Солнце пляшет бликами на ти ­ хой маслянистой поверхности воды и весело играет в иллюминаторах судов, непрерывно снующих вдоль низких, затянутых зеленой ряской берегов канала. Берега настолько низки, что кажется, вот-вот лениво поднявшаяся от прошедшего катера волна хлынет на укатанный асфальт шоссе, синхронно повторяющий плавные изгибы уходящей вдаль «водяной дороги». И впрямь, голландские шоссе и магистрали можно сравнить с «водяными дорогами» — по традиции они проходят вдоль рек или берегов каналов, а кое-где и прямо по дну осушенного моря. Так и льются они рядом — вода и асфальт, как неразлучные друзья и неутомимые труженики, несущие на своей спине груз транспортных потоков страны.Послушный «Пежо» легко принимает газ и, помигав указателями поворота, обгоняет довольно ходко идущий впереди красно-желтый «Форд» с размашистой надписью на борту: «Эссо — это скорость, мощь и стремител ьность». Оскаленная полосатая морда тигра с ярко-красными свирепыми глазами, вытянутой вперед лапой и растопыренными когтями должна по идее авторов этой рекламы символизировать и скорость, и мощь, и стремительность — словом, все то, что обещают вам на бензоколонках американского нефтяного концерна «Эссо». Мы закончили маневр обгона, оставив далеко позади «Сэндвич-Форд» с его призывной рекламой. —. Как видите, мы спокойно обошли его, — не без сарказма заметил наш водитель Ван ден Беер, лихо щелкнув при этом рычажком указателя поворотов, — хотя, если вы помните, я заправлялся на колонке другой компании. — А что, — осторожно осведомились мы, — разве это имеет какое-нибудь значение? — Для вас нет, для машины — тоже, а вот для них — еще какое! — ответил он, выразительно ткнув через плечо пальцем ка высокий небоскреб с ярко сверкающей на его крыше неоновой радугой: «Эссо — лучший друг вашего авто».ная зелень трав знаменитых голландских лугов. Как бы устав от однообразия ландшафта, шоссе круто по•вернуло вправо, поднялось на путепровод и сразу вплелось в широкий перекресток, сплошь расчерченный белыми стрелками разрешенных направлений движения и линиями, разделяющими проезжую часть на полосы для автомобилей, для велосипедистов и пешеходов. В середине перекрестка, у странного сооружения, похожего на небольшую железную вышку с флюгером наверху, стоит полицейский-регулировщик. Резкий свисток — и регулировщик палочкой повернул флюгерок в нашу сторону, а на его красном поле появилась надпись «Стоп». Несколько десятков секунд — вновь свисток (это вместо желтого света), скрип поворачиваемого флюгера — и перед нами теперь уже другая надпись: «Проезжайте»... Разноцветная автомобильная река медленно поплыла дальше, к следующему перекрестку, в объятия очередной автомобильной «пробки». Мы не едем, а буквально тащимся. Кажется, не хватит никакого терпения десятки раз выжимать сцепление, переключать скорость и, чуть-чуть дав газ, повторять все эти операции сначала. А справа, на дорожке, весело бушует велосипедный прибой. Отчаянно вращая педалями и шурша широкими разноцветными шинами, несется вперед нескончаемое велосипедное стадо. — М-да, велосипед — это иногда быстрее, а уж дешевле — это точно, — пробормотал Ван ден Беер, очередной раз выключая зажигание и поудобнее устраиваясь на сиденье в ожидании следующего рывка вперед.За ветровым стекломГолландияПедантичный спидометр бесстрастно отсчитывает километр за километром. Несется навстречу, набегая на поворотах, лента шоссе, сотни и тысячи раз разрезанная на части сереб. ристыми полосками каналов, покрытых тонкой паутиной мостов. А между ними, даже под хмурыми тучами, непрерывно сеющими мелкий надоедливый дождь, весело сияет изумрудАмстердам. Регулировщик за передвижным светофоромГоворят, что известная американская торговая фирма «Мэйси» — наиболее крупный «теоретик» в области изучения психологии и вкусов покупателей. Не знаю. Может быть- Но то, что голландская фирма по прокату легковых автомобилей «Avic» весьма неплохой практ ик по улавливанию душ своей клиентуры — бесспорный факт. Наступление ведется широким фронтом: неважно, каким путем вы прибыли в страну — на самолете, поезде или на автомобиле — везде, в аэропорту, на вокзале или на шоссе у въезда в город, вас в первую очередь встречает широковещательная реклама фирмы «Avic». Томная красотка с эмблемой фирмы на форменном платье кокетливо вопрошает с огромного щита у выхода из аэропорта: «Неужели Вы поедете автобусом? Гораздо солиднее добраться на машине. Мы поможем Вам», А на магистральных шоссе то и дело попадаются щиты истакими призывами: «Не бойтесь брать наши машины — в случае аварии за все платим мы». Вот уж поистине — и не хочешь, а возьмешь, ведь «выгода»-то очевидна: разобьетесь — за машину заплатит фирма. А за вас? На этот вопрос, разумеется, никто еще не получал толкового ответа... Кстати, еще одна маленькая деталь привлекла мое внимание: на каждом проспекте или рекламном щите фирмы обязательно стоят три слова «We try harder» — мы стараемся. В ближайшем агентстве я спросил у одного из служащих, что означают эти слова. — Дело в том, что мы относительно небольшая компания. Есть гораздо более крупные. например, «Hertz», и чтобы както устоять в борьбе, мы при влекаем клиентуру более внимательным обслуживанием, делаем все, чтобы люди, однажды взявшие у нас машину, и в будущем пользовались бы только нашими услугами. Одним словом, мы стараемся. — И, сверкнув одной из стандартных «улыбок вежливости», добавил: — Надеюсь, что в случае необходимости вы придете только к нам. Между прочим, голландские прокатные фирмы действительно предоставляют своим клиентам ряд удобств. Например, взяв машину в Амстердаме, вы можете спокойно сдать ее в любом другом городе страны без всякой дополнительной платы за обратный перегон. От вас требуется только сообщить местному агенту фирмы, где оставлена машина. Шофер-перегонщик доставит ее на базу или в ближайший прокатный пункт фирмы. Любой ремонт или неполадки, возникшие в пути, т акже устраняются бесплатно, за счет фирмы. Это в самом деле удобно, поэтому сегодня прокат автомобилей в Голландии, несмотря на жестокую конкурентную борьбу, является весьма доходной статьей «индустрии быта».Трасса Миддельбург — Роттердам — наиболее современная и удобная магистраль в Голландии. После введения в строй одного из самых больш их мостов в Европе, длина которого вместе с подходами составляет 5021 метр, она стала кратчайшим путем между Роттердамом и центром страны. Вдоль обочины, по специальной велодорожке, опущенной ниже уровня магистрали во избежание выездов на нее, оживленно жестикулируя и держась за руль одной рукой, весело катится стайка школьников с ранцами на багажниках. Не спеша нажимает на педали почтенная старушка в белоснежном чепце и длинном платье, наполовину закрывающем велосипед. А по трассе сплошной каруселью движется все, что только имеет колеса. Медленно, с достоинством проплывают большие неуклюжие автобусы междугородного сообщения, быстро катятся, мягко покачивая полупрозрачными кузовами, туристские автобусы, а левее их непрерывной разноцветной цепочкой бесшумно несутся легковые машины. Скорость их велика, тем более что магистраль имеет все пересечения только в разных уровнях, а переходы для пешеходов даже вне пределов населенных пунктов сделаны под землей с непосредственным выходом к остановкам общественного транспорта. Вблизи них, а также на опасных участках магистрали установлены специальные телефоны прямой связи для вызова медицинской или технической помощи, автомеханика или буксира. Голландские водители ведут себя за рулем очень дисциплинированно и четко выполняют все требования дорожных знаков, тем более что штраф, установленный за нарушение правил, весьма внушителен. И все же аварийность очень велика, даже на первоклассных магистралях. Причина обычная — пьянство за рулем и чрезмерное увлечение высокими скоростями. По голландским законам сесть за руль «слегка выпивши» — это еще не нарушение правил. Главное — не попасться при этом полиции. Ну а что касается последствий, то они полностью ложатся на плечи виновника аварии. Вот почему даже при самом пустяковом дорожном происшествии, результатом которого явилась лишь легкая царапина на кузове, инспектор долго и тщательно производит все необходимые измерения и составляет длиннейший акт «именем королевской полиции», подтверждающий виновность или невиновность водителя. ...Впереди Роттердам — здесь заканчивается наше путешествие по стране «одного дня», к ак называют иногда Голландию шоферы за ее небольшие размеры.Е. ВОЛКОВ Амстердам—Миддельбург—РоттердамФото автораСтоянок мало - дорог каждый метр. Самый популярный вид транспорта.НкЧИг