0
0
0
0
Компоновка автомобиляВ прошлом номере читатели познакомились с автомобилем ВАЗ в общих чертах. Теперь пришла очередь рассказать, как онсложён , то есть оегокомпонов ­ к е (см. 2—3-ю страницы вкладки). Требования потребителей к современному легковому автомобилю весьма многосторонни ивопределенноймере противоречивы. Л юбой технический параметр, любой эксплуатационный показатель можно сделать сколь угодно высоким. Но, как правило, это достается дорогой ценой — в ущерб другим параметрам или же за счет усложнения технологии иповышения себестоимости. Так что искусство инженеров , с оздаю ­ щих новую модель машины , о пределя ­ ется впервуюочередь их умением находить компромиссные технические ре ­ шения. Поступаясь одним , чуть выигры ­ вая вдругом , они вцеломдолжныпо ­ лучить наиболее рациональное сочетание конструктивных, эксплуатационных и технологических качеств. И менно таким уравновешенным сочетанием их отличается малолитражка ВАЗ. . » Массовый пятиместный легковой автомобиль немыслим без удобногопро ­ с торного салона. В то жевремяпо своим габаритам он должен быть как мож ­ но более компактным , чтобы в потоке транспорта или на стоянке автомобиль занимал минимальную площадь. Как го ­ ворят конструкторы , хорошая машине изнутри всегда больше, чем снаружи. Автомобиль Волжского завода как раз соответствует такой поговорке . Чтобы разместить на заднем сиденье трех пассажиров, считая всреднем на каждого по 450 мм, н еобходимашири ­ на подушки не менее 1400 мм . О бычно сиденье стиснуто с боков нишами зад ­ них колес. Ш ирокая (1304 мм ) задняя колея исмещение вперед подушки — • вот таким образом на ВАЗе удалось по ­ лучить нужнуюширину сиденья. Пассажиры, находящиеся сзади, не должны упираться коленямивспинки передних сидений. П ри этом надо не за ­ быть о рослых людях и вдобавок пред ­ усмотреть запас места для продольно ­ го перемещения передних сидений. В результате расстояние от педалей ,до спинки заднего сиденья получается большими автомобиль вцелом удлиняется. Выход — уменьшить наклон спинок. Тогда салон станет короче и... о дновременно выше. Но чрезмерный рост кузова в высоту (как, в прочем , и в длину) приведет кувеличению веса и себестоимости. Компромиссное решение, п ринятоевконструкцииволжскоймалолитражки , является оптимальным . Не менее важен для современно * о легкового автомобиля объембагажни ­ ка. Увеличивать ради него длину и задний свес (расстояние от бамперадо центра колес) неоправданно. Н ужно использовать резервы — ОПУСТИТЬ дни ­ ще багажникаи убрать из него запасное колесо. Вот почему на ВАЗэбен ­ з обак находится не подбагажником , а вправомзаднемкрыле . «Запаску» ж е поселили в левое. Там, к онечно , о каза ­ лось тесно — и опять неизбежныйком ­ промисс: размер шин (-155—13) п ри ­ шлось увязывать с формой заднего крыла. В конечном счете удалось получить весьма вместительный багажник . Его объем — 0,385 м ' , то есть больше, ч емуодноклассников ВАЗа, наприм ер , « Ф орда - э скорта » (0,23 мз), и стольк оже , с колькоу «Мерседеса-Бенц-220», м ашины , б лизкой по классу к нашей «Волге». К огда создавался прототип ВАЗа, для него приняли 'классическую компонов ­ ку — двигатель спереди , в едущиеко ­ леса задние. Такой выбортоже явился компромисснымрешением , сделанн ымсучетомзапросов потребителей, предложений конструкторов, требований технологов, расчетов экономистов .Но для двигателя и агрегатов трансмиссии при выбранных габаритах ма ­ шины оставалось очень мало места. П о ­ с кольку расстояние междуосямико ­ лес (базу), равное 2424 мм , почти це ­ л иком отвели пассажирам , м оторпри ­ шлось значительно вынести вперед. Опять противоречие? С точкизрения лучшей обзорности желателен какраз короткий и низкий капот. Пришлось кое-что принести вжертву , отказаться от некоторых ранее, казалось, н еруши ­ мых положений , чтобы разработать очень компактный двигатель. О нпол / чился довольно коротким — 518 мм от ступицы вентилятора дозаднеготорца блока. Его задняя часть, где мелкий масляный поддон (глубиной около 100 мм ) , размещается над поперечиной передней подвески, нижняя точка которой , о днако , отстоит от грунта на 175 мм . Чтобы снизить верхнюю часть двигателя, е говоз ­ д ушный фильтр сделали очень плоским (увеличив в то же время диаметр) и вместе своздухоприемнымпатрубком наклонили вперед. Капот, к аки требовалось, получился короткиминизким , а передний свес довели до 603 мм . М а ­ лый свес облегчает маневрирование . Разместить вкороткоммоторном отсеке рулевой механизм , главные тормозные цилиндры, аккумулятор, расширительный бачок и радиатор системы охлаждения, различные мелкие узлы оказалось тожеделомнелегким . К олею передних колес пришлось сделать до ­ вольно широкой (1345 мм ) , что позволи ­ ло увеличить расстояние между стенкам и колесных ниш . Ш ирокиймоторный отсек обеспечивает удобный доступ к прерывателю и свечам, масляным щупуи фильтру, к арбюраторуи бензонасосу, к ремню вентилятора, б ачкамгидропри ­ вода тормозови сцепления. Рулевые тяги расположены позади ры ­ чагов подвескии избавлены от ударов о неровности, аккумулятору найдено «теплое место» по соседству с радиат оромивыпускнымколлектором ; ничто не мешает быстро снять крышку распределительного механизма, чтобы отрегулировать зазор клапанов. А трансмиссия? Ее втиснули в туннель междупередними сиденьями, через отверстие внем вывели рычаг переключе ­ ния передач. Карданный вал (он состоит из двух частей) опирается на про ­ м ежуточныйподшипник на уровне центральных стоек кузова и соединяющей их поперечины . Н еразрезная балка зад ­ него моста сгипоидной главной переда ­ чей фиксируется четырьмя продольнымииоднойпоперечной реактивными тяг?«ли. Вернемся в салон машины . Передние сиденья — раздельные, так называемого « к овшового » типа. П еред нами двухспицевое рулевое колесо, панель при ­ б оровсмягкой оби.вкой, у добнораспо ­ л оженныеприборы , к нопки , включатели. Д ля чего служит каждый из них — рассказывает 1-я страница вкладки. Л. ШУВАЛОВ, инженерг. Тольятти1 — рукоятка замка капота; 2 кнопка омывателя ветрового стекла; 3 — включатель наружного освещения 4 —• включатель освещения комбинации приборов; 5 — включатель стеклоочистителя: 6 — блок предохранителей; 7 — пере ключатель указателей поворота: 8 — указатель уровня топли ва; 9 * — контрольная лампа включения ручного тормоза 10 — переключатель света фар: 11 * — контрольная лампа си стемы смазки; 12 — включатель звукового сигнала: 13 * — контрольная лампа зарядки аккумулятора: 14 спидометр; 15. — термометр системы охлаждения: 16 — рулевое колесо; 17 — дефлекторы обдува ветрового стекла; 18 — включательотопителя; 19 — рукоятка лючка воздухопритока; 20 — веще вой ящик; 21 — пепельница: 22 — отопитель салона: 23 рычаг переключения передач: 24 — рычаг ручного тр.рмоза 25 — переключатель электродвигателя отопителя: 26 — кры шка гнезда радиоприемника: 27 — прикуриватель: 28 -- pv коятка воздушной заслонки карбюратора: 29 — акселератор: 30 — тормозная педаль; 31 — педаль сцепления; 32 * контрольная лампа включения дальнего света; 33 * — копт рольная лампа включения габаритных фонарей: 34 * — замш. зажигания; 35 * — контрольная лампа указателей поворота. * Контрольные приборы, расположенные на щнтке. '••"ЙГЛГГХ" Художник А. Новоселов Автор плакатов Б~ Ершов1 — бензобак; 2 и 13 — глушители; 3 — багажник; 4 — запасное колесо; 5 — инструментальный ящик; 6 — задний амортизатор; 7 — пружина подвески; 8 — колодочный тормоз ; 9 — заднее, ведущее колесо; 10 — реактивные рычаги подвески; 11 — главная передача; 12 и 15 — карданные валы; 14 — опора карданного вала; 16 — рулевое колесо; 17 — рычаг тормоза; 18 — рычаг переключения передач; 19 — щиток приборов; 20 — к оробка передач; 21 — падаль сцепления; 22 — педаль тормоза; 23 — сцепление; 24 — передний дисковый тормоз ; 25 — переднее колесо; 26, 27 — передняя подвеска; 28 — конденсационный бачок системы охлаждения; 29 — бачок гидропривода сцепления; 30 — бачки гидропривода тормозов ; 31 — двигатель; 32 — радиатор; 33 — воздушный фильтр; 34 — аккумулятор.