18
19
АМН и первичные организацииИНСТРУКТОРОВ готовим ЗАОЧНОВ октябре прошлого года мы направили письма во все районные и городские комитеты ДОСААФ. В них сообщалось, что республика нений автомотоклуб открывает очередной набор на заочные курсы по подготовке инструкторов практ ического вождения. Ответы пришлибы ­ стро. В них назывались фамилии шоферов Iи II классов, к оторых райкомы направляли на курсы . Среди них были такж еактивисты первичных организаций ДОСААФ, где предполагалось расширить или начать подготовку авто- и мотолюбителей. Заочные курсы действуют у нас не первый год, и мне хотелось бы поделиться своими мыслями о том, к аксих пом ощью автомотоклубы могут повлиять на активизацию работы первичных орган изаций . А нменмо тэнук> задачу поставил перед нами IV пленум ЦК ДОСААФ. Почему одной изглавных точен приложения наших сил в этом направлении мы сделали заочные курсы? Да потому, ч топри создании нружков по подготовк е водителей на предприятиях, в совхозах, колхозах труднее всего найти инстр укторапрактического вождения. Здесь первичные организации, к ан правило, беспомощны. В самом деле. Преподавать устройство автомобиля и Правила уличного движения может инженер-автомобилист, механик. А вот практическое обучение нельзя доверять даже самому опытному водителю, если он не имеет на это права в виде удостоверения об окончании специальных курсов. Создавая заочные курсы , м ы исходили и из того, что курсантов невозможно отрывать на консультации в рабочие дни . Учебный план построен так , что все консультативные занятия — лекции ипрактические — приходятся на субботу и воскресенье. Эти дни используются с полной нагрузкой . В пятницу вечером будущие инструкторы съезжаются в клуб, а в воскресенье вечером разъезжаются по домам. Программа курсов рассчитана на чет ыре месяца и включает семь консульт аций (по 10 часов каждая) и контрольные задания: по правилам движения , безопасности движения, эксплуатации, у стройству автомобиля (мотоцикла) и по методике. К аждыйкурсант должен назубок знать 35 упражнений . Смысл их — постичь «тайны» методики преподавания практического вождения, ибо от этого в конечном счете зависит и водительская подготовка автолюбителей и мотоциклистов в первичных организациях. В качестве наставников наших заочников выступают самые знающие , самые опытные преподаватели иинструкторыреспубликанского клуба. В их распоряж ении — специальный учебный автобус (на базе ГА3-51), в котором курсантам демонстрируют на практике , к ак должен действовать в тех или иных случаях ин ­ с трукторпрактического вождения. На собственном опыте мы убедились, к акнужны тание курсы , к акую пользу приносят организациям Общества. В Эстонии не только районные опорттехк лубы , но и первичные коллективы ДОСААФ готовят автолюбителей и мотоциклистов. И везде — по всей республике работают инструнторы-общественник и , подготовленные нашим клубом. С получением удостоверения инструк ­ тора не прекращается связь клуба со своими бывшими курсантами-заочнинами. У нас на каждого из них заведена учетная карточна, м ы следим за их работой, и х ростом. Думается, сейчас, когда необходимо широко использовать возможности организаций ДОСААФ ив подготовке технич еских кадров для села, заочные кур ­ сы инструкторовпрактического вождения должны быть открытыпри каждом клубе. А . ЭСС, начальник Эстонского республиканс кого автомотоклуба ДОСААФ г. ТаллинНОВОЕ РЕЛЕЗАСЕДАНИЕ СЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕВы решили заменить у своего «Запорожца» двигатель и хотите при этом упростить электрическую схему генератора. Или на вашей машине вышел из строя реле-регулятор РР310 для генератора переменного тока, а исправного нет. В этих случаях можно самому приспособить имеющееся в старой генераторной схеме (постоянного тока) реле для работы с новым генератором. О том, как это сделать, рассказывают инженеры ОГК Мелитопольского моторного завода В. Н. Пятко и Г. М. Веселов. Итак, начинаем. В реле РРЮЭ отсоедините (отрежьте) токовую обмотку от клеммы 1 (рис. 1) регулятора и клеммы 3 ярма. Ее провод имеет диаметр 1,85 мм. Аккуратно снимите якори (подвижные пластины) реле-регулятора и реле обратного тока. Для этого нужно отвернуть по два винта на каждом реле. Затем осторожно, чтобы не повредить изоляцию катушек, снимите отсоединенную токовую обмотку, поставьте якори на прежние места и закрепите их винтами. Можно ограничиться тем, что отсоединить от клеммы 3 ярма конец токовой обмотки реле обратного тока и тщательно его заизолировать. Но это менее надежный вариант, хотя и вполне работоспособный. Теперь отсоедините от клеммы 2 реле-регулятора РРЮЭ гибкий вывод об-Все, что понадобится для этого, — исправное реле РРЮЭ, малогабаритный амперметр с наружным шунтом на 30а, паяльник, олово, канифоль, нож и четыре метра провода ПГВА сечением 2 1,5 мм . Конечно, еще нужны аккуратность и внимание.ПТшЕДИНИТЬ ПРИШИТЬВ+ Б-ВР ис . 1. Принципиальная схема подключения генератора Г-501 с переделанным реле-регулятором РРЮЭ (вариант, когда токовые обмотки отключены, но не сняты): РВ — реле включения; РН — реле напряжения; Г — генератор; В — выпрямитель; А — амперметр: 3 3 — замок зажигания; «Я», «В» и «К» — старая маркировка клемм; «ВЗ», «В» и «—» — новая маркировка клемм; «Ш» — сохраняющаяся клемма; 1, 2 и3 — внутренние клеммы. Р ис . 2. Реле-регулятор РРЮЭ до и после переделки: 1 — новое место припайки вывода обмотки РОТ; 2 — вывод РОТ; 3 — здесь отсоединяется токовая обмотка. Р и с. 3. Монтажная схема подключения генератора Г-501 с переделанным реле-регулятором. выпрямителя и амперметра: 1 — промежуточное реле включения стартера; 2 — реле-регулятор; 3 — замок зажигания; 4 — генератор; 5 — выпрямитель; 6 — соединитель проводов; 7 — подкапотная лампа; 8 — амперметр; 9 — провод к клемме «4-» аккумулятора; 10 — провод к электромагнитному реле стартера.Я-ВЗШ\ j _рпsj^18 ИЗ СТАРОГОм откивключения реле обратного тока (он вхлорвиниловой трубке). Лучше всего отрезать его ножомв месте прип айкикклемме «М». З ачистиви зал удив отсоединенный вывод, п рипаяй ­ те его кклемме 1. Остается заменитьбуквеннуюмаркировкунакрышке реле-регулятора. Вместо «К» поставьте « — » ; вместо «Я» — «ВЗ» и вместо «Б» — «В». Н овыеобозначенияможно написать нитрокраской. Вы сделалииз старого реле РРЮЭ новое (рис. 2) д ля генератора переменного тока Г-501, и работать оно будет не хуже , ч емРРЗЮ . На схеме (рис. 3) п оказано , к ак присоединить ваше новое реле. В ыпрями ­ т ельВЗЮ (5 — н арис . 3) устанавливается в кожухе у воздухозаборника моторного отсекасправа от двигателя , е сли смотреть со стороны вентилятора . С Шквартала 1969 года на автомобил ях «Запорожец» устанавливают новый, более совершенный генератор переменного тока Г-502А со встроенным вып рямительнымблоком . В этом случае подключение становится еще проще (рис. 4). В схеме также предусмотрено применение переделанного реле-регулятора РРЮЭ. Отличие схемы на рис. 5 от схемынарис . 3 втом , что отключ аетсятоковая обмотка реле, а клеммы «Б» и «К» о стаются свободными. Е слиу вас нет амперметра , его мож етзаменить реле блокировки РБ-1. Как подключить его, я сноиз инструкции по эксплуатации « З апорожца » . Если реле блокировки отсутствует, н ужнопомнить это ивыключать стартер ключомсразу после пуска двигателя. И начеякорь стартера может получ итьслишком большую « р аскрутку » . В ыпрямительВЗЮ ( д ля генератора Г-501) м ожно собрать самому (рис. 6) из шести селеновых шайб ABC размер ом100X100ммили шести диодов на 10а, у становленныхнаизолированных от массыи одна от другой алюминиевых пластинах размером примерно 120X50X1,5 мм. Пластины следует расположитьвертикальновокне воздухозаборника, так жекак выпрямитель ВЗЮ. С хема собрана. П олезноещераз проверить надежностьприсоединения проводов кклеммам генератора и отсутствие замыканий «на массу » . Теперь генератор переменного тока надежно работает навашеймашине .Вот и окончена школа. Куда же теперь пойти, где с большей пользой приложить молодые силы? Таня Грибанова над этим вопросом не задумывалась: ей давно уже нравилась работа шофера. И девушка решила поступить в Троицкий спортивно-технический клуб ДОСААФ на курсы шоферов. Не заметила, как пролетели месяцы учебы. Все экзамены Таня сдала на «отлично», получила удостоверение водителя и добрые напутствия преподавателей. Сейчас она работает в совхозе «Пролетарский» Алтайского края. Таню уважают за добросовестность и точность в работе. М. ПАВЕЛЬЕВ Алтайский край, пос. Троицкое£-Р^7Однажды дома у водителя нашего автотранспортного предприятия Романа Павловича Балябина я увидел помятую алюминиевую солдатскую фляжку. Взял ее в руки, стал рассматривать. И тут на выпуклом боку обнаружил выцарапанную. вероятно, ножом надпись: «Боевому другу Роману от Сергея». Ниже было нарисовано орудие и еще надпись: «За нашу отчизну, огонь! 25-VII-1941 г.» — Откуда это у вас, Роман Павлович? — спросил я. — Фляжка — память о фронтовом друге. — ответил он. Всю войну со мной была. — А эти два отверстия? — Осколки от мины прошили фляжку, — улыбнулся Балябин. На войне всякое бывало. А дальше я узнал, что Роман Павлович служил в гаубичной артиллерии. участвовал в освобождении Орла, Белгорода, Киева, Львова, форсировал Одер. Войну Балябин закончил в Берлине. А после демобилизации вернулся в свое автохозяйство, где в 1932 году- начал трудовой путь. Недавно к боевым наградам ветерана прибавилась трудовая. За долголетнюю работу на автотранспорте передовик производства Роман Павлович Балябин награжден медалью «За трудовую доблесть». В. МОКРИЦКИЙ, автоэлектрик автотранспортного предприятия № 3 г. ХабаровскР и с. 4. Принципиальная схема подключения генератора Г-502А с переделанным реле-регулятором (токовые обмотки отключены, но не сняты). Обозначения те же, что и на рис. 1. Рис. 5. Монтажная схема подключения генератора Г-502А с переделанным реле-регулятором, выпрямителя и амперметра. Обозначения те же, что и на рис. 3. Рис. ВЗЮ. 6. Селеновый выпрямительПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА+19