25
26
ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ «МОСКВИЧА-408»В тяжелых условиях приходится эксплуатировать «Москвич-408» читателю Л. Волденкову из Кемеровской области. Дорожный просвет не всегда достаточен, и владелец машины решил установить ббльшие колеса. Но он сомневается, можно ли это делать. Его интересует также, отчего происходят «провалы» в работе двигателя при открытии дросселя и как их устранять. По присоединительным местам колеса «Москвичей» 402, 407 и 403 могут быть установлены на «Моеквич-408». Однако завод не рекомендует эту замену, поскольку она увеличивает нагрузки на силовую передачу и тормоза, уменьшает зазоры между колесами и кузовом. Шины могут задевать за кузов. Все это приведет и понижению долговечности автомобиля. Уменьшится также колея. Если заменить только колеса, то это приведет к уменьшению приемистости автомобиля и возниниет погрешность в радиусах качения (290 мм для шин «Мосивича-408» и 312 мм — для шин «Москвича-403»). Показания спидометра при условии одновременной замены колес и редуктора заднего моста практически не изменятся. «Провал» в работе двигателя при открытии дроссельных заслонок бывает при неправильной регулировке системы холостого хода карбюратора, а также при неисправности системы ускорительного насоса. Для устранения «провала» необходимо правильно отрегулировать карбюратор на холостой ход двигателя, руководствуясь заводсной инструкцией по уходу за автомобилем. Работу ускорительного насоса можно проверить, сняв с карбюратора патрубок воздухоочистителя и открывая вручную дроссельную заслонку на неработающем двигателе; при этом надо наблюдать за устьем распылителей насоса. При открытии дроссельной заслонки топливо должно поступать из распылителей в главные воздушные каналы непрерывной струей.стием под шплинт. Правильно собранный и своевременно подтянутый наконечник тяги сошки гарантирует боковую тягу от выпадения. Шарниры боковых тяг, по имеющимся у нас сведениям, значительно долговечнее наконечников тяг рулевой трапеции. Переделка рулевой трапеции «Победы» на рулевую трапецию «Волги» конструктивно невозможна. Заменить маятниковый рычаг и сошку «Победы» маятниковым рычагом и сошной «Волги» практически можно. Но это повлечет за собой существенное нарушение кинематики передней подвески.того напряженного в тепловом отношении. Кроме того, H3H1C цилиндров двигателей Ирбитского мотозавода незначителен и позволяет эксплуатировать цилиндры с нормальными поршнями и нольцами не менее 35—40 тысяч километров, после чего цилиндры можно расточить для поршней второго ремонтного размера и эксплуатировать их еще столько же.ЭЛЕКТРОНИКА ВМЕСТО КАРБЮРАТОРАНаших читателей Н. Нестерова из г. Горького и Г. Андреева из Баку интересует, будет ли выпускаться Горьковским автомобильным заводом «Волга», оборудованная аппаратурой впрыска топлива с электронным управлением цикловой подачей, и какие работы ведутся в этом направлении. Отвечают научные сотрудники НАМИ. Эксплуатационные испытания такси «Волга» ГАЗ-21Н, оборудованного такой аппаратурой, проводились Центральным научно-исследовательским институтом топливной аппаратуры во 2-м таксомоторном парке Ленинграда. Выявлено, что улучшение динамических качеств автомобилей сопровождается повышенным расходом топлива. Аппаратура для впрыска бензина еще значительно уступает по надежности и долговечности современным карбюраторам. Она сложна в изготовлении и стоит значительно дороже обычных многокамерных карбюраторов. Для технического обслуживания ее и регулировки необходимо специальное оборудование и приборы, а автомеханики должны стать еще и радиоспециалистами. Поэтому промышленный выпуск электронной аппаратуры для впрыска бензина и оснащение ею автомобилей «Волга» в ближайшие годы не планируются. Но Центральный научно-исследовательский институт топливной аппаратуры продолжает работы ло совершенствованию систем, увеличению сроков их службы, надежности и стабильности регулировок.ПОДШИПНИКИ «ИЖ-ЮПИТЕРА»«Прошу уточнить, на каких подшипниках установлен коленчатый вал мотоцикла «ИЖ-Юпитер». В инструкции по уходу и эксплуатации сказано: «•Полуоси коленчатого нала опираются на коренные подшипники № 304 и 205. В журнале «За рулем» № 7 за 1965 год в статье «Об эксплуатации мотоциклов ИЖ» говорится, что коленчатый вал ИЖ-Ю вращается в подшипниках, из которых три серии 203, а один серии 304». Тажое письмо прислал в редакцию В. Мельник. Как показала проверка, одним из авторов статьи «Об эксплуатации мотоциклов ИЖ» была допущена досадная ошибка. Вместо серии 205 указана серия 203. Коленчатый вал мотоцикла ИЖ-Ю вращается в подшипниках № 304 и № 205.РЕМОНТСЕДЕЛКЛАПАНОВ«Как восстановить рабочую фаску седла клапана двигателя «Волги», если на ней образовались глубокие раковины?» — с таким вопросом обратился в редакцию читатель Н. Карасев из Кемеровской области. Отвечают конструкторы Горьковского автозавода.Рабочую фаску в этом случае шлифуют при помощи специальной электродрели, снабженной шлифовальным камнем, ЧТОБЫ РЕССОРЫ НЕ СКРИПЕЛИ заправленным под углом 45 градусов. ЗАПАС ИСЧЕРПАН Если же и перешлифовкой не удается восстановить седло, то его необходимо «Почему в моем «Москвиче-407»" «В «Справочной службе журнала «За выпрессовать специальным съемником и скрипят резиновые втулки ушек ресрулем» ( 4 12 за 1965 год) была помеМ заменить новым (ремонтным) с наружсор?» — спрашивает С. Лютиков из щена заметка, в которой говорилось о ным диаметром, увеличенным на 0,25 мм. г. Воровичи. том, что по первому требованию ИрПри этом надо предварительно расточить битский завод сможет выслать инстгнездо под седло в головке. Для седла По-видимому, Вы ошибочно принимаерукции и каталоги запасных частей к выпускного клапана его растачивают До те за скрип резиновых втулок ушек ресмотоциклам М-72М, М-61 и М-82. На диаметра 38,75 *1>а" мм. сор енрип самой рессоры, возникающий мой запрос завод ответил отказом. при взаимном перемещении концов лиДопускается замена испорченного седПрошу сообщить, почему это произостов, когда между ними нет смазки. Не ла ремонтным с наружным диаметром, шло». случайно на автомобилях «Москвич» моувеличенным на 0,05 мм, без дополнительТакое письмо мы получили от делей 402, 407 и 403 необходимо, согласной обработки гнезда, если на его поФ. Щедрина из г. Орджоникидзе и поно инструкции по эксплуатации, периоверхности нет существенных повреждепросили ответить на него главного индически смазывать листы графитовой ний после выпрессовки. Ремонтные седженера завода Н. Костарева. смазной. ла выпускного клапана увеличенного диаметра имеют обозначения 21-1007080Скрип могут вызывать и неправильно, Действительно, завод высылал инстРП и 21-1007080-ВР. без зазора установленные хомуты. Если рукции по эксплуатации и каталоги запэто действительно так, следует слегка рачастей мотоциклов М-72М, М-61 и М-62, зогнуть хомуты, отведя их от листов ресоставшиеся от комплектации машин. соры. М-62 МОЩНОСТЬЮ 36 л. с. После опубликования в журнале заметНа автомобилях «Москвич-408», чтобы ки «Как разобрать переднюю вилку и не скрипели рессоры, на концах листов заднюю подвеску» (№ 12 за 1965 год) на «Будет ли увеличена мощность установлены полиэтиленовые вставки, а Нрбитский мотоциклетный завод постудвигателя М-62 у ирбнтских мотоцикхомуты снабжены резиновыми прокладпило большое количество писем с просьлов? Почему не делают привод на ками. Однако они невзаимозаменяемы с бой о высылке этой литературы. Теперь колесо коляски? Не стоит ли подурессорами «Москвичей» моделей 402, 407, запасы инструкций и каталогов кончимать о выпуске гильз для ремонта 403. лись, поэтому мы вынуждены отказывать цилиндров?» в просьбе нашим корреспондентам. Эти вопросы задал Ю. Стогов из г. Читы. Отвечают работники завода. КАК УСТРАНИТЬ ТЕЧЬ МАСЛА ПЕРЕДЕЛКА НЕВОЗМОЖНА Сейчас ведутся работы над повышением мощности серийного двигателя М-62 «Не так давно я заметил, что из до 36 л. с. Одновременно будет снижен Отчего выпадает боковая тяга из двигателя моего мотороллера «Вятка» расход топлива до 5,5 л на 100 им пути наконечника тяги сошки; можно ли стало течь масло. Как можно устрапри скорости 45—50 км/час на шоссе. переделать рулевую трапецию — манить течь7» — спрашивает А. Гутовятниковый рычаг и сошку у «Победы» Увеличение веса мотоцикла, вызванский из г. Макеевки. на аналогичные детали «Волги» — вот ное устройством привода на колесо коМы попросили ответить на вопрос вопросы, интересующие нашего читаляски, само по себе снижает маневренчитателя работников завода. теля А. Серкова из Челябинска. ность. Кроме того, сложность такого Чтобы устранить течь масла из двигапривода, трудоемкость его изготовления Отвечают конструкторы Горьков№отеля, необходимо проверить, исправен ли не оправдываются теми преимуществаго автомобильного завода. ми, которые он дает при движении ло сальник ступицы заднего колеса, не грязной грунтовой дороге. На сухой доослабла ли пружина сальника. При необВероятно, боковая тяга выпадает из-за роге привод на колесо лишь усложняет ходимости следует заменить сальник или неполной нарезки резьбы в наконечнике действия водителя. поставить более жесткую пружину. Протяги сошки (должно быть 23 мм от торверьте также правильность установки ца) или из-за неправильной сборни. ПробИзготовление гильз для ремонта ка должна быть завернута до упора и ступицы заднего колеса на вторичном цилиндров завод считает нецелесообразотвернута не более чем на один оборот, валу; имеющиеся на этих деталях риски ным. Гильэование чугунного цилиндра до совпадения прорези пробки с отвердолжны быть совмещены. ухудшит теплоотдачу двигателя и без•М- назнаВсякий раз, когда заходит речь о чтозначении мотоспорта, мы говорим, он содействует расширению техническихний молодежи, служит средством укрепления воли, характера, чувства коллективизма. Все это неоспоримо. Но у мотоспорта еще одно неоценимое достоинство: на протяжении десятилетий он движет вперед развитие мотоциклетной техники. Большинства завоеваний современного мотоциклостроения пришло от спорта.ПЕРВЕНСТВО МАРКИПриз Совета Министров СССР — у Минского мотовелозавода Каждый вид соревнований, будь то кросс, шоссейно-кольцевые или трековые гонки, вносит свою «лепту» в совершенствование машин. И есть одно соревнование, которое целиком подчинено этой цели — «Первенство заводской марки», где путем сравнительной оценки качества серийных и экспериментальных машин выявляются надежность конструкции, экономичность, динамика и другие качества дорожных мотоциклов, выпускаемых для населения. Разносторонней оценке качества машин подчинена вся программа первенства. Она включает предварительную обкатку мотоциклов под контролем технической комиссии, заезды на скорость (с места ис хода), замеры расхода топлива и тормозного пути, преодоление подъемов и, самое главное, прохождение дистанции от 1000 до 3000 километров (в зависимости от класса машин) в различных дорожных условиях. Эта основная часть соревнований проводится по правилам многодневки: прохождение с заданными скоростями дорожных участков и режим закрытого парка. Причем в соревнованиях участвуют машины, отобранные и опломбированные спортивными комиссарами на складах сбыта заводов. «Первенство заводской марки» имеет почти тридцатилетнюю историю. Впервые оно было разыграно в Москве (1937 г.), затем в Могилеве (1938 г.). Оба года первенствовал Ижевский завод, выпускавший тогда мотоциклы ИЖ-7 и ИЖ-8. В программу первых соревнований входила лишь линейная шоссейная гонка на 300 километров. Программа послевоенных «Первенств марки» расширилась. В 1949 и 1951 гг. (соревнования проходили в Серпухове) они включали 400-километровую гонку на шоссе и кросс на 160 километров, а в 1952 году (Минск) — гонку на 500 и кросс на 1000 километров. В 1951 году, в отличие от прошлых лет, к соревнованиям допускались и спортивные мотоциклы. «Первенство заводской марки» завоевал Ижевский завод, а «Первенство заводов по мотоспорту» — Серпуховской. Старты в Минске явились уже настоящим экзаменом заводов на готовность выпускать машины для массового спорта. Все мотоциклетные предприятия приняли участие в первенстве. Победу завоевали ковровцы. Последнее «Первенство марки» по программе «кольцевая гонка — кросс» состоялось в 1953 году в Киеве и закончилось победой команды Ирбитского завода. В последующие годы на смену заводским соревнованиям пришла спортивная многодневка, которая, однако, не могла заменить их. И в 1964 году «Первенство марки» было возрождено, но уже на новой основе. Как уже указывалось, «Первенство марки» проходит в основном по правилам многодневки, учитывая при этом специфические требования испытаний серийных дорожных машин. Теперь это действительно всесторонняя проверка, способствующая усовершенствованию конструкций и повышению качества мотоциклов, мотороллеров и мопедов. О том, наскольно велико значение этих соревнований, говорит тот факт, что Совет Министров СССР учредил переходящий приз заводу — победителю «Первенства марки». Начиная с 1964 года, этим призом владели Ирбитский и Ижевский заводы. 8 нынешнем году организаторы первенства — ЦК ДОСААФ и Министерство автомобильной промышленности СССР — решили провести его не одновременно с первенством страны по многодневным соревнованиям, а отдельно. Такое нововведение полностью себя оправдало и позволило испытать продукцию наших мотозаводов не на приспособленных, а на специально подобранных трассах. Победа, а вместе с ней и приз Совета Министров СССР присуждены Минскому мотовелозаводу. Соревнования привлекли внимание коллективов всех предприятий нашей мотоциклетной промышленности. Не приходится сомневаться в том. что они будут содействовать дальнейшему прогрессу советской техники. В. РОГОЖИН. директор ВНИИ мотоцинлетной промышленности.В мотокроссе есть своя табель о ран•» гах. Последнее время ее верхнюю строку заняли у нас классы 250 3и 500 см . Этому способствовали успехи на международной арене, введение принципа чемпионата в розыгрыш первенства Союза. Но классы 175 3и 350 см не остались в тени. На более легких машинах пробуют свои силы новички, через них прошли путь нынешние чемпионы и их ближайшие соперники. Не потеряли популярности и 350-кубовые машины. Вот и первенство СССР этого года, состоявшееся на новой полтавской трассе, наряду с молодежью привлекло весь цвет мотокросса. Свой прошлогодний титул защищал заслуженный мастер спорта В. Арбеков. Спортивные результаты первенства не принесли сюрпризов. Но важнее поговорить не о мастерстве гонщиков, а о положении с кроссовыми мотоциклами. Этот вопрос приобретает сейчас конкретный практический смысл: автомобильным и мотоциклетным заводам вменено в обязанность делом помогать развитию технических видов спорта. Редакция попросила поделиться своими соображениями о содружестве спортсменов с заводами участника первенства, чемпиона III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта Юрия РОМАНОВА.ЗАБЫТАЯ ТРАДИЦИЯНа этот раз мне не повезло. В первом заезде заклинило вилку, во втором — оборвалась моторная цепь. Происшествие с вилкой — это, как говорят, несчастный случай. А вот обрыв цепи — результат несовершенства ковровеких моторов старых образцов. Говорю об этом не для того, чтобы как-то оправдаться, и не обида руководит мною. Дело в том, что такие двигатели стояли на машинах подавляющего большинства участников в классе 175 см 3 . Завод совершенствует спортивную технику. Сейчас в Коврове сделан кроссовый мотоцикл, близкий по своим качествам к прославленному «Чезету». Но машина эта пока уникальная. На нынешнем первенстве моторы последнего выпуска были только у Игоря Григорьева и Юрия Агеева. Мало в последнее время получают мотоспортсмены новой техники, на долгие месяцы, а то и годы растягиваются испытания и производство усовершенствованных моделей. Помню, раньше многие из нас часто бывали на заводах. Мы были желанными гостями. С гонщиками советовались. Можно и сейчас высказать определенные предложения. К примеру, на мой взгляд, для легких кроссовых мотоциклов нужна пятиступенчатая коробка. Если говорить о «Ковровце», на котором мне доводилось выступать, надо было бы усилить у него перья вилки -*- они нередко ломаются при прыжках. Это лишь частности. Главное в том, чтобы возродить хорошую традицию. Ведь от широкого сотрудничества конструкторов с гонщиками выиграет и спорт и промышленность. Кое-кто предлагает уравнять шансы участников — посадить всех на машины старых выпусков. Да, равные шансы — один из важных принципов во всяком спорте. Но уж если говорить об этом применительно к мотокроссу, то надо вести речь не о старых машинах, а о новых, о том, чтобы как можно скорее сделать их доступными для автомотоклубов. Пока что наши ведущие гонщики защищают цвета советского спорта на «Чезетах». Мы воздаем должное этой отличной машине. Но надеемся, скоро придет время ив один ряд с ней встанут «ковровцы» и ИЖи. Результаты первенства СССР 1966 года по мотокроссу Класс 175 см3: 1. И. Григорьев (Украинска(я ССР); 2. Ю. Агеев (Москва); 3. 3 А. Яковлев (РСФСР). Класс 350 см : 1. В. Арбеков (Москва); 2. А. Окулич (РСФСР); 3. В. Погребняк (Украинская ССР).ИЗ МАЛЬЧИКОВВМУЖИтаблица чемпионата СССР по 3 мотокроссу в классе 250 см . Подробная статья о первых двух этапах под заглавием «Молодые наступают» была напечатана в июньском номере журнала. Здесь мы хотим сделать добавление, продиктованное сравнением гонок девятого этапа первенства мира в классе 500 см 3и третьего, заключительного этапа первенства СССР в классе 250i см 3 , состоявшихся в один день на одной трассе — в Кишиневе. Хорошие семена дают добые всходы. Это бесспорно. о об урожае говорить еще рано. Кишиневский этап не только продемонстрировал то,, что имеют в активе наши ближайшие резервы, но и обнажил пробелы в ихПубликуемая подводит итогиВтехнической и тактической подготовке, о которых, кстати, шла речь в статье «Молодые наступают». Особенно отчетливо они были видны на фоне выступления сильнейших в мире «пятисотникое». Из 26 кросс менов, принявших старт. в гонке первенства мира, получило зачет 19. В чемпионате СССР из 23 человек только 12 финишировали в обоих заездах. Среди оставивших трассу едва не оказался претендент на серебро Гунар Драугс (в конце концов он чудом вышел на общее второе место вслед за Леонидом Шинкаренко, заставив изрядно поволноваться своих поклонников). И именно случай с ним заставляет в который раз вернуться к разговору о резервах.Три года назад Драугс считался перспективным — как сейчас те же Сухов, Погребняк, Коннов. За это время он прибавил в технике. Но от срывов, от элементарных тактических ошибок так и не избавился. В первом заезде Драугс пытался ехать не только быстрее, чем мог, но и быстрее, чем это было нужно, учитывая его устойчивое положение в чемпионате. И вот теперь возникают вопросы, ради которых весь этот разговор: сколько же времени надо для того, чтобы «мальчик» стал «мужем»? И где гарантия, что желанное превращение благополучно произойдет с нашими перспективными кроссменами? Коль уж мы вышли на мировые трассы, отвечать на эти вопросы придется неминуемо. Отвечать делом. Б. МАНДРУС, спец. корр. «За рулем» см 3Итоги первенства СССР 1966 года по мотокроссу в классе 250 Зачетные очки по этапам Фамилия Город, общество .1 Рустави 863422 Тбилиси 8423 КишиневСумма очков (по двум лучшим этапам) 16 12 11 10 54МестоВ. АРБЕКОВ Г. ДРАУГС Л. ШИНКАРЕНКО И. ГРИГОРЬЕВ Ю. АГЕЕВ Е. ПЕТУШКОВМосква, ВС Рига, ВС Киев, ВС Киев, ВС Москва, ВС Москва, ВСва6 81 23454в