жеская противотанковая пушка. Механик-водитель стал еще энергичнее маневрировать, Наконец боевая машина зашла орудию в тыл. Раздался выстрел, другой. Гитлеровский расчет разбежался. Пушка замолчала. Подавив еще несколько огневых точек врага, наши танки продвинулись в то утро на полтора десятка километров. Пехота, следовавшая за танками, закрепила занятые позиции. Командир корпуса похвалил тогда разведчиков, обнаруживших склад с топливом, водителей автомобилей, быстро доставивших бочки к танкам, объявил и мне благодарность. А механика-водителя Николая Вершинина представил к правительственной награде. И мы все рады были за Николая. Мы ценили его за водительское мастерство, за знание машины, но главное — любили за его комсомольское сердце, которое он отдавал борьбе с врагом. А водить танк — это умение особого рода, и дается оно нелегко. Но, научившись, полюбишь эту машину уже навсегда. Сами возможности танка как бы вырабатывают у членов экипажа бесстрашие. Перед тобой, скажем, овраг или лощина, а то, что видишь в смотровую щель, создает ощущение пропасти, но ты преодолеваешь ее. Перед глазами вырос холм, он кажется горой, но опять же эта замечательная машина, управляемая твоими руками, легко одолевает и такое препятствие. По тебе стреляют, но ты прикрыт броней, работаешь рычагами и смело идешь на врага. Вот так и вырабатывается бесстрашие, а сознание того, что ты землю родную защищаешь, делает нашего воина победителем. Таким и был Вершинин. Как-то корреспондент армейской газеты все допытывался у Николая: — Расскажи, как же ты так воюешь, что сам и машина твоя целы, а врага бьешь нещадно. — Так не только же я. Мы все так воюем. А вообще это больше Витя Горохов, наш командир орудия. У нас с ним как бы единое сердце, единый глаз, нацеленный на уничтожение фашистов. Вместе все время воюем и приспособились. Знакомое это слово «приспособились». Я и сейчас вспоминаю, как, помогая мне совершенствовать вождение, Вершинин говорил: — А вы, товарищ инженер-капитан, приспособьтесь так, чтобы лучше сидеть, лучше видеть и легче работать рычагами, а главное чтобы все делалось как бы автоматически. Перебирая в памяти сейчас большие и малые боевые дела, из которых в конечном счете вырастала победа, думая о людях, которые ее ковали без устали, не щадя жизни, я не могу не обратиться к тем, кто готовится стать в армейские ряды, сесть за рычаги танка, за руль автомобиля: вам тоже всегда будет сопутствовать победа, если свой пыл молодых сердец отдадите упорному овладению техникой, как это делали Коля Вершинин и его боевые друзья, если вы будете смелыми и мужественными, как герои Великой Отечественной, вместе с которыми мне посчастливилось сражаться плечом к плечу и дойти до Берлина. Ольга ВЛАСЕНКО, инженер-полковник запаса„МОСКВИЧ"МЕНЯЕТ ОБЛИК*ЧШЩЯ*п»|Фого А.Владимирова«Четыреста двенадцатый» похорошел. Новый кузов, оставшись в пределах габаритов предыдущей модели, придал автомобилю современный внешний вид ив то же время позволил увеличить полезный объем багажника. Таким образом завершен третий этап работы над кузовом «Москвича» (см. «За рулем», 1968, № 11). С начала года изменили также внешность и выпускаемые пока «Москвичи-408», так как новый кузов унифицирован — один для обеих моделей. Переход на новую модель (см. 1-ю стр. обложки), как и прежде, не потребовал остановки конвейера. Чем же примечателен новый облик «Москвича»? Прежде всего оформлением передней части кузова. Изменились облицовка радиатора, сопряженные с ней детали. Наибольшие изменения претерпела осветительная аппаратура. Прямоугольные горизонтальные фары придали машине современный вид. На отечественных автомобилях такие фары применены впервые. С ними удачно сочетаются новые декоративные элементы облицовки. Двухцветные подфарники, белые впереди и оранжевые сбоку, хорошо заметны, особенно при поворотах, когда включается «мигалка». На верхней части задней стойки кузова — маленькие, также двухцветные фонарики стояночного света, белые впереди и красные сзади. Они четко определяют габариты стоящей в неосвещенном месте машины и при этом не разряжают аккумулятор даже при длительном включении. По-иному выглядит и задняя часть кузова. Изменились крылья, крышка багажника, все осветительные приборы. Два фонаря типа ФП-112 горизонтально, а не вертикально, как было раньше, расположены на панели. В каждом из них секции габаритного света, сигнала торможения, освещения дороги при движении задним ходом и красный отражатель-катафот. Указатели поворота треугольной формы закрывают торец верхней части концов крыльев. Ниша, где размещена горловина бензобака, закрыта откидывающимся щитком-кронштейном. На нем закрепляется номерной знак. Два малогабаритных осветителя в заднем бампере бросают свет на номер снизу. Специальная лампа освещает багажник. Говоря об изменениях в оформлении «Москвича», нужно еще добавить, что новый кузов можно устанавливать и на ранее зыпущенные машины моделей «408» и «412», для чего в запчасти вместе с ним поставляется комплект переходных деталей. Сегодня на «Москвич-412» ставят новые, низкопрофильные шины размером 145X13 модели Т-130А. Конструкция их разработана и внедрена на Московском шинном заводе специально для динамичного и высокоскоростного «Москвича-412». Площадь контакта шины с дорогой значительно больше, чем у предыдущей модели, а следовательно, ощутимо лучше устойчивость автомобиля, его управляемость и торможение. С. ЧУРАЗОВТак выглядит сегодня комплект деталей облицовки радиатора «Москвича»: 1 и 10 — декоративные накладки крыльев; 2 — брус облицовки радиатора: 3 и9 — кронштейны крепления подфарников: 4 — облицовка радиатора: 5 — кожух фары: 6 — стойки облицовки радиатора под правую и левую фары; 7 — косынка крыла: 8 — лобовая часть крыла; 11 — декоративные накладки фар.