16
17
ОТ НАСОСА АЛЯ НАКАЧИВАНИЯР и с. 1. Пульвернаатор. Двадцать девятое и тридцать первое заседания Клуба «Автолюбитель» были посвящены уходу за лакокрасочным покрытием автомобиля. На сегодняшнем заседании кандидат технических наук Анатолий Моисеевич КАЦ продолжает беседу. Тема разговора — подготовка к окраске и окраска автомобиля. Легкие налеты коррозии снимают моечным составом № 1120 с последующей тщательной промывкой горячей водой. Этот состав включает фосфорную кислоту (55 процентов), этиловый спирт{15), бутанол (5), гидрохинон (1) и воду (24 процента). Для удаления старой краски можно воспользоваться различными смывками, выпускаемыми нашей промышленностью (АФТ-1, СД), ацетоном, растворителем Р-4. Удаляя синтетическую краску, наиболее удобно пользоваться новым эффективным составом СП-6. Смывку можно приготовить ив домашних условиях. Для этого смешивают 60 весовых частей ацетона, 30 бензола и 10 парафина. Наносят их на обрабатываемую поверхность кистью или пульверизатором и оставляют до набухания пленки краски. Набухшую пленку снимают шпателем — деревянным, текстолитовым или из любого цветного металла. Нельзя применять стальные шпатели, так как при работе может возникнуть искрение. Если таким образом не удалось полностью удалить покрытие, надо нанести на обрабатываемую поверхность еще один слой смывочного раствора. Загустевшую смывку, содержащую парафин, легко растопить, опустив банку в горячую воду, Удалив слои эмали, промывают поверхность кузова и оперения горячей водой, затем протирают насухо и обдувают сжатым воздухом. Если старую краску снимают на собранном автомобиле, не подлежащие окраске хромированные детали и стекла надо покрыть техническим вазелином. Окрашенные поверхности закрывают бумагой, прикрепив кромки ее к кузову изоляционной или другой клейкой лентой. При восстановлении участков лакокрасочного покрытия, разрушенных до металла, рекомендуется на очищенную металлическую поверхность до грунтования нанести пленку из фосфатирующего грунта ВЛ-02 или ВЛ-08, который образует на поверхности одновременно фосфатную пленку и слой грунта. Ее наносят краскораспылителем при рабочейвязкости 18—20 секунд (по вискозиметру ВЗ-4). Толщина пленки 0,0060,012 мм. Грунты ВЛ-02 и 'ВЛ-08 высыхают при температуре 18—23 градуса за 15 минут. Но их совершенно недостаточно, когда красят автомобиль нитроэмалями. Необходимо нанести еще слой грунта ГФ-020 или ФЛ-ОЗк. Первый высыхает при температуре 18—23 градуса за 48 часов, второй — за 12 часов. Нитроэмалью можно красить и по недосушенному грунту 'ГФ-020, спустя полчаса-час после его нанесения. Хотим предупредить: необходимо, строго придерживаться указанной рабочей вязкости материала. Лучше всего проверять ее при помощи прибора, называемого вискозиметром. Это металлический или пластмассовый стакан ем3 костью 100 см с конусным дном. В дне отверстие диаметром 4 мм. Чтобы определить вязкость материала, в данном случае краски, закрывают отверстие, наа ливают 100 см ее в стакан, тщательно перемешивают при температуре 1823 градуса, включают секундомер и одновременно открывают отверстие. Время в секундах, за которое краска вытечет, и есть показатель ее вязкости. Так, например, вязкость 30 секунд означает, что 100 см 3 краски должно пройти через отверстие вискозиметра в течение этого времени. Если нет прибора, можно воспользоваться обычным стеклом. Каплю разбавленной краски наносят на стекло, установленное вертикально. ЕслиВ первую очередь следует счистить ржавчину, жировые пятна, короче, удалить всякое загрязнение, а также разрушенные частицы старой краски. Если старый слой не имеет значительных механических повреждений и прочно удерживается, то его можно не снимать. Перед окраской лишь тщательно шлифуем этот слой наждачной шкуркой № 180220 и обезжириваем, протирая чистой ветошью, смоченной в уайт-спирите, бензине или другом органическом растворителе. Исключение составляют нитроэмали. Д о нанесения нового покрытия необходимо удалить старую краску до шпаклевочного или грунтового слоя. Ржавчину можно удалить наждачной шкуркой, проволочной щеткой, ручными, электрическими или пневматическими шлифовальными машинками (УПМ-1, ШПУ-6, РД-1 и др.), на вращающийся диск которых надевают абразивный инструмент. Есть несколько рецептов составов, которыми можно очистить участки кузова от коррозии. М ы предлагаем лишь один, наиболее простой. Он состоит из 3 частей глюконата натрия и7 частей едкого натрия; 1130 граммов этой смеси растворяют в 4,5 литра воды и наносят на поверхность при температуре состава 90—95 градусов. Сильно заржавевшая сталь очищается за 5 минут. После этого обработанную поверхность промывают водой и протирают насухо.RРЕЗЬБА ПО НАКОНЕЧНИКУ ШЛАНГА,ндеосд- •• '*РАЗВАЛИР и с. 2. Детали пульверизатора: ар пробка сосуда; б — распылительная' головй в — ниппель; г — установка шарика клал на в ниппель.она не стекает более чем на 3—3,5 см, принято считать, что состав разбавлен до рабочей консистенции. Проверенную краску до применения необходимо профильтровать через тричетыре слоя марли. После грунтования и сушки грунтовочного слоя отдельные дефекты (царапины, мелкие впадинки и т. п.) выравнивают шпаклевкой. Ее следует наносить только в случае крайней необходимости. Шпаклевка не повышает защитныеЗАСЕДАНИЕ ТРИДЦАТЬТРЕТЬЕ свойства, а неправильно нанесенный слой ее снижает механическую прочность покрытия. Нитроцеллюлозную шпаклевку применяют под нитроэмали, алкидно-стирольную — под синтетические и глифталевые. Остальные шпаклевки универсальны/ Применяя ту или иную шпаклевку, надо строго следовать нормам, приведенным в таблице. Каждый слой шпаклевки после высыхания шлифуют водостойкой шкуркой или шкуркой на тканевой основе (№№ 180—220). Все названные здесь шпаклевки выпускает промышленность. Но их можно составить ив домашних условиях. Лаковую шпаклевку, например, можно изготовить из следующих компонентов (в процентах): мел — 92; охра — 5; железный сурик — 3. Их затирают лаком № 74 или № 75 до получения массы нужной консистенции. А быстросохнущую, для выравнивания мелких дефектов, можно составить из свинцовых белил (36,6 процента), мела {28,6), железного сурика (1,8), нефтяной сажи (1,8), скипидара (11,2), сиккатива № 64 (4,0), лака № 200 (16,0 процента). Итак, подготовка закончена. Но прежде чем красить, надо уяснить, что представляет собой та или иная краска. В магазине есть самые различные красители. Вот тут-то можно и ошибиться. Синтетические и глифталевые эмали, скажем, содержат больше пленкообразующего вещества; количество наносимых слоев эмали, таким образом, сокращается по сравнению с нитроэмалями с пятишести до двух-трех. Некоторые эмали, например синтетическая (меламино-алкидная МЛ-12), высыхают только при высокой температуре (120 градусов и больше). Новая меламино-алкидная эмаль МЛ-152 высыхает при 80 градусах за 7 часов, а при 100 градусах за 30 минут. Поэтому при выборе эмалей для наружного покрытия необходимо подумать о возможностях для сушки. Перед употреблением нитроэмали разбавляют растворителями №№ 646, 647 или РДВдо рабочей вязкости 20—25 с&кунд, а синтетические (меламино-алкидные) —сольвентом или растворителем № 651 до рабочей вязкости 28—32 секунды. Для ориентировочного расчета количества лакокрасочных материалов (по нормативным данным) надо знать, что площадь поверхности «Волги» составляет 25,6 м2 , «Москвича» — моделей 402, 407, 403 — 16 м2 , «Победы» — 26,8 м2 . Расход материалов на 1м2 площади в граммах: грунта ГФ-02082; ФЛ-ОЗк—64; эмали МЛ-12—83; нитроэмали НЦ-11—144 и соответственно растворителей: сольвента — 1 2 , уайт-спирита + сольвент — 5 + 5; сольвента — 12; № 646—144. Грунты и эмали наружных покрытий лучше наносить распылением. В автохозяйствах пользуются специальными окрасочными устройствами. В домашних условиях можно использовать пылесосы «Ракета», «Чайка», «Уралец» или другие, в комплект принадлежностей которыхНормы для шпаклевки Толщина одного слоя (не более), мм 0,1 0,1 0,1 0.5 местами до 20 Толщина всех слоев (не более), мм 0,5 0,5 0,5 2,0 местами до 20 Режим сушка Растворитель температура, градусы 18—23 18—23 18—23 18—23 18—23 время, час—мин. 2—30 1—30 0—30 24—00 24—00ШпаклевкаНитроцеллюлозная НЦ-00-8 Алкидно-стнрольная МС-00-6 Глифталевая ГФ-00-12 Лаковая ПФ-00-2 Эпоксидная Э-4022№ 646, РДВ ксилол, сольвент сольвент уайт-спирит, скипидар Р-40 или № 646входит жидкостной распылитель. Его устанавливают на горловину стеклянной банки и присоединяют к выдувному патрубку, расположенному под задней крышкой пылесоса, которую снимают. Между корпусом пульверизатора и банкой должно быть резиновое уплотнительное кольцо. Шланг пылесоса надо предварительно прочистить. Для этого его присоединяют к всасывающему отверстию и прикрывают ладонью конец на несколько секунд. Операцию повторяют несколько раз. Силу распыления жидкости регулируют сменой насадок, одну из которых, как правило, ставят в патрубок корпуса пульверизатора, а другую, запасную, ввертывают прямо в корпус. Количество распыляемой краски регулируют, перекрывая отверстия на корпусе (крышке) пульверизатора. Из выдувного патрубка воздух со случайно прилипшими мельчайшими частицами пыли направляется в фильтр микропыли и выходит через окно ребристого кольца очищенным. Рабочая вязкость лакокрасочных материалов при нанесении их электропылесосом должна быть несколько меньше, чем при использовании краскораспылителя, применяемого в гаражах. Для окраски небольших поверхностей можно также применить пульверизатор, изготовленный из деталей, показанных на рис. 1 и 2. Он состоит из сосуда для краски, на горлышко которого навернута пробка с головкой распылителя. Краска из сосуда распыляется давлением воздуха, поступающего от насоса. Насос соединен шлангом с головкой распылителя. Внутренний диаметр трубки равен 2,5 мм, а резинового шланга — 7 мм. Можно использовать насос для накачки шин. Чтобы краска подавалась равномернее, шланг следует сделать подлиннее или же установить между насосом и шлангом ресивер. Краску следует наносить тонким ровным слоем. Случается, она плохо укрывает, и тогда пытаются увеличить толщину слоя. Этого делать нельзя. В толстом слое краска высыхает неравномерно: под поверхностью образующейся пленки она долго остается жидкой, в вертикальных плоскостях образуются потеки. Уменьшать количество слоев краски увеличением их толщины недопустимо. Каждый последующий слой краски наносят на полностью высохший. Краскораспылитель надо держать тач, чтобыструя была направлена перпендикулярно к окрашиваемой поверхности (рис. 3). Иначе краска ляжет неравномерно. Важную роль играет и расстояние распылителя от окрашиваемой поверхности. Если оно слишком мало, краска будет сбиваться струей, а на поверхности от ее излишков появятся потеки и «морщины». Для краскораспылителей, выпускаемых промышленностью, оптимальноеБ\,А-\ \ \ *и с. 3.'Схема Направления движения краскораспылителя: АА — правильно; ББ — неправильно. расстояние равняется '250—300 мм при плоской струе и 400 мм — при круглой. Передвигают краскораспылитель над окрашиваемой поверхностью равномерно с постоянной скоростью. При слишком быстром движении краска будет ложиться очень тонким слоем, а при слишком медленном — очень толстым. Наносить краску следует параллельными полосами. Первую полосу — сверху вниз до нижнего конца окрашиваемой поверхности, вторую — снизу вверх, третью — сверху вниз и т. д. Каждая полоса краски должна перекрывать ранее нанесенную примерно на 40 — 50 мм, чтобы компенсировать слабоокрашенные места вторичным покрытием. Приблизив краскораспылитель к концу полосы, надо приостановить распыление, иначе появятся потеки. Чтобы окраска поверхности была равномерной, один слой наносят горизонтально, другой — вертикально. Передвигать краскораспылитель следует, «копируя» кривизну панелей кузова. При полной окраске кузова, когда нет возможности высушить всю поверхность специальными устройствами, следует применять эмали, которые высыхают при естественной температуре 18—23 градуса. Несколько дней кропотливого труда — и кузов станет как новый.•17-