30
31
Техника за рубежомМОДЕЛИ1 970ГОДАЕТЫ» С ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙЗа многие годы выпуска на заводе ...МЦет» (раньше — ИФА) в ГДР мотоцикл РТ125 претерпел коренную реконструкцию — коробка передач стала четырехступенчатой, на смену параллелограммной пришла маятниковая вилка, появилась задняя подвеска, вместо чугунного цилиндра стал применяться алюминиевый. Модель «ЭТС125», производство которой начато в этом году, отличается от предшественницы прежде всего увеличенной с 8,5 до 9,0 степенью сжатия, что позволило повысить мощность до 10 л. спри 6000 об/мин. Правда, столь форси рованный двигатель требует и высокосортного бензина с октановым числом 81 — 86.рукция головки цилиндра с расходящимися ребрами, параметры глушителя, конфигурация перепускных каналов выбраны на основе богатого спортивного опыта. То же относится ик экипажной части. На дорожной модели «ЭТС125» применена уже не маятниковая длиннорычажная, а телескопическая вилка. Ее конструкция была отработана и испытана на специальных мотоциклах для многодневок. Из других интересных конструктивных особенностей машин «МЦет-ЭТ0125» следует отметить карбюратор с центральной поплавковой камерой, штампованную раму, колеса с шинами размером 2,75—18 (передние) и 3,00—18 (задние). При сухом весе 109 кг новый мотоцикл развивает скорость 103 км/час и разгоняется до 80 км/час за 13 секунд. Расход топлива составляет 3,2 л/100 км.«Хиллман-эйвенджер». вые тормоза установлены лишь на передних колесах. На первый взгляд новый «Хиллман» кажется заурядной машиной. Чем же он должен привлечь покупателя? Модификация с полуторалитровым мотором может быть оборудована автоматической трансмиссией. Тормоза сделаны саморегулирующими. Все узлы шасси на протяжении эксплуатации не нуждаются в смазке. Передняя и задняя части кузова при ударах легко сминаются, поглощая энергию удара, и не позволяют деформироваться центральной части. Весит «Эйвенджер» 860 кг, то есть на 80—100 кг более основных соперников «Форда-эскорта» и «Воксхолла-внва». Его Максимальная скорость составляет 135 и 145 км/час (в зависимости от рабочего объема двигателя). Разгон до 100 км/час занимает соответственно 17 и 14 секунд.АМОСВАЛ ИЗ КЕЛЬЦЕНа Кельцком механическом заводе (ПНР) разработана новая модель самоовала на базе грузового автомобиля <Стар-28» («За рулем», 1969, № 10). Грузоподъемность ее — 4,5 тонны, на тонну больше, чем у прежней модели, выпускавшейся на шасси той же машины. Завод планирует наладить серийное производство новых самосвалов в ближайшие месяцы.СТИТЕЛЬ» ВЫХОДИТ НА ДОРОГУ«Большая четверка» властвует над английской автопромышленностью. «Бритиш Лейланд», «Форд», «Воксхолл» и «Руте» — полные хозяева на рынке легковых автомобилей. Появившиеся несколько лет назад модели конкурентов «Остин-1300», «Форд-эскорт», «Воксхоллвива» заметно пошатнули дела концерна «Руте». Его машины «Хиллман», «Санбим», «Сингер», «Хамбер» уже не имели того сбыта, что прежде. Нужна была новая модель, того же класса, что иу соперников (то есть 1300—1500 см"), которая смогла бы компенсировать былые неудачи. Весной нынешнего года ее представили автомобильному миру на Женевской выставке. Новый «Хиллман» (разработка конструкции его длилась четыре года) нарекли «Эйвенджером» («Мстителем»). Это пятиместная машина с четырехдверным кузовом, базой 2495 мм и колеей 1295 мм (спереди) и 1305 мм (сзади). Автомобиль снабжен двигателем, спроектированным, что называется, «с чистого листа». Тем не менее по конструкции его нельзя признать вполне современным. Привод клапанов осуществляется длинными штангами, впускной и выпускной коллекторы размещаются на одной стороне головки, наконец, блок цилиндров и головка отлиты из чугуна. Клапаны работают без седел и направляющих. Этот четырехцилиндровый двигатель выпускается в двух вариантах: 1248 см* (78,6X64,3 мм) и 1498 см' (86,1x64,3 мм). С горизонтальным однокамерным карбюратором «Зенит-Стромберг» его мощность составляет соответственно 53 или 63 л. с. при 5000 об/мин. Показатели довольно невысокие, если учесть, что полуторалитровые «Остин-макси» и «Москвич-412», например, развивают 74—75 л. с. Компоновка «Эйвенджера» выполнена по классической схеме. Двигатель в блоке с диафрагменным сцеплением и полностью синхронизированной коробкой передач установлен спереди. Ведущие колеса — задние. Передние колеса имеют общепринятую ныне независимую пружинную подвеску типа «Мак-Ферсон», задние — зависимую, пружинную с четырьмя реактивными рычагами. Диско-На двигателе модели «ЭТС125» устанавливаются новая головка и цилиндр. Мощность возросла с 8,5 до 10 л. с. Помимо 123-кубового (52X58 мм) варианта подготовлена к выпуску модификация «ЭТС150» с цилиндром, ббльшим на 4 мм по диаметру, благодаря чему рабочий объем увеличился до 143 см 5 , а мощность до 12,5 л. с. Своими успехами в создании высокофорсированных двигателей серийных машин завод «МЦет» в немалой мере обязан выступлениям в многодневных соревнованиях («За рулем», 1967, М 7) и кольцевых гонках («За рулем», 1967, N 10). Фазы газораспределения, констVОн предназначен прежде всего для эксплуатации в сеЯьской местности, для охотников, лесников. Все агрегаты «Фольвсвагена-181» заимствованы от серийного легкового автомобиля этой марки. Независимая передняя и задняя подвески, большие колеса (с шинами размером 165—15), а следовательно, значительный (205 мм) дорожный просвет обеспечили машине вполне удовлетворительную проходимость. Четырехцилиндровый (1493 см а , 44 л. с. при 4000 об/мин) оппозитный двигатель располагается сзади и приводит через четырехступенчатую коробку передач только задние колеса. Как всякий мотор с воздушным охлаждением, он очень шумен в работе. Это впечатление усиливается стальным кузовом с плоскими панелями, которые охотно резонируют. Подвеска колес — очень жесткая, в связи с малой длиной поперечных торсионов. Однако инженеры фирмы считают, что для бездорожья нужна именно такая жесткость. Кузов — довольно примитивной и дешевой конструкции с брезентовым тентом и откидывающимся вперед плоским ветровым стеклом. Габариты машины: длина — 3780 мм, ширина — 1620 мм. База составляет 2400 мм, а колея — 1324 мм (спереди) и 1416 мм (сзади). Последние два параметра нельзя признать удачными в отношении проходимости. При движении по грязи или песку машине придется прокладывать не два, а четыре следа. Машина вмещает четырех человек и весит с заправкой 900 кг. Скорость — 117 км/час, а расход топлива — 9,4 л/100 км. Несмотря на внешне простую конструкцию кузова и использование серийн ых двигателя, трансмиссии, подвески и рулевого управления автомобиль стоит столько же. сколько и обычный «Фольксваген».iЕРЕВЕНСКИЙ» «ФОЛЬКСВАГЕН»«Фольксваген-181».30 МОДЕЛИ1 970ГОДАНа Женевской автомобильной выставке нынешнего года эта машина вызвала всеобщий интерес: «Ситроен» меняет модели не так уж часто — выпускаемым сегодня ДС20 и ДС21 уже 14 лет. Появление этого автомобиля (с кузовом типа 2 + 2) специалисты расценивают как попытку французской автопромышленности создать собственный «кадиллак» или «•роллс-ройс» — представительскую машину высшего класса. Создание автомобиля такого типа отражает стремление французской индустрии к поднятию престижа своей продукции, что должно способствовать завоеванию ей новых позиций на международном рынке. Новый «Ситроен» — ему присвоили индекс «СМ» — снабжен 3шестицилиндровым (87X75 мм, 2670 см ) мотором «Мазерати» (о слиянии французской и итальянской фирм мы писали в № 7 за прошлый год). При его создании был широко использован опыт постройки гоночных конструкций. Два верхних распределительных вала и три сдвоенных карбюратора «Вебер» обеспечили двигателю большую мощность: 170 л. с. при 5500 об/мин — это выше, чем у «Мерседес-Бенц-280С» (2778 см 3 , 157 л. с ) . В то же время благодаря алюминиевым блоку и головке цилиндров и компактной конструкции он весит всего 140 кг. Конструкция мотора необычна. Цилиндры расположены V-образно под углом 90 градусов (кстати, как и на дизелях ЯМЗ-236), а цепи привода распределительных валов находятгя между перiМАТЧЕВАЯ ВСТРЕЧА ПЯТИ ГОРОДОВОриентирование завоевывает сердца тех, в ном спортивная жилка сочетается с любовью к природ*. Интересные соревнования состоялись в лесах под Ригой. Здесь встретились команды «мотоориентировщиков» Москвы, Ленинграда, Киева, Таллина и хозяев трассы. Разыгрывался переходящий приз, учрежденный Рижским городским комитетом ДОСААФ. К сожалению, команды Таллина и Киева прибыли в неполных составах.' Поэтому борьба за главный приз свелась н спору между тремя иомандами. В первый день проводились соревнования по маркированной трассе. Мужчины на мотоциклах-одиночках должны были пройти 20-километровую дистанцию с восемью контрольными пунктами. Мужчины на мотоциклах с колясками и женщины на мотоциклах-одиночках состязались на укороченной трассе с шестью КП. Задача всех участников — к ак можно быстрее пройти размеченную на местности трассу и точно зафиксировать на карте местонахождение каждого контрольного пункта. Выполнить ее было нелегко; скорости сравнительно высокие, обилие лесных дорог и тропинок, без заметных, легко читаемых ориентиров. Лидерство уверенно захватили рижане и удерживали его до конца соревнований. С большим отрывом от соперников победу одержал А. Даболиньш. Он затратил на прохождение трассы 1 час 29 минут (для сравнения приведем результат, показанный последним участником, — 5 часов). Вторым был А. Колужс. В нлассе «колясок» первое место завоевал Я. Курау, среди женщин — А. Павулиня. В командном зачете по этому виду первенствовали рижане, на втором месте — москвичи, на третьем — ленинградцы. Во второй день состоялось ориентирование по выбору. За два часа предстояло найти 24 контрольных пункта, указанных на карте. Быстро и четко вел поиск А. Колужс. Он хорошо читал карту, мастерски управлял мотоциклом. В результате — первое место. На втором — В. Силис, за ним — А. Даболиньш. У женщин снова победила А. Павулиня. В командном зачете по итогам двух дней лучшие результаты у рижан, а ленинградцы поменялись местами с москвичами. Таким образом, переходящий приз не изменил «прописки». Б. ДЕМЧЕНКО, мастер спорта СССР г. РигаИТРОЕНМАЗЕРАТИ>:вой и второй парами цилиндров. Новый мбтор получился очень коротким, и его удалось поместить внутри базы. Пятиступенчатая коробка передач в блоке с главной передачей (машина имеет передние ведущие колеса) находится перед двигателем. Независимая гидропневматнческая подвеска всех колес и дисковые тормоза претерпели незначительные изменения по сравнению с моделью ДС21. Представляет интерес гидроусилитель руля. Наибольшее усиление создается при малой скорости, например, во время разворотов на стоянке. Во время движения с максимальной скоростью (220 км/час) оно уменьшается до нуля. что позволяет очень точно контролировать рулем (два оборота от упора до упора) направление движения автомобиля. Другая необычная особенность — шесть фарс йодным наполнителем. Две внутренние пары поворачиваются вместе с передними колесами. «Ситроен-СМ» отличается удачной аэродинамической формой. Кузов заметно сужается в задней части, и колея зад них колес (1320 мм) на 200 мм уже, чем передних. Велика база машины 2950 мм. В то же время длина ее — только 4890 мм. Новый автомобиль французского завода следует признать довольно тяжелым (1450 кг) для своего класса. Однако благодаря большому запасу мощности он обладает хорошей динамикой — разгон с места до 100 км/час занимает 8,9 секунды. Модель «СМ» является сложной и дорогой машиной. Выпуск новых «ситрое нов» начат в сентябре.РЕКОРДНЫЕ СКОРОСТИ МОДЕЛИСТОВВ Ереване на новом иордодроме республиканского комитета ДОСААФ состоялись всесоюзные соревнования автомоделистов на установление рекордов. В них выступили 35 спортсменов, представляющих почти все республики. Соревнования стали хорошей пробой сил перед финальными стартами юбилейной спартакиады и оказались весьма «урожайными» на высокие результаты. Установлено девять рекордов. Снова отличился один из сильнейших автомоделистов страны мастер спорта из Ташкента О. Маслов. Он улучшил свои рекорды в классе 1,5 смз на дистанциях 500 и 1000 м (179,104 и 179,1 км/час). В классе 5 смз на дистанции 500 м превысил прежний рекорд мастер спорта В. Якубович из Московской области. Модель, запущенная им, развила скорость 209,790 км/час. Мастер спорта бакинец Михаил Осипов добился рекордов в классе 5 емч на 1000 и 2000 м (204,575 и 200,721 км/час), а в классе 2,5 смЗ наивысший результат на 2000 м (175,139 км/час) у кандидата в мастера спорта Э. Кашкина из Волгограда. Большой успех выпал на долю мастера спорта В. Соловьева (ЦСАМК). Его модели 10 смЗ превысили прежние ренорды на всех трех дистанциях. Вот результаты Соловьева: 500 м — 223,325; 1000 м — 220,588 и 2000 м — 214,797 км/час. шины надо отметить пятиступенчатую трансмиссию, хребтовую раму и штампованные колеса, рассчитанные на шины размером 4,00—10. Скорость мотоцикла — 85 км/час.Японский завод «Хонда» создал новую модель мини-мотоцикла «СТ50-Дакс». предназначенную для крупных городов с плотным уличным движением. Она, как и все «хонды», снабжена четырехтактным двигателем (специалисты завода считают, что такие моторы меньше загрязняют воздух вредными примесями, чем двухтактные). У «Хонды-Дакс» — один горизонтально расположенный цилиндр (41X39 мм, 49 см 3 ). Двигатель значительно форсирован (степень сжатия 9,5) и развивает 5,1 л. с . при 9900 об/мин. Среди других конструктивных особенностей этой ма3.