Успех Геннадия НуриленноВ этом году континентальный финал первенства мира по мотогонкам на rape вой дорожке впервые проводился у нас в стране. Восемнадцать тысяч зрителей заполнили трибуны уфимского мототре ка. В континентальныйфинал вышло рекордное (за последние шесть лет) число польских гонщиков — десять. Благо даря численному преимуществу они вели по существу групповую борьбу, помогал друг другу. У четырех наших спортсме нов было, однако, преимущество влучшемзнакомствесдорожкой «родного трека». Тренер сборной команды Польши на кануне гонок заявил, что, если в вось мерку сильнейших попадет пять из де сяти ее членов, его программа-минимум будет выполнена. Так ивышло . Но даже дальновидный Ю. Олейничак не смог предсказать победы уфимца Геннадия Куриленко. Вторым был поляк П. Вало шек, третьим — л енинградец В. Смирнов. Последующие места заняли Э. Янцаж, Е. Трешковекий. А. Ворына (все Польша), И. Плеханов (СССР), К. Поцейкович (Польша). Они ивышлив европей ский финал . Выступление наших гонщиков в Уфе следует считатьуспешным — ведь за последние три года вевропейский финал удавалось пробиться только одному Плеханову.ТехникаМотоциклы«ПУХ»Чемпион восстанавливает репутациюД вукратный чемпион мира по мото ЭДт§?у вклассе 500 см 3 Пауль Фридрихе (1ДР) начал сезон неудачно. На третьем этапе первенства мира, в Швеции его вновь подвела машина — неполадки в системе зажигания не позволили ему закончитьпервый заезд. Второй заезд он, правда, выиграл, однако победителем этапастал швед А. Юнссон на «Хускварне» (1,6). Последующие места распределились так: 2. X. Хаммаргрен, Швеция, ь «Хускварна» (4,3); 3. Р. Де Ко?Л£РА Бел ™ я , «Чезет» (5,5): 4. В. Валек. ЧССР, «Ява» (3,7); 5. Б. Эберг. Швеция, «Хускварна» (9,2); 6. В. Погребняк, СССР «Чезет» (2, 13). В городе Тиккурила (Финляндия) проходил четвертый этап. Здесь первую победу одержал П. Фридрихе (1, 2). Последующ ие места заняли : 2. А. Юнссон, Швеция. ^ C IfSa ^ H a / J 2 - 4 > : 3 - Д- С мит , Англия. БСА (3,3); 4. Д. Бенкс, Англия, БСА (5 1). Пятый этап в ГДР закончился следующим образом: 1. П. Фридрихе, ГДР (3,5); 3. П. Добрый, ЧССР. «Чезет» (2,6); 4. Д. Венке, Англия, БСА (4.4)- 5 А Юнссон, Швеция, Хускварна» (6,3); 6. В Иствуд. Англия, «Хускварна» (9,2). В 32-градусную жару проходил в чехословацком городе Пршеров шестой этап. Снова высокий класс продемонстрировал Фридрихе, к оторыйвыиграл оба заезда и одержал третью победу в первенстве. Последующие места заняли- 2 Д. Бенкс, Англия. БСА (3,2); 3. А. Юнссон Швеция, «Хускварна» (4,3); 4. Г. Хоппе, ( 7 , 4 ) ; 5 ЕЯ*' ^ з ет - К - Хикмен, Англия БСА (6,6). * Теперь лидирует Фридрихе — 24 очка Далее идут: Юнссон (20), Де Костер (12) Эберг и Добрый (по 10). Валек (9).?-??? ет >*,1Н ): ж2' 'В-Вале к . ЧССР, «Ява»В последние годы на международных мотоциклетных соревнованиях обратили на себя вниманиеавстрийские мотоциклы малых кубатур. В шестидневке ФИМ в Заколане (см. «За рулем». 1967, Mi 12) а встрийская команда, в ыступавшая на машинах классов 100 —125 и 175 см 3 , едва не потеснила признанныхфаворито в3. В личном первенстве Европы по мотоциклетному многоборью в классе до 50 см австрийцы шняли второе место. Спортивные мотоциклы (на них мыостановимся особо) созданы на базе серийных моделей и отличаются лишь небольшими .изменениями двигателя, п овышающими мощность. Это характеризует довольно высокий их общий техническийуровень . Мотоциклетная марка «Пух» с уществуетс 1903 года. Ее предприятиянакопили солидный опыт. Основной завод — «Тондорф» выпускает ежедневно 500 велосипедов, 200 мотороллеров, мотоциклов и мопедов, а такжемикролитражные автомобили Производство мопедов началосьв 1954 году, а в 1967 году сконвейерасошла миллионная машина . За это время 580 тысяч их экспортированов США, Нидерланды, Швецию, ФРГ и другие страны . Популярность мопедов объясняется тем, что на > п равление ими в большинстве стран не требуется водительских прав , поскольку рабочий объем двигателя составляет 48,8 см 3 . Простота конструкции, у правленияи обслуживания делает их доступными людям всех возрастов. Основной, базовой моделью является мопед MS-50 (рис. 1), п редназначенный для ежедневных поездок на работу и загородных прогулок. Двухтактный двигатель с летлевой продувкой ипринудительным охлаждением развивает мощность до 1,7 л. с. п ри степени сжатия 8,5. Диаметр цилиндра — 38, ход поршня — 43 мм. Топливная смесьсоставляетсявпропорции1 : 25. Коробка передач — двухступенчатая. у правляетсявращающейсяручкой (на правой стороне руля), с мазывается маслом из картера . Моторная передача — косозубые шестерни, г лавная — втулочно-роликовая цепь 1/2 х 3/16. Для пуска двигателя, помимо педалей, служит кик-стартер. Цепь освещения питается от генератора переменного тока, з ажигание — от маховичного магнето (6 в, 17 вт). Р ама мопеда — с тальнаяштампованная закрытого типа. П ередняявилка — телес копическаясгидравлическимиамортизаторами , ход 60 мм. З адняя подвеска — рыч ажная , ход 85 мм. Л егкосъемные колеса сшинамиразмером 2,25—23 снабжены тормозами колодочного типа диаметром 90 мм. При собственном весе 45 кг мопед развиваетскорость 40 км/час, р асходуя 1,6 л горючего на 100 км. Мопед VS-50D отличается от основной модели незначительно (формой топливного бака, ф ары , заднего щитка). При том нее двигателе он снабжен трехступенчатой коробкой передач. Совершенно иначе выглядит мопед DS-50 (рис. 2), п редназначенныйв основном для молодых людей. На нем можно ездить вдвоем по проселочным дорогам ина большие расстояния . Силовой агрегат — т акой же, к аку MS-50. П ереключение передач — ножное или ручное (по выбору). Шины размером 3,00 —12. Мопеды VZ-50N (рис. 3) и VZ-50D обладают повышенной проходимостью благодаря большому диаметру шин (2,75—21) и увеличенному ходу подвески заднего колесаи телескопической вилки. Гидравлические амортизаторыс механизмом регулировки (по нагрузке) с мягчают даже очень сильные удары. Для тех, кто увлекается спортом, п редназначен мопед МС-50 (рис. 4). Внешне он напоминает легкийкроссовый мотоцикл благодаря «спортивному» рулю, сиденью, шинам (2,50 — 19 напереднем колесе и 2,75 — 19 на заднем) и высоко поднятому щитку заднего колеса . Двигатель -(при той жеразмерности — 38X43 мм) р азвивает мощность 2 л. с. п ри 5500 об/мин. и степенисжатия 10,5 Максимальнаяскорость мопеда 40 км/час. Моделей мотороллеров две: R-50 и R-50 «Автоматик». Они онабженытаким же двигателем, что ,и мопеды. Между собой мотороллеры различаютсякоробками передач: R-50 (рис. 5) и мееттрехступенчатую коробку (рукоятка переключенияна левойСоревнуются нартингистыКубок социалистических стран по картингу в этом году вновь разыгрывает ­ с явчетыреэтапа . П ервый из них состоялся в Зеленой Гуре (Польша) По сумме трех заездов победу в личном за чете одержал К. Шуриг (ГЦТ\ Советские картингисты А. Сафонов, В. ВЪртниекс и О. Ш аевзаняли соответственно второе третье и четвертое места. В. Л ыткин закончил соревнованияшестым „ Д командном зачете впереди сборная ГДР (10 очков), далее команды СССР (13) Польши (32), и Венгрии (36).30