У автомобильной карты Родинына отечественных легковых автомобилях. Журнал уже не раз писал об устройстве нового двигателя, о популярной машине, на которой он установлен. Теперь экипаж «четыреста двенадцатого» может в пути оценить его удобства, надежность и скорость. Нас четверо, но в салоне достаточно просторно, чтобы разместить еще и две большие сумки с фотоаппаратурой, штатив, плащи. Чемоданы, канистра с «НЗ» бензина, бачок масла, запасное колесо, инструменты и даже запас проявителя и фиксажа в двух больших пластмассовых банках удобно уложены в багажнике. Загрузка полная. Как говорится, «под завязку». А скорость, о которой недавно и не мечтали. Когда позволяет дорога, стрелка спидометра нашего автомобиля колеблется около цифры сто десять, а порой доходит до ста сорока. История выпуска одной только этой машины может рассказать о многом. Знакомство с зеленым «Москвичом» состоялось несколько недель назад в гараже экспериментального цеха автозавода имени Ленинского комсомола. Мы готовились к экспедиции по заводам на Волге. Первый выезд. Сначала круг по «улицам» АЗЛК. Тесно стало заводу на старой площадке. Уже в июне сорок пятого было принято решение возобновить производство легковых малолитражных автомобилей на предприятии, которое при рождении получило имя «КИМ». А 23 года назад, в январе 1947 года завод начал выпуск послевоенной модели — «Москвича-400». Затем они шли одна за другой — с «401» до «412» и становились мощнее, надежнее, красивее, экономичнее. Сейчас завод имени Ленинского комсомола известен во всем мире. На старой территории «малолитражки» поднялись новые корпуса и цехи. Прессовый, отделки, автоматный — десятки тысяч метров производственной площади. Расширены инструментальное производство, участок декоративных покрытий, цех шасси. Скоро будет построен инженерный корпус, где разместятся конструкторское бюро, экспериментальный цех, испытательные стенды. Но и этого уже недостаточно. Перед АЗЛК поставлена задача — вдвое увеличить выпуск автомобилей. Следовательно, нужно вдвое больше кузовов, коробок передач, задних мостов и других агрегатов машины. Для их производства требуется много новых станков, автоматических линий, конвейеров. Вдвое больший объем производства — это значит и возросшая площадь складских помещений для двигателей, колес, шин, аккумуляторов, радиаторов, стекол, краски, кожзаменителей — для всех агрегатов и материалов, поступающих по кооперации с других заводов. Казалось бы, простое решение — надо расширить производственные площади. Но куда? Когда-то завод имени КИМ находился на окраине города, смотрел на пустырь. Сегодня АЗЛК окружен другими предприятиями, жилыми кварталами, и на старой площадке ему тесно. Иного выхода, кроме как вынести часть производства на другую территорию, не было. Собственно, речь шла о том, чтобы выстроить по соседству еще одно предприятие. Во время обкатки экспедиционного «Москвича» мы получили возможность познакомиться с будущим АЗЛК. Выезжаем через главные ворота на Волгоградский проспект. Едем направо вдоль территории завода. Впереди открывается перспектива новых Текстильщиков. Шоссе идет вверх, домов поблизости нет. Справа, за линией метро, вышедшей здесь на поверхность, поднимаются промышленные здания. Это и есть новостройка АЗЛК. Площадка для строительства была выделена в районе Южного порта столицы. Около 90 гектаров — большей частью болотистые, слабые грунты. Пришлось первым делом осушить почву, намыть песчаное основание, заточить в подземное русло речушку Нищенку, проложить многие километры подземных коммуникаций. Главный корпус — более 200 тысяч квадратных метров — уже выстроен. Здесь цехи сварки, окраски и сборки кузовов, главный конвейер, окончательная отделка машин. Тут же разместится и цех гальванопокрытий. Примыкая к этому громадному, но удивительно легкому и даже изящному на вид корпусу, поднимаются четыре пристройки. В них бытовые комплексы — столовые, раздевалки, душевые. Сиреневые облицовочные плитки стен, окна-витражи, плоская крыша. Рядом строится административный блок — заводоуправление, поликлиника, вычислительный центр. В этом же здании разместится и автомобильный музей АЗЛК. Здесь будут собраны все модели, увидевшие свет на заводе. От первых «фордов», которые собирал КИМ, и предвоенных «КИМ-10» до... не станем сейчас называть модели, они еще на чертежных досках конструкторов и появятся в будущем. В главном корпусе уже монтируют оборудование. Первая очередь новостройки будет пущена в 1971 году, а в семьдесят втором мощности завода удвоятся, производство запасных частей, по сравнению с нынешним годом, вырастет впятеро. АЗЛК — один из многих заводов страны, где идет процесс непрерывного расширения и обновления. ...И снова мы возвращаемся к нашей дороге. Уже промелькнул объезд около Чебоксар, появился город Цивильск. Здесь мы сворачиваем с трассы Горький — Казань. Наш путь на Канаш, Батырево. А дальше — на Ульяновск. Волжские степи. Житница центральной России. Мелькают деревни со старыми ветряными мельницами, большие стада. Покрытие дороги — асфальт, и вполне хороший. Только под вечер, в самом конце, уже за Большим Ногаткиным, пятикилометровый объезд по грунту. Но погода сухая, проходим его без труда. Снова асфальт, дорога становится еще лучше. Развилка, стрелки «Аэропорт», «Сызрань» и «Ульяновск». Еще несколько минут — и развернулся город. Мы на родине Ильича. А. БРОДСКИЙ, Н. СЕМИНА, спецкоры «За рулем»Перед вами главный корпус новостройки в новых Текстильщиках. Фото В. ШиршоваРвдОМ. (80*V