В помощь учебным организациямДОСААФСИЛАМИ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВНа нашей облотиемолодых«(Пятидесятилетию Ленинского комсомола посвящается», — читаем мы на многих афишах ив программах, выпущенных к первенствам 1968 года по автомотоепорту. И это не просто дань большой юбилейной дате. Наш моторный спорт своими успехами и достижениями во многом обязан комсомолу, энергии и энтузиазму молодых. В первые годы Советской власти ив годы довоенных пятилеток, сразу же после войны ив наши дни комсомольцы — запевалы многих начинаний в автомотоспорте. Их инициатива проявляется в создании новых клубов, постройке новых трасс, организации пробегов и соревнований, конструировании спортивных машин. Вопомним первый звездный мотоциклетный пробег 1926 года. Среди тех, кто взял старт в десяти городах и финишировал в Москве, было много членов Ленинского союза молодежи. Вспомним первые всесоюзные испытательные пробеги, организованные «Автодором». Проверку первых конструкций советских мотоциклов вместе с опытными водителями вели и мотоциклисты-комсомольцы. А беспримерный по тому времени Каракумский пробег, длившийся 86 дней, в котором участвовали и комсомольцы во главе с комсоргом Сашей Черкасским. Без малого десять тысяч километров, из них 1200 по бездорожью — и ни одной аварии, ки одной поломки отечественных автомобилей. Или женский мотопробег 1936 года Ижевск—Москва. Почти все водители — комсомолки. Можно без конца перечислять события, связанные с участием комсомола в спортивной жизни наших автомотоклубов. Можно назвать замечательные рекорды скорости комсомольца Николая Шумилкина и его товарищей, установленные на мотоциклах еще до войны. Можно рассказать, как молодежь г. Горького в 1940 году построила на Оке ледяной ипподром, где состоялся большой мотоциклетный праздник в День Красной Армии. Можно написать целую книгуо том, как комсомольцы-мотоспортсмены сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Особенно окрепла любовь молодежи и моторным видам спорта в послевоенные годы, отмеченные бурным подъемом нашего народного хозяйства. Десять лет назад во Всесоюзной спартакиаде комсомольцев и молодежи по военно-прикладным видам спорта выступило 78 000 мотоциклистов, автомобилистов, автомоделистов. В 1960 году состоялись первые всесоюзные юношеские соревнования мотоциклистов. Инициатором их выступил райком ВЛКСМ Краснодона — города комсомольского мужества, прекрасных боевых и трудовых традиций. «Из многих видов спорта, — писали организаторы кросса, получившего имя «Молодая гвардия», — мотокросс был выбран потому, что он является экзаменом на смелость, решительность, разумный риск и отвагу, экзаменом на знание техники, высокие волевые качества». Родина молодогвардейцев не раз становилась ареной юношеских чемпионатов. И в этом юбилейном году сюда съехались со всей страны лучшие молодые спортсмены. Опаленные июльским солнцем, двинулись мотоциклисты стройной колонной к памятнику молодогвардейцам. Они сегодня — прямые наследники тех, кто умел бороться и побеждать. В их труде, в их воинской службе им помогает моторный спорт, спорт молодых и сильных духом.СПОРТГод от года укрепляется материально-техническая база учебных организаций нашего оборонного Общества. На помощь преподавателям автомотоклубов приходят новые технические средства обучения. Немало делается агрегатов и механизмов автомобилей в разрезе. Большое количество учебных пособий изготовляют на местах рационализаторы и изобретатели, люди творческой мысли. Есть они иу нас, в Одесском автомотоклубе. Расскажем о малогабаритном учебном шасси автомобиля ГАЗ-63. Его вы видите на фото. Учебное пособие занимает мало места (0,6 м от стены) и дает возможность наблюдать, как действует каждый агрегат автомобиля и все они в целом. С разрезного автомобиля ГАЗ-63 мы сняли кузов и оперение. Раму сузили на треть. А дальше поступили так. При помощи анкерных болтов, приваренных к передней, средней и задней траверсам, прикрепили раму к стене класса на уровне 1м от пола. На оставшемся левом лонжероне и укороченных траверсах рамы, на своих базовых точках, устанавливаются и крепятся агрегаты и узлы автомобиля: двигатель с радиатором, сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданная передача, передний и задний мосты, рулевое управление. У картеров агрегатов сделаны большие вырезы, которые позволяют детально рассмотреть устройство механизмов. Правая часть переднего и заднего мостов, как аналогичная левой, обрезана, а для демонстрации работы дифференциалов на правых чулках мостов поставлены винты для блокировки оставшейся части правой полуоси. На свободных концах трубок гидравлической системы тормозов, идущих к правым переднему и заднему тормозам, поставлены пробки. Это обеспечивает прокачку и демонстрацию действия левых тормозов, обращенных к классу. Чтобы показывать кинематику рулевого управления, у правого конца поперечной тяги для свободного перемещения сделана направляющая в стене. На рулевой колонке крепится панель со щитком контрольно-измерительных приборов, что позволяет установить все приборы электрооборудования и демонстрировать их действие от аккумуляторной батареи. В свечи вмонтированы электролампочки, и, вращая ротор распределителя, можно имитировать вспышку в цилиндрах и показать порядок работы цилиндров. Для вращения вала двигателя, а следовательно, и приведения в действие всех механизмов, служат электромотор мощностью 1 квт и редуктор с передаточным числом 30 : 1 . Чтобы обучающиеся могли со всех сторон четко рассмотреть все действующие агрегаты, рационализаторы сделали подсветку, применив ток низкого напряжения от аккумуляторов. Преподаватели и курсанты автомотоклуба очень довольны агрегатом — он освобождает класс от механизмов, которые раньше стояли порознь и не были связаны между собой. В разработке и внедрении его активное участие приняли преподаватель В. Демидович, мастера производственного обучения И. Акчурин, В. Прокофьев и автослесарь Т. Вецнер. г. Одесса К. ШАПАРЕВ, начальник автомотоклуба ДОСААФЧастично срезанное шасси автомобиля ГАЗ-63. Схема крепления рамы автомобиля к стене класса: J. — левый лонжерон; 2 — поперечные траверсы; 3 — передний буфер; 4 — редуктор; 5 — электромотор; 6 — стена; 7 — анкеры для крепления рамы; 8 — прицепное устройство.