СПОРТИВНЫЙ РУЛЬМногие мотоциклисты, в основном спортсмены-новички, просят рассказать о руле, который устанавливается на спортивные мотоциклы, и о том, как его сделать самому. По просьбе редакции на эти вопросы отвечает начальник бюро конструкторского отдела ВНИИМотопрома В. Щербаков. Спортивный руль — так называют его специалисты — отличается от руля дорожных мотоциклов в основном перемычкой между плечами. Назначение ее — увеличить жесткость и прочность руля, чтобы при падении мотоцикла (а в кроссах и многодневных соревнованиях это происходит нередко) меньше деформировались от удара о землю плечи руля. Ведь у спортсмена, в отличие от водителя дорожного мотоцикла, нет времени выправлять трубу и чинить детали управления. Почему же не делают такие рули на дорожных мотоциклах? Прежде всего — это не оправдано экономически. Усложнение производства и способа крепления руля на верхнем мостике удорожает конструкцию. Кроме того, перемычка мешает наблюдать за приборами, расположенными на фаре, и затрудняет доступ к демпферу. В клубах плечи спортивного руля делают из трубы наружным диаметром 22 мм с толщиной стенки 2 мм (22x2). а перемычку — из трубы 16x2 или 18X2. Материал труб — сталь 20 или 35, но предпочтительней легированная 30 ХГСА. Технология несложна. Сначала делают из фанеры или металлического листа два шаблона по размерам чертежа (см. рисунок). Отрезают заготовки труб с припуском по длине для окончательной обработки. Плотно набивают трубу 22x2 сухим песком и закрывают оба конца деревянными заглушками. Размечают на трубе места сгиба и нагревают их до красного свечения. Гнут трубу в предназначенном для этой цели приспособлении с роликами радиусом 40 мм или вокруг стержня, зажатого в тиски. Конфигурацию трубы при гибке проверяют шаблонами. Затем подгоняют согласно чертежу перемычку и приваривают ее. Сварочный шов зачищают напильником. Если руль изготовлен из стали 30 ХГСА, то после сварки его нужно обработать термически (для снятия внутренних напряжений) до твердости HRC 32—38. Когда концы руля уже обрезаны до чертежных размеров и разделаны нужные отверстия, его поверхность тщательно зачищают и полируют. Чтобы предохранить руль от коррозии и придать ему хороший вид, на него наносят гальваническим способом металлопокрытие, желательно в три слоя — медь, никель, хром. В. ЩЕРБАКОВ, инженерНатрассе ралли «Любитель-69». Фого В. ШиршоваАВТОРАЛЛИ «ЛЮБИТЕЛЬНаверное, ярославская земля нравится раллистам. «Медведь». «Север», «Ярославль» — вот имена нескольких попул ярных среди автомобилистов соревнований, которые проводит федерация автоспорта этой области. В Ярославле побывали раллисты многих городов. Здесь они впервые познакомились с новым видом дополнительного испытания — скоростной «восьмеркой», военно-прикладными элементами, включенными в соревнования, — стрельбой из малокалиберной винтовки и гранатометанием. Мне хочется рассказать еще об одной инициативе местной федерации — ралли «Любитель», участником которого я недавно был. Уже само название этих состязаний говорит о том, что они предназначены для владельцев личных автомобилей. Впервые о «Любителе» узнали в 1965 году. Тогда на старт вышло всего 16 экипажей, состоявших в основном из работников Ярославского моторного завода. С тех пор соревнования стали ежегодными. В «Любителе-69» приняло участие уже 46 экипажей из Москвы, Иванова и Ярославля. Авторалли «Любитель» — это однодневное соревнование. Всем нам нужно было точно по графику преодолеть 550 километров и отметиться на одиннадцати пунктах контроля времени (KB). Кроме того, в программу входили дополнительные испытания — скоростные «фигурка» и «восьмерка», слалом, спуск с выключенным мотором и т. д. Организаторы обеспечили нас питанием, жильем, а также бензином и маршрутными картами. Словом, это было настоящее ралли. И достаточно трудное. Даже спортсменам, уже имевшим опыт участия в ралли, пришлось на дистанции очень туго. Штрафные очки, причитавшиеся нам за различного рода ошибки, росли, как снежный ком. Так. работники Ярослав-г. Серпуховского завода топливной аппаратуры И. Хиленко и И. Воробьев, занявшие на своем «Москвиче-407» первое место. «привезли» к финишу 3700 штрафных очков. Экипаж, в составе которого был автор этих строк, занял четвертое место, набрав 10 700 очков. Средний же результат перевалил за 20 тысяч. Столь большие суммы штрафных очков объясняются еще и тем. что организаторы соревнований предоставили всем участникам возможность пройти дистанцию до конца. Ни один из экипажей. какую бы провинность он ни допустил (даже не получил отметки на KB), не снимался с трассы. Благодаря этому все мы смогли полностью использовать состязания, чтобы получить максимум опыта, проанализировать ошибки и сравнить, в конце концов, свое мастерство. Но, думается, организаторы «Любителя» переборщили в составлении программы соревнований для владельцев личных автомобилей. Уж очень она была трудная. Почти половина трассы проходила по проселочным дорогам. Средняя скорость движения тоже довольно высокая — 60 км/час, а на некоторых участках она достигала 80 км/час. С ненужными ухищрениями были расположены и пункты контроля времени. Некоторые из них спрятались так надежно, что найти их было почти невозможно. В поисках KB блуждали даже ярославские водители. Пункт пятый, к примеру, на карте значился в совхозе «Северный». Приехали в совхоз. А в нем оказалось пять отделений, расположенных одно от другого в нескольких километрах. В каком из них KB? Стали метаться по полям, наводить справки. В итоге этот пункт нашли, и то с большим опозданием, только четыре экипажа. Слов нет, ярославская федерация автоспорта делает очень нужное и интересное дело. Ее инициатива в привлечении к спорту владельцев автомобИг лей заслуживает всяческого одобрения. Но росту массовости ралли «Любитель», привлечению молодежи, владельцев личных машин несомненно мешает излишне сложная программа. Следует, на мой взгляд, сократить число контрольных пунктов времени, уменьшить средние скорости и исключить наиболее трудные участки трассы. В то же время «Любитель» станет еще интереснее, если в его программу войдут военноприкладные элементы — стрельба или гранатометание. г. Ярославль спецкор «За рулем»И. ДУДКО,14