rlit.lHit.inHiirilHll'.ittJiL-.iagKl'.T.lLli'.rJIенинградцы, наверно, не забыли первых в их городе ив стране международных мотосоревнований, проходивших десять лет назад. Но вряд ли кто из них знает, что среди победителей мотокросса был нынешний чемпион Европы по авторалли. На худенького паренька из финской команды вообще никто тогда не обратил внимания, исключая разве организаторов. Финн оказался без мотоцикла и обратился к ним за помощью. Центральный автомотоклуб предложил гостю новехонький «Ковровец», и тот с благодарностью взял незнакомую машину. Неожиданно восемнадцатилетний солдат из Финляндии отлично прошел всю дистанцию и занял первое место. Судьи аккуратно вписали в протокол фамилию победителя — Р. Аалтонен. Следующую большую победу, но уже за рулем автомобиля, Аалтонен одержал в 1961 году, когда выиграл у себя на родине трудное «Ралли 1000 озер». За ней последовали другие. Спустя четыре года Рауно Аалтонен завоевал титул чемпиона Европы. Мало кому даже 'из самых знаменитых раллистов удавалось добиться за один сезон такого триумфа: первое место в Женевском ралли, в ралли «Влтава», в «Рейде Польском», в ралли Мюнхен — вена — Будапешт, в ралли «Англия».ЛПЯТЬПОБЕДпинена, Рииали, составляющих, пожалуй, самую сильную группу раллистов на нынешнем чемпионате Европы. Любопытно высказывание Аалтонена по весьма спорному вопросу: кто определяет успех в ралли — штурман или водитель? На него чемпион отвечает с присущей ему скромностью: «Он капитан, я рулевой. Он руководит, я подчиняюсь. Он указывает, я исполняю. Когда добиваемся успеха — это его заслуга, когда не доходим — это моя вина». ...И вот снова мелькают за стеклом автомобиля обочины европейских дорог. Штурман листает «легенду» и время от времени предупреждает о приближающихся поворотах, подъемах, спусках. А Рауно все гонит свою машину вперед и вперед, быть может, еще к одной победе. Л. МИХАЙЛОВРАУНО ААЛТОНЕНАСейчас финскому автомеханику 28 лет. Он заводской гонщик «БиЭмСи» — английской фирмы, выпускающей популярную микролитражку «Моррис-Мини» с передними ведущими колесами. Один солидный автомобильный жур ­ нал так писал о стиле чемпиона: «Его манера езды кажется подчас слишком деликатной, а зрительно даже замедленной, но на скоростных участках ралли он всегда добивается самых высоких результатов». С юных лет .Рауно колесил на автомобиле по всей Финляндии. О н ездил в снег и гололед, по асфальту и щебенке, по каменистым, лесным и песчаным дорогам. Умение водить машину в самых трудных условиях предопределило победы Аалтонена-автоспортсмена, да не только его, но 'И многих других финских гонщиков — Мякинена, Тойвонена, Лам-ПЕРВАЯ ФОРМУЛА В ДЕЙСТВИИершиной автоспорта давно уже принято считать гонки на автомобилях первой международной формулы. Но сейчас к ним привлечено особое внимание. Дело в том, что с января этого года введена на срок не менее пяти лет новая первая формула. 8 соответствии с ней максимальный рабочий объем двигателя составляет 1500 см 3с наддувом и 3000 см3 без наддува; минимальный вес автомобиля 500 кг. Сейчас в .Англии и 'Италии, Австралии иСША уже построены гоночные автомобили новой формулы 1 — БРМ, «КуперМазерати», «Лотос», «МакчЛарен», «Феррари», «Репко-Брэбхэм», ААР. Для всех этих машин характерны многоцилиндровые двигатели. 'Большинство конструкторов склонилось в пользу V-образной двенадцатицилиндровой схемы, а завод БРМ предпочел спарить два оппозитных восьМицилиндровых двигателя, расположив их один над другим в общем блоке. Лишь моторы .«Мак-Ларен» и .«Репко-Брэбхэм» имеют по восемь цилиндров. Все названные двигатели, кроме последнего, снабжены двумя верхними кулачковыми валиками, приводимыми либо цепью («Феррари»), либо набором шестерен (БРМ, «Мак-Ларен»), Всеобщим стало и применение впрыска топлива — в. подавляющем большинстве системы .«Лукас». Сложность новых двигателей предопределила и их большой вес — 170 — 180 кг, в то время как «восьмерка» «Репко-ВБрэбхэм» с одним верхним валиком весит 155 кг. Что касается мощности, то она колеблется в основном от 300 л. с. при 8000 об/мин (у моторов «Репко-Брэбхэм) до 350 л. с. при 10 500 об/мин («Феррари»), хотя достигает и 400 л. с. при 12 000 об/мин яттттштт — — (БРМ). Поскольку у всех гоночных автомобилей двигатель помещен теперь сзади, коробка передач объединена в один агрегат со сцеплением и главной передачей. Число передач не превышает пяти, а применение синхронизаторов не является правилом. Мало изменений претерпела тормозная система. По-прежнему «господствуют» дисковые тормоза с раздельным приводом на передние и задние колеса. Наметившаяся несколько лет назад тенденция использовать несущий кузов типа «монокок» ныне нашла сторонников в лице заводов .«Лотос», БРМ, «Мак-Ларен». Ф ирмы «РепкоБрэбхэм» и «Купер» склонились в пользу традиционной пространственной трубчатой рамы, а «Феррари» предпочел смешанную конструкцию. Рост мощности двигателей с 200—210 л. с. до 300—400 л. с , естественно, отразится на скоростных показателях машин. Если максимальные скорости гоночных автомобилей с полуторалитровыми двигателями составляли около 285 км/час, то новые, трехлитровые машины 1966 года смогут развивать до 340 км/час. Это означает, что средние скорости на большей части европейских гоночных трасс возрастут на 10 процентов. Л. АФАНАСЬЕВ, председатель Федерации автоспорта СССРМ. ЗАЛЕТАЕВ, член президиума Федерации автоспорта СССР*? 3 Sо<Звания «мастер спорта СССР» удостоены: АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ В. Аллипере, В. Карк (Таллин, «Калев»); В. Кутсар (Пыльтсамаа, «Калев»); А. Ламин, Б. Фалькевич (Москва, «Труд»); В. Лыткин (Курск, автомотоклуб); Э. Мирзоян (Баку, «Спартак»); В. Рокотов (Ленинград, автомотоклуб).МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ Б. Бурляев (Уфа, «Труд»); Г. Вьюнов, В. Леонов, В. Смирнов (Ленинград, автомотоклуб); В. Котов (Красноярск, «Труд»); A. Лехтла (Таллин, «Калев»); Ю. Самбурский (Владивосток, Советская Армия); B. Сандульский, Н. Сидоров (Хабаровск, Советская Армия); А. Симбирцев (Ирбит, «Труд»).•27-