8 МАРТАМЕЖДУНЛЮДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬМарт. Первый месяц весны. Четверть века назад он был предвестником нашей великой победы в Отечественной войне. В весенние дни 1945 года Вооруженные Силы СССР завершали разгром гитлеровской Германии. На фронтах ив тылу плечом к плечу с мужчинами ковали победу над врагом женщины. В Международный женский день — 8 марта — мы славим советских женщин — и ветеранов войны, и всех, кто сегодня трудится на автомобильном транспорте, в автомобильной промышленности, водит автомобили, мотоциклы, активно участвует в военно-патриотической работе. А теперь предоставляем слово О. Б. Власенко. До нападения гитлеровцев на нашу страну Ольга Борисовна — директор металлургического завода. На фронте — помощник командира танкового полка по технической части. После войны она закончила инженерно-танковый факультет бронетанковой академии. О своей жизни, боевом пути О. Б. Власенко рассказывает в книге, которая готовится к печати. Публикуемый очерк написан специально для журнала «За рулем».анковые бои шли а этом районе уже третьи сутки. Наш полк пробивался вперед, преодолевая сильные вражеские укрепления. Горючее расходовалось, а завоз его был затруднен. Об этом знал весь' личный состав полка. Ночью в землянке сидела у телефона, связывалась со штабом корпуса, штабом армии — требовала, просила, доказывала. Говорила всем о необходимости срочной подмоги «молоком». И вдруг из темноты донеслось: — Товарищ инженер-капитан, есть горючее! От неожиданности я прекратила разговор с заместителем командующего танковой армией, забыв о субординации и просто о вежливости. Передо мной стоял одетый в плащпалатку, весь в грязи боец; светились только глаза и выделялись белые зубы: — В двух-трех километрах от линии фронта в лощине мы видели много бочек с горючим. Правда, фрицы их замаскировали, так что сразу и не понять, что в этой роще, но мы все же разобрались... Надо было и нам немедленно не только разобраться, но и разведать дорогу, да как можно быстрее воспользоваться трофейным топливом. А времени оставалось в обрез. Пришлось разбудить шофера Гурьева. Все эти трое суток он гонял штабнойТброневик то на один участок фронта, то на другой, спал урывками и был вконец измотан. Гурьев пришел, попинал скаты, заправил баки, а сам все ворчал: — И как в этой тьме ехать к передовой, а может и дорога заминирована. Пока Гурьев готовил машину, мы с разведчиком пошли в землянку и там при свете коптилки определили по карте местонахождение бочек с горючим, уточнили расстояние. Когда сели в броневик, то оказалось, что водитель, обхватив руками рулевое колесо, крепко спит. Я понимала: Гурьев устал смертельно, и едва ли ему удастся довести броневик до места. Кое-как растолкала водителя и отправила его отдыхать, а за руль села сама. На бронемашине БА-10, или, как любовно называли ее в полку, «бэашке», под прикрытием густого тумана мы тут же направились к тайному складу. Дорога была сильно разбита танками и самоходками. Из одной колдобины вытянешься, попадешь в другую. Но фары не зажигали — близко передний край. А время, как на зло и как всегда в таких случаях, мчалось галопом. — Надо успеть до того, как фриц проснется, — говорит разведчик. Но какая тут скорость, когда приходится непрерывно переходить то с первой передачи на вторую, то наоборот.На снимке — О. В. Власенко у бронеавтомобиля, на котором ей довелось совершить ночной рейс. Фото 1944 года.То машина буксует, то ее заносит, но •двигаться надо. — Вот за этим поворотом, — говорит разведчик. Подъехать должны совсем неслышно. Напряжение достигло, кажется, предела, и вдруг тишину этой мокрой, туманной ночи прорезали хлопки рвущихся мин, и впереди тут же повисли осветительные ракеты. Машину я сразу же остановила у опушки рощи. Мы замерли — казалось, дыхание даже задержали, чтобы ничем себя не выдать. Переждав обстрел, оставили броневик и спустились в лощину. Все так и было, как доложил разведчик. Под слоем веток, накатом в два ряда, лежали бочки, и пахло соляркой. Отступая, гитлеровцы не успели ни вывезти горючее, ни уничтожить его. Значит, воспользуемся мы. «Нужно скорее послать сюда машину, — думала я. — Хотя бы один грузовик подкинуть пока не рассвело»... Утром наш танковый полк должен был снова вступить в бой. Топливо жда*ли с нетерпением. И вот появился первый трудяга ЗИС-5, доверху нагруженный бочками. Танкисты даже «ура» по этому поводу прокричали. Началась заправка машин. Среди них был танк нашего общего любимца механика-водителя Коли Вершинина. «Тридцатьчетверка», которой он управлял, ринулась вперед. Она то скрывалась за складками местности, то вновь появлялась. Вдруг по ней ударила вра-