8; тел. 53-97. Свердловск-13, ул. Челюскинцев, 11; тел. 47-75. Таллин, ул. Пикк, 36; тел. 40-36. Ташкент, ул. Гоголя, 94. Тбилиси, ул. Челюскинцев, 15; тел. 63-64, Хабаровск, ул. Ленинградская, 56-6; тел. 0-72. Харьков, ул. Красноармейская, 7; тел. 6-42-40. Целиноград, ул. Ленина, 4 1 . комн. 1В7; тел. 53-06. Челябинск-5. ул. Свободы, 110-6; тел. 41-02, 44-68. Чита, ул. Береговая, 56. Южно-Сахалинск, ул. Р ыбная , 87-а; тел. 47-14. Ярославль, ул. Свободы, 78; тел. 25-12. Телефоны магазинов «Транспортная книга» (кроме Москвы и Ленинграда^ соединяются через коммутаторы управлений железных дорог.ВЫЗВАНО УСЛОВИЯМИ РАБОТЫЧитатель В. Иванчук из Иркутской области работает на автомобиле БелАЗ-540. Его интересуют вопросы, с вязанныес эксплуатацией этого автомобиля. Почему нет места в кабине для отдыха водителя? Почему система охлаждения ! идкостная, а не воздушная? Что еде тно для плавности хода автомобн i БелАЗ-540? На эти вопросы отвечают конструкторы Белорусского автомобильного завода. Самосвал типа БелАЗ является карьерным автомобилем и предназначен для перевозки горных масс на расстояние от 0,5 до 3км . Гаражи находятся около карьеров или горнообогатительных фабрик — то есть вблизи объектов работы. Водители работают за рулем только по 7 часов, поэтому нет смысла делать кабину с местом для отдыха. Кроме того, по условиям техники безопасности горных работ запрещается делать стоянки автомобилей в карьере и тем более отдыхать в кабине. На автомобилях БелАЗ-540 для охлаждения двигателя применена герметичная жидкостная система, позволяющая повышать температуру охлаждающей воды до 105 — 110 градусов и не доливать длительное время охлаждающую жидкость (разумеется, если нет утечки). Двигатели с воздушным охлаждением более капризны в работе, чем двигатели с жидкостным , и более шумны. Надо учитывать также, что воздух в карьере очень пыльный, и если при помощи вентилятора направить его на обдув двигателя, запыленность подкапотного пространства резко увеличится, что приведет к более быстрому износу двигателя.Йк,;/ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИSir ®1ШЗЛМОК ЗЛЖИГЛИИЯУсовершенствованнаясхема.29