I-0.oom это трасса!Н афото : судейский павильон (слева); старт очередного (справа вверху); стартовое приспособление (справа внизу)заезда£КОбычно здесь безлюдно, но в дни соревнований сюда стекается нарядная праздничная толпа. Каждое возвышение, каждый холм, откуда особенно хорошо видно все происходящее на трассе, берется, что называется, с боя. Однако вряд ли большинство любителей мотоспорта что-нибудь знает о трассе Касаритса—Меегомяе. Сооруженная близ небольшого эстонского города Выру, она лишь совсем недавно стала ареной крупных соревнований мотокроссменов. Пока ее освоил сравнительно небольшой отряд мотоциклистов, но со временем с ней, конечно, познакомятся многие наши спортсмены. Это хорошо. Трасса дает возможность гонщикам показать все лучшее, на что они способны. И все же гораздо важнее, чтобы сюда приехали те, кто отвечает за развитие мотоспорта в республиках, областях, городах. Приехали для того, чтобы научиться, как с минимальными затратами сил и средств создать «оазис» мотоспорта в городе. Я ничего не преувеличиваю. Приезжайте, и вы убедитесь в этом сами. Трасса у города Выру — образец, который должен найти подражание во всей стране, везде, где всерьез хотят пропагандировать мотоспорт, дать ему зеленую улицу. Некоторое представление о трассе, ее оборудовании дают помещаемые здесь фотографии. На первой из них — двухэтажный павильон для судей. В нем есть все, что необходимо для безупречного проведения соревнований: телефонная связь, оборудование для радиоинформации, помещение для секретариата, стартовые часы, судейская трибуна, откуда открывается вид на всю трассу. На двух других фотографиях — устройство, которое разом снимает все судейские проблемы на старте. Оно, как видите, сделано очень просто. Гонщики подводят мотоциклы к решетке и ставят их так, что передние колеса упираются в верхнюю трубу. Как только стрелка часов сделает полный оборот и покажет время старта, устройство освобождается от замков, и решетка падает вперед — путь открыт! И никаких фальстартов! Если добавить к этому, что по характеру рельефа трасса Касаритса—Меегомяе очень интересна и насыщена сложными препятствиями, да к тому же находится в одном из красивейших уголков Эстонии — то станет ясно: сегодня это лучшая в стране кроссовая трасса. Знакомство с ней будет далеко не полным, если не сказать, что на оборудование трассы затрачены самые незначительные суммы — такими располагает каждый горком ДОСААФ . «Секрет» успехов досаафовцев Выру заключается в том, что большую часть работ выполнили добровольцы — активисты местного автомотоклуба, люди, горячо любящиеспорт. Они выходили на воскресники и субботники, они конструировали и строили стартовую машину, сооружали павильон, профилировали трассу. Теперь они по праву гордятся своим детищем, и когда в дни кроссов на высокой мачте поднимается спортивный флаг, гремит оркестр и раздаются рукоплескания, каждый из них чувствует себя именинником. Конечно, и в других городах есть у нас такие же энтузиасты мотоспорта, готовые отдать ему все свое свободное время. Но как часто их энергия и труд тратятся на хождение по различным организациям и учреждениям только для того, чтобы доказать, как важно выделить участок под кроссовую трассу или место для строительства гаревой дорожки. И как часто вместо реальной помощи они получают только обещания и соболезнования. Инициативу досаафовцев Выру поддержали партийные и советские органы, хозяйственники. Плоды этой поддержки налицо. В нынешнем году на трассе Касаритса—Меегомяе состоялось всесоюзное первенство гонщиков на мотоциклах с колясками. Результаты этих соревнований приведены ниже. Я хотел бы только остановиться на «проблеме колясок». Странно, но этот самый интересный для зрителей и самый полезный в прикладном смысле класс мотоциклов находится у нас на положении пасынка. Ирбитский и Киевский мотозаводы выпускают спортивные мотоциклы, и в то же самое время «коляски» исключены из командного зачета. Говорят, что причиной тому послужило отсутствие международных соревнований. Но, во-первых, это не так. Международные кроссы на мотоциклах с колясками обозначены даже в календаре ФИМ . А во-вторых, — и это самое главное — развитие нашего мотоспорта вовсе не должно точно совпадать с зарубежным. Исходя из наших условий эксплуатации мотоциклов, их распространенности и сферы применения, должен строиться и календарь внутрисоюзных соревнований. Кстати, весьма показательно, что третируемый класс «колясок» все же не умирает. В Выру собралось гораздо больше участников, чем предполагалось, и пришлось проводить полуфинальные заезды, чтобы выявить сильнейших. Федерации мотоспорта следует задуматься над судьбой этого перспективного ив то же время незаслуженно обойденного класса. В. ШАРОНОВ, старший тренер Центрального автомотоклуба г. Выру Эстонской ССР РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИИ Мотоциклы с колясками. К ласс350 см 3 : 1. А. Раутенфельд - А. Портнягин (СКА, ГСВГ); 2. В. Зирнис - X. Раса (СКА, Рига); 3. В. Калниньш — Т. Калниньш («Даугава», Рига). К ласс 750 смЗ: 1. Г. Мотов — А. Симбирцев («Труд». Ирбит): 2. И. Шипицын — В. Черпаков («Труд», Ирбит); 3. Ю. Соколов — В. Дрожжин (СКА, ГСВГ).•10