Да, быстро стареют законы улиц и дорог. Проходит пять—семь лет — и надо что-то подправлять, а что-то просто переделывать. Меняются города, дороги, автомобили, иными становятся скорости, интенсивность, сам характер движения. Д олжна поспевать за стремительным темпом автомобилизации и организация движения. Д аже Международная конвенция одорожном движении, формулирующая в значительной степени общие принципы и правила, вынуж-дена со временем пересматривать свои положения. Что уж говорить о нормах, прочно связанных с конкретными условиями работы транспорта, где перемены происходят гораздо быстрее и чаще. Читатели журнала знают уже, что специалисты работают сейчас над новой редакцией Правил движения, которые должны быть приведены в полное соответствие с последними международными соглашениями в этой области (в ближайших номерахжурнала мы начнем публиковать проект новых правил). Но это большой труд, а жизнь требует оперативно внести некоторые изменения в правила движения еще до принятия нового документа в целом, сделать как бы первую «примерку». Такие поправки уже утверждены ис1янва ­ ря 1971года обретут действительную силу. Они касаются статей 34, 37, 46 и 48 «б». Вот дословно их новый текст.1"КА ПЕРВАЯ РИМЕРКА« С татья 34. В городах и других населенных пунктах скорость движения транспортных средств не должна превышать 60 км/час. Примечание. В городах на отдельных улицах, а также на участках автомобильных дорог в пределах населенных пунктов с учетом дорожных условий и характера движения решениями соответствующих Советов Министров союзных (не имеющих областного деления) и автономных республик, исполкомов краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся может устанавливаться более высокий предел скорости движения транспортных средств, но не превышающий 80 км/час. Улицы и дороги с повышенными пределами скоростей движения должны обозначаться соответствующими дорожными знаками». «Ст атья 37. На всех улицах и дорогах водители должны вести транспортные средства ближе к правому краю проезжей части. На улицах и дорогах с движением в два ряда и более в данном направлении водители не должны занимать левые ряды, если свободны правые. Бели расположение автомобилей возможно в три ряда и более, то водителям грузовых автомобилей запрещено движение в левом крайнем ряду, за исключением перестроения для поворота налево (разворота)». « С татья 46. Обгон с выездом из занимаемого ряда разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота на лево и приступил к его выполнению, должен производиться с правой стороны. На улицах и дорогах, имеющих по крайней мере две полосы, предназначенные для движения в данном направлении, водитель, совершивший обгон, может остаться в этом левом ряду, если после возвращения в праЕвый ряд ему сразу же придется совершат^, новый обгон. Прежде чем начать обгон, водитель должен убедиться, что полоса, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что этим маневром он не поставит под угрозу и не создаст помехи для транспортных средств, движущихся за ним на более высокой скорости. Перед обгоном и возвращением в ранее занимаемый ряд водитель обязан подать соответствующий сигнал поворота. Дополнительным сигналом об обгоне может служить звуковой сигнал, если он не запрещен, а в темное время суток при отсутствии движения навстречу — периодическое переключение света». « С татья 48. Обгон с выездом из занимаемого ряда запрещается: ...б) транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево, исключая случаи обгона справа, предусмотренные статьей 46.»Мы попросили прокомментировать новую редакцию названных статей правил заместителя начальника ГАИ СССР Ивана Степановича ХРАПОВА. Хотя измененияв правилах отно ­ сятся, как ведите, к различным параметрам дорожного движения — скорости, р асположению транспортных средств, о бгону , — все их объединяет одна задача: повысить пропускную способность улиц и дорог. Эту конеч ­ н ую цель должен отчетливо пред ­ ставлять себе каждый водитель и, р у ­ ководствуясь новымитребованиями , делать все от него зависящее, чтобы уменьшить, а лучше — устранить возможные помехи быстрому движению транспорта. Теперь несколько слое окаждой из новых статей правил. Статья 34 устанавливает отныне единый предел скоростив населенных пунктах для всех транспортных средств — 60 км/час. Выравнивание скоростей автомобилей втранспорт ­ н омпотокерезко улучшает условия движения для всех икаждого . М ень ­ ше обгонов , стало быть, меньше «рысканий» из ряда в ряд, м еньше самих возможностей для несогласованных действий водителей. К ороче , о бщая для всех скорость в трансп ортномпотоке — о дно из важных условий безопасногодвижения . Нивелирование скоростей создает хорошиепредпосылки для выполнения требования следующейпо - н ово ­ м усформулированной статьи — 3 7 — предписания придерживаться на улице или дороге правых рядов . Ведь какие доводыприводили водители, выбирающие левые ряды? З ачем , м ол , забираться мне вправо: там дви ­ ж ение медленнее, значит, все время надо кого - т о обгонять или поминутноИзменения в правилах движеният ормозить . Что ж , р езонныесообра ­ ж ения . П режде . Теперь — нет. Теперь влюбом ряду допустимая ско ­ рость одна и та же . К роме того, о рганам власти на ме ­ стах разрешено устанавливать ибо ­ лее высокие пределы скоростей — д о 80 км/час. И не повсеместно, раз умеется , а на отдельных улицах и участках дорогв населенных пунктах, г де есть для этого все условия. Такие режимымогут вводиться, как, в прочем , и любые особые условия, только путем установки дорожных знаков , четко информирующихводи ­ телей о начале иконце такой, назов ем ее, с коростнойдороги . Статья 37 в новой редакции еще точнее определяет положение транспортных средств на проезжей части. Если преждемы ограничивали выезд только в крайний левый ряд, то теперь вообще запрещается движениев левых рядах, к огда свободны правые. Кстати, статья 46 кладет конец спорам и разночтениям, расшифровывая понятие «свободный ряд». Как понимать эти слова? Если, сместившись после обгона в правый ряд, вы будете вынуждены сразу начинать новый обгон , м ожно считать, что так ойряд занят и, стало быть, вы име ­ ете право на движениевлевом ряду. Эта же статья дополняет и правила обгона . Отныне водном случае разр ешен выезд для обгонаивправую сторону. Случай этот — о бгон автом обиля , водитель которого подал си ­ гнал левого поворота и начал его выполнять. П режде , двигаясь за таким автомобилем , вы вынуждены были тормозитьи выжидать, пока путь впео еди освободится. Теперь присо ­ б людении , разумеется, м ерпредо ­ с торожностии без помех остальным водителям можете перестроиться в правый ряди обогнать маневрирую ­ щего, не теряя лишнеговремени . О б ­ ратите внимание на оговорку , о бя ­ з ывающую дождаться момента, когда водитель впереди вслед за сигналом начнет маневр. Ведь очень важно до конца убедиться в его намерениях и избежать таким образомвозможныхи зачастую непоправимых ошибок . Иной водитель подаст сигнал налево, а через секунду передумает. Так что по одному сигналу принимать ре ­ шение нельзя. Если вы не увереныв направлении дальнейшего движенияпереднего автомобиля, в оздержитесь от обгона.21