ДИН И САЕ«В технической характеристике иностранных двигателей указывается величина мощности с добавлением букв САЕ или ДИН. Что они обозначают?» — спрашивает мотолюбитель Л. Липскис из Риги. Во многих промышленно развитых странах действуют свои стандарты, указывающие методику определения характеристик двигателей внутреннего сгорания. Различаются они в основном комплектацией испытываемого двигателя (силового агрегата). Наибольшее распространение в Европе получил стандарт ДИН, в Америке — САЕ.В обоих стандартах в качестве единицы мощности принята лошадиная сила. по ДИН мощность указывается для двигателя, укомплектованного глушителями систем впуска и выпуска, генератором и другими приборами, отбирающими энергию двигателя. По САЕ мощностная характеристика двигателя определяется при отсутствии глушителей впуска и выпуска, воздушного фильтра и генератора (а также водяного насоса и вентилятора у автомобильного мотора). Поэтому для одного и того же двигателя мощность по САЕ больше, чем по ДИН , на 5 — 10 процентов. Образно говоря, по ДИН — мощность нетто, а по САЕ — брутто. Комплектация мотоциклетных двигателей для определения мощности по этим стандартам ясна из рисунна. Мощность двигателей. определенная по нашему стандарту, совпадает с, мощностью по ДИН . К сведению всех читателей: публикуемые «За рулем» материалы по зарубежной технике содержат характеристики, соответствующие системе ДИН; в тех случаях, когда из-за отсутствия таких, данных приводится мощность по САЕ, это оговаривается особо.сверлением точных (по первому илассу) отверстий. Но, разумеется, в порядке нонтроля, жиклеры той или иной партии выборочно тарируются. В мировой мотоциклетной промышленности применяются, в основном, две системы тарировки. В большинстве стран, и в том числе в СССР, жиклеры тарируются чистой пресной водой (температура 20 ± 1 градус), под напором постоянного столба высотой 1000±2 мм. А, например, в Англии для этой цели применяют бензин удельного веса 0,710 при высоте столба 500 мм и температуре 15 градусов. Время истечения жидкости везде равно минуте. Полученное в результате тарировки число кубических сантиметров жидкости выбивают на жиклере. Естественно, что при одном и том же диаметре отверстия числа будут разные, поскольку различны условия испытаний. Однако в ряде стран, и в частности в Чехословакии, Венгрии, ГДР, где применяется такая же система тарировки, к аку нас, на жиклерах выбиты иные числа. Здесь принята другая условная система маркировки, которая совпадает с размером диаметра калиброванного отверстия жинлера, умноженным на 100. Например,, если на жиклере стоит число 105, то значит, диаметр отверстия 1,05 мм. Система эта называется «Солекс». Приводим небольшую сравнительную таблицу. Из таблицы видно, что увеличение или уменьшение диаметра жиклера всего лишь на нескольно сотых долей миллиметра резко изменяет его пропускную способность, а следовательно, при попытке повысить его производительность рассверловкой и даже чистке надо быть очень осторожным. Нельзя изменять и форму выходного отверстия жиклера, тан как количество проходящей через него жидкости зависит не только от диаметра его калиброванного отверстия, но и от чистоты обработки, длины и формы канала. И конечно, надо применять жиклеры рекомендованной заводом производительности, если двигатель, на котором стоит данный карбюратор, не подвергался переделкам.СТРАННАЯ ЭМБЛЕМА«В прошлом я долгое время ездил на мотоцикле марки БСА. На картере его двигателя были изображены трв скрещенные винтовки. Объясните, пожалуйста, происхождение столь необычной эмблемы», — просит псковитянин С. Харлампиев. Наименование фирмы БСА расшифровывается тан: Бритиш Смолл Арме — английское пехотное вооружение. Прежде чем взяться за производство мотоциклов, этот бирмингемский завод выпускал для английской армии винтовки и карабины. Отсюда и происхождение эмблемы. Следует отметить, что лет 50 — 60 назад многие оружейные фирмы строили автомобили («Наган», «Маузер», «Штейр», «Гочкисс») или мотоциклы («Рояль-Энфильд», ФН).О ЦОКОЛЕВКЕ ТРАНЗИСТОРОВЗа последнее время в 'нашем журнале был опубликован целый ряд схем транзисторных приборов. В связи с этим многие читатели просят объяснить назначение радиаторов и рассказать о цоколевках (расположении выводов). Радиаторы применяют с целью улучшить охлаждение полупроводниковых приборов. Это пластины из хорошо проводящего тепло металла (меди, алюминия), плотно соединяемые с прибором. В радиотехнических справочниках обычно указываются размеры (площадь) радиаторов для мощных транзисторов и диодов. Цоколевки наиболее часто применяемых транзисторов и их обозначение на схемах приведены на рисунках.Диаметр отверстия, ммоминальная ропускная нособность, «3 водыМаркировка жиклеров mCO CJоОв'дugg125 135 145 160 165 ' 175 210 225 240 275о о SUЛ. Щ £ ЕВбоо 0,84 0,88 0,90 0,93 0.95 0,98 1,05 1,10 1,12 1,20 125 135 145 160 165 175 210 225 240 275и»84 88 90 93 95 98 105 ПО 112 120М ьИю 90 100 ПО П5 120 130 145 160 165 190.КАК МАРКИРУЮТСЯ ЖИКЛЕРЫМосквич В. Смирнов просит объяснить, почему почти одинаковые жикл еры карбюраторов зарубежных и отечественных мотоциклов имеют разную маркировку. Все жиклеры характеризуются пропускной способностью, иначе называемой производительностью, то есть тем количеством определенной жидности, которое при определенном давлении (напоре) способно пройти через отверстие жинлера в единицу времени. Главные жиклеры всех мотоциклетных карбюраторов с цилиндрическими или шиберными (плоскими) дроссельными золотниками имеют почти одинаковую форму отверстия, а отношение его диаметра и длине колеблется в пределах 1 : 2 — 1 : 5. Т ак вот, специальные исследования показали, что при данном соотношении устанавливается вполне определенная зависимость между диаметром отверстия и пропускной способностью, и отклонения здесь составляют лишь около 5 процентов. Закономерность эта очень важна, т ак как в условиях современного массового производства позволяет обходиться без трудоемкой тарировки жиклеров на специальных установках и ограничиться«ДРОЖАЩИЙ» ТРАМБЛЕР«Часто приходится слышать, как старые шоферы называют распределитель-прерыватель системы зажигания трамблером. — пишет ленинградец В. Ольшанский. — Объясните, пожалуйста, происхождение столь непонятного наименования». Лет шестьдесят назад, когда автомобильные двигатели были тихоходными (1200 — 1500 об/мин), в их системах зажигания вместо механического прерывателя с вращающимся кулачком применялся электромагнитный. Сделанный из пружинной стали молоточек притягивался сердечником электромагнита и размыкал нонтакты. Подача тока в обмотку электромагнита прекращалась, и молоточек, пружиня, отскакивал обратно и вновь замыкал контакты. Во время работы двигателя молоточек такого прерывателя беспрестанно вибрировал. По-английски же «мелко дрожать, трепетать» — «трембл». 'Поэтому на английских и американских машинах, которые в те годы были в России, электромагнитный прерыватель назывался «тремблером». В разговорной речи шоферов он быстро видоизменился в «трамблер».Рис. 2. Обозначение транзисторов на схемах: 1 — проводимостью р—п — р; 2проводимостью п — р—п. Обозначения те же, что на рис. 1.ЦокоР ис . 1. левка транзисторов: 1 - П6, П 8 — П11, П13 — П16, П20, П21, П25, П26, П101—Л106, П35—Л38, П39—,П42; 2—все траизисторы серии МП; 3 — П4А—П4Д; 4 — П201—П203; 5 — П210; б — база; э — эмиттер; к — коллектор.27