вшшш шиитв. волов,Все решительнее вступает в свои права весна. На юге уже идет сев, зеленеют поля. И у нас на Севере ярче светит солнце, скоро зазвенит капель. А мне хочется перенестись мыслями чутьчуть назад — к декабрю истекшего года, вспомнить Москву, Кремль... Посланцы народа собрались на очередную сессию Советского Парламента. В зале заседаний — люди различных возрастов и профессий. Слышится разноязыкая речь. Разноцветье национальных костюмов. Картина вроде бы обычная. Мы привыкли к ней. Рядом с шахтером сидит ученый, крупный писатель советуется с полеводом, директор промышленного комбината беседует с токарем. Да, тут собрались труженики заводов и полей, строители, ученые, космонавты, партийные и хозяйственные руководители, деятели культуры. И от этого радость и гордость в душе: сам состав высшего органа нашей власти — яркое проявление торжества социалистической демократии. Ведь это наш родной Ильич страстно мечтал о привлечении к управлению Советским государством самых широких слоев трудящихся. Вот я, шофер. Тут же мои земляки — председатель Архангельского облисполкома Константин Костров, доярка Роза Лысакова, учительница Нина Пыжикова. Все мы представители народа — рабочих, крестьян, интеллигенции. Потому и интересы у нас общие, и дело мы решаем общее. Как сейчас вижу: настроение депутатов приподнятое. Понять не трудно — сессия ведь не обычная. Она собралась в канун 1970 года, года юбилейного, ленинского. Доклады и речи депутатов звучат взволнованно. Цифры, факты грандиозных успехов, достигнутых советскими людьми в хозяйственном и культурном строительстве, вдохновляют. Тысячи предприятий, строек, целые отрасли народного хозяйства встречают ленинский юбилей перевыполнением планов и обязательств, миллионы тружеников уже завершили личные пятилетки. От их имени депутаты словно рапортовали Ильичу, что жизнь идет так, как определил он, что сбываются его самые смелые мечты, становятся реальностью его громадные замыслы... Здесь, на сессии, наглядно было видно, как выполняется Постановление ЦК КПСС «О подготовке к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Хочется напомнить одно положение из этого Постановления: «ЦК КПСС считает, что лучший способ отметить столетнюю годовщину со дня рождения В. И. Ленина — это сосредоточить внимание на осуществлении стоящих перед советским народом грандиозных планов хозяйственного и культурного строительства. Основные усилия следует направить на решение актуальных экономических, социальнополитических и идеологических задач, поставленных в решениях XXIII съезда КПСС». Как решаются актуальные задачи нашей жизни, я вижу в повседневных будничных делах моих товарищей по труду, моих земляков-северян. Когда до ленинского юбилея остались не месяцы, а, можно сказать, дни, каждый еще и еще раз спрашивает себя: все ли сделал так, как учил, как завещал Ильич) Как выполняешь обязательства, взятые в честь столетия! С этими мыслями я каждое утро садепутат Верховного Совета СССР, кавалер ордена Ленина, шофер первого классажусь за руль лесовоза, еду в очередной рейс, каких совершил уже многие сотни. У меня ЗИЛ-157, машина хорошая. Четвертый год езжу на ней, не обижаюсь — до сих пор тянет на полную силу. До нее шесть лет водил тоже ЗИЛ-157. 250 тысяч километров было на спидометре, когда пересел на новую машину. И на ней уже около 150 тысяч. Дороги у нас тяжелые, груз большой —- берешь до 15—17 кубометров леса за одну ездку. Понятно, труд водителя нелегкий. Почти 40 километров из тайги до реки Устья дорога лежневая — настил из деревянного бруса. Бывает, что ее переносят с одного места на другое, стелют через топкие места. После дождей грунт под тяжестью груза колышется, настил прогибается, и ты испытываешь такое ощущение, словно не автомобиль ведешь, а корабль по морской волне. Тут опыт, верный глаз, твердая рука нужны. Как-то взял с собой на линию паренька, который решил стать шофером. Вокруг вода. Как раз ненастная погода была. Машину качает, лес сзади скрипит и вроде бы назад тянет. Вижу, соседа моего грусть сковала, не в настроении парень: то с опаской На сессии Верховного Совета СССР. Слева направо (на первом плане): В. И. Волов, доярка колхоза «Организатор» Р. В. Лысакова, учительница 4-й средней школы г. Архангельска Н. А. Пыжикова. ФОТО В. Будана (ТАСС)За нашу СоветскуюРодину!Чарул1ки№ 3 - март - 1970ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР Издается с 1928 года бросит взгляд на плывущие за стеклом сосны, то приглядывается к моему лицу и рукам, вроде бы изучает — не дрожат ли. Я это понял. Улыбнулся. — Как это у вас, Василий Иванович, ловко получается! — Ловко, говоришь, а что ж приуныл! От страха, что ли! — Да ведь дорога-то такая, что оплошай и того... Успокоил, как мог. Рассказал, что первые ездки и на меня действовали, пожалуй, не лучше. Хотя я уже к тому времени около шести лет в армии отслужил, закалку солидную прошел. Съездил парень со мной, с другими нашими товарищами еще несколько раз. Пообвык. Потом сам за руль сел и таким водителем стал, что позавидуешь. Да, крепкие люди нужны на вывозке леса, опытные, умелые и, конечно, любящие дело. Такие и трудятся здесь. В нашем Едемском лесопункте многие водители имеют второй и первый класс, работают на одном месте по многу лет, без аварий, поломок и каких-либо нарушений. Они в числе первых по области включились в предъюбилейное социалистическое соревнование, взяли повышенные обязательства. Каждый месяц собираемся, подводим итоги. Получается неплохо. Герой Социалистического Труда Михаил Филимонов, как всегда, в числе первых: довел выполнение нормы до 150—170 процентов. За ним следуют шоферы Александр Мартынов, Александр Кузнецов. Я тоже давно закончил свою пятилетку. Соревнуемся мы также за увеличение межремонтных пробегов автомобилей, экономию шин, топлива. И тут у каждого свои успехи. А в сумме это и есть наши общие успехи, потому что мы работаем на свое народное государство, созданное в огне великого Октября под руководством Ленина. По депутатским делам мне часто доводится бывать в разных уголках беломорья. Знаю, что с высокими показателями встречают столетие Ильича многие автотранспортные предприятия Архангельской области, водители большинства леспромхозов и лесопунктов. Наш советский Север, где до революции на сотни верст вокруг не то что дорог — проторенных троп не было, теперь снабжен автомобильным транспортом не хуже, чем другие районы страны. Без автомобиля не обходится ни одно предприятие, ни одна новостройка, ни один колхоз. И водитель у нас профессия почетная и весьма распространенная. Для меня человек за рулем — не просто представитель, так сказать, моей любимой специальности, но прежде всего выразитель нашего времени — советский рабочий класс. Северяне любят свой край, гордятся им. Да и как не гордиться! Год от года он преображается, богатеет, благоустраивается. Из отсталой окраины, царской России наш Север, благодаря неустанной заботе Коммунистической партии, превратился в индустриальный край с развитым сельским хозяйством и высокой культурой. За советское время объем промышленного производства возрос здесь в 60 раз. Ярко сияют огни гигантских новостроек Соломболы, Архбума, Коряжмы. 17 процентов целлюлозы, 40 процентов экспортных материалов, производимых в стране, дает Архангельская область.Владимир Ильич уделял много внимания экономике, культуре нашего края. Трудно перечислить все вопросы развития производительных сил Севера, которые не нашли бы отражения в решениях Коммунистической партии и Советского правительства. Многие из них подписаны В. И. Лениным. Когда в наших краях высадились англо-американские интервенты, партия, лично Владимир Ильич направили на разгром врага талантливых организаторов и военачальников. Архангельский фронт получил большую материальную и военную помощь. Сразу же после изгнания интервентов по инициативе В. И. Ленина при ВСНХ была организована Северная научно-промысловая экспедиция, возглавлявшая здесь почти все научно-исследовательские работы. С каким ясным предвидением Владимир Ильич настаивал на поиске и разработке на Севере природных богатств, на освоении Арктики и развитии рыболовного и зверобойного промысла! Осуществление этих ленинских предначертаний превратило наш Север в один из индустриальных районов страны. Труд моих земляков высоко оценен правительством: Архангельская область награждена орденом Ленина. Взгляните на наши города и села. День ото дня хорошеют они. А ведь встарь во многих местах глухомань тут была непролазная. Голод, болезни косили и старых и малых. Грязь, нищета, недоедание — удел чуть ли не каждой семьи. Рассказывают, что ходили люди в лохмотьях, лаптей, и тех не хватало на каждого. В хилых хатенках спали на полу; освещались лучиной. О грамоте, книгах мало кто имел представление, разве что слышали от политических ссыльных. И песни от горя пели с безнадежными словами о том, что никогда не увидеть северянину счастья, как не засветить солнцу в полуночи. Нет, ошиблись! Озарился ленинским светом наш Север. Скажу о своем поселке. Есть у нас школа, клуб, магазин, своя пекарня. В домах полный достаток. Об электричестве, радио и говорить нечего. Большинство моих друзейшоферов имеет мотоциклы. Дети наши в школах, техникумах, институтах. У меня вот их четверо — растут, учатся, набираются ума-разума. И когда хорошенько вдумаешься, какой была Россия до Великого Октября и какой стала теперь, невольно повторишь бессмертные ленинские слова: «Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся и пот.ому — верный ипотому — непобедимый». ...Я снова мысленно переношусь в Москву. Перед отъездом домой мне очень захотелось посетить Мавзолей, побыть около Ильича хоть немного и как бы мысленно побеседовать с ним. Может быть, слово «побеседовать» ктолибо сочтет неподходящим. Но здесь нет никакого преувеличения. В моем сердце, в сердцах миллионов людей Ленин всегда живой, всегда остается нашим наставником и мудрым собеседником, вождем и учителем. Гений Ленина живет и будет жить, пока существует человечество, потому что мысль его, точно стрелка компаса, указывает путь в грядущее. Архангельская область, Едемский лесопунктПО ДОРОГЕ В УЛЬЯНОВСКорьковский рассвет проводил нас мелким дождем. Позади старый кремль, паутина улиц, трамваи и троллейбусы. Прощальные разговоры, фотосъемка, лица, ставшие знакомыми. Мы на дороге Горький — Казань. Нас ждет Ульяновск. До него пятьсот километров. Маршрут обсужден экипажем не раз. Сегодня предстоит долгий и трудный путь. Времени мало, и надо уложиться в один день. Вся надежда — на «четыреста двенадцатый». Асфальт шоссе бежит к горизонту через леса и холмы, вдоль Волги — она все шире и шире. На ровной этой дороге хорошо думается, и пауза в пятьсот километров на пути к оставшимся двум заводам позволяет поразмыслить об увиденном. А увидели мы уже много. И самое характерное, что объединило уже в нашем предста !ении заводы на Волге, кроме, конечно, их географии и профессии, — это был дух стройки. Мы недавно из Кинешмы, а в конце пути будет Тольятти. Это новостройки, так сказать, в буквальном смысле слова. Но ведь на любом из старых или новых уже действующих заводов мы встречали цехи в лесах и новые строительные площадки. Да и что такое Кинешма? Это филиал московского автозавода. У старейшего ЯМЗа тоже строится свой «спутник». Мы рассказывали, как появился Павловский автобусный завод — и он своеобразный спутник ГАЗа, ставший теперь достаточно самостоятельным. На самом горьковском продолжается тот же процесс — расширяется, обновляется производство. В масштабах всей автомобильной промышленности идет перестройка предприятий, возникают спутники старых заводов, отпочковываются новые производства, растут целые автомобильные города. Тесна связь между предприятиями авт топромышленности. Автозаводы, расположенные на Волге, сотрудничают с АЗЛК. С Заволжского моторного идут сюда вкладыши коленчатого вала, Горьковский автомобильный шлет отливки картеров редукторов и колеса, из Лысково поступает электрооборудование. Автомобильная индустрия Волги кооперируется не только с АЗЛК, но шлет свою продукцию во все концы страны, получая взамен шины, стекло, различные конструкционные материалы. ...На одной ноте поет мощный двигатель «Москвича». Мотор «четыреста двенадцатого» можно смело назвать наиболее удачным из всех, что стоялиГПродолжение № 1 и 2).(см. «За рулем>, 1970.