ST'*"На горных серпантинахПутешествие на мотоцикле по горам всегда увлекательно. С каждым новым поворотом открываются незабываемые пейзажи, а на головокружительных подъемах и спусках испытываешь истинное упоение движением. Однако искусство вождения мотоцикла по горным дорогам дается не сразу. Поэтому первый наш совет: пока не освоитесь, не приобретете некоторого опыта, не развивайте большой скорости. Иначе не миновать неприятностей. Конечно, ездить на мотоцикле по горным дорогам с асфальтированным покрытием легче, чем на автомобиле; именно в этих условиях наиболее ярко проявляются лучшие его качества — маневренность и динамичность. Но пользоваться этими преимуществами надо умело, помня, что за ошибки, допущенные здесь, водитель расплачивается гораздо более высокой ценой, чем в обычных условиях. Довольно распространенная ошибка мотоциклистов — неправильная оценка крутизны поворота. Дело в том, что в горах большая часть поворотов закрыта отвесными скалами, и это дезориентирует водителя. Несоответствие выбранной скорости или наклона машины действительному радиусу поворота приводит к тому, что мотоцикл уходит с намеченной траектории. А тут недолго и столкнуться со встречной машиной или упасть. В тех случаях, когда поворот не просматривается, следует снизить скорость до такого предела, чтобы можно было «вписаться» в самую неожиданную и Окончание публикации отрывков из готовящейся к изданию книги В. Алексеенко и Ф. Мамаева (см. «За рулем». 1970, М 7и 8).крутую дугу. Если не соблюдать этого правила и продолжать движение, полагаясь на интуицию, то можно оказаться в очень затруднительном положении. На левом закрытом повороте мотоциклист, слишком сильно наклоняющий машину в ожидании крутого виража, попадает на встречную полосу движения. Водитель, рассчитывающий на плавный вираж, стремится пройти поворот с повышенной скоростью и вылетает с асфальта на обочину (хорошо, если не за нее!). На правом закрытом повороте опаснее всего превышение скорости. В этом случае мотоцикл выносит на левую сторону проезжей части. Мешает порой нормальному движению на виражах щебенка, выброшенная с обочины на асфальт колесами автомобилей. Въезжать на щебенку с наклоном мотоцикла рискованно. Перед нею следует быстро притормозить, выровнять машину и постараться проехать без наклона, а затем уже опять положить мотоцикл в вираж. Особую осторожность надо соблюдать на левом повороте, так как при выравнивании машина приближается к краю дороги. Поэтому, принимая на повороте в соответствии с правилами крайнее правое положение, оставляйте место для возможного маневра. На горных серпантинах большое значение имеет грамотное пользование передачами, газом и тормозами. Например, при движении в гору, особенно на «закрытых» поворотах, не всегда известна точная крутизна предстоящего подъема. И если появляется необходимость включить низшую передачу, делать это надо четко и быстро. Когда дорога начинает просматриваться, постепенно прибавляйте газ, чтобы продолжать подъем с запасом мощности. На поворотах с крутым подъемом необходимо переместить центр тяжести вперед. Для этого как можно больше наклонитесь к рулю. На прямых подъемах со значительной крутизной рекомендуется даже привстать на подножках и наклониться еще больше. Когда с вами пассажир, попросите его сделать то же самое. Передачу включайте заблаговременно, с тем чтобы до конца подъема пользоваться только ручкой газа. Если же передача выбрана неправильно и двигатель «садится», надо как можно быстрее переходить на низшую. Задержка в переключении может привести к остановке. На подъеме не допускайте другой крайности: двигаясь на одной из низших передач, не увеличивайте резко подачу газа — мотоцикл может опрокинуться. Перед вершиной крутых подъемов газ следует немного сбрасывать, тогда машина пройдет перелом профиля без отрыва переднего колеса от дороги.Преодоление подъемов, особенно затяжных всегда связано с повышенной нагрузкой на двигатель. Если очень долго ехать на низших передачах, он быстро перегреется. Поэтому даже на коротких пологих участках между поворотами включайте более высокую передачу. Само собой разумеется, выбранная вами передача должна соответствовать возможностям машины. На горных дорогах, как известно, бывают не только подъемы, но и спуски. И как ни велик соблазн охладить на -спуске двигатель, отключив его от трансмиссии, пользоваться накатом здесь нельзя, это запрещено правилами. Двигатель достаточно охладится при езде под уклон на прямой передаче с «убранным» газом. Поскольку двигатель на горных дорогах постоянно соединен с ведущим колесом, на спусках он выполняет функцию тормоза. Чем ниже включенная передача, тем интенсивнее эффект торможения. Следует придерживаться такого правила: двигаться под уклон на той передаче, на которой вы поднимались бы по тому же участку дороги. Тормозя двухтактным двигателем, время от времени прибавляйте газ — стенки цилиндров и подшипники при «закрытой» ручке недостаточно смазываются. Тормозами пользуйтесь кратковременно, только в помощь двигателю, иначе они потеряют эффективность изза перегрева накладок и барабанов. Положение может ухудшить расплавившаяся смазка подшипников, которая, вытекая, попадает в барабаны. Перед поворотами, требующими значительного снижения скорости, следует применять оба тормоза, но в момент наклона мотоцикла ручной нужно отпустить; в противном случае машину будет трудно «положить» в вираж. В горах всегда будьте готовы к разъезду со встречным транспортом. Прислушивайтесь к шуму двигателей автомобилей и звуковым сигналам, которые обязаны подавать водители перед поворотами. Там, где серпантины хорошо просматриваются вдаль, опытные водители запоминают количество автомобилей и рассчитывают примерное место встречи с ними. Если предстоит разъезд с транспортом на узкой дороге, ищите «карман», где легче будет разминуться. Мотоциклисты, впервые попавшие на горные дороги, нередко переоценивают свои силы, а это порождает чувство опасной самоуверенности. Никогда не ездите на пределе возможностей. Опытный водитель даже на знакомой дороге ведет себя так, как будто он здесь впервые. За известным, казалось бы, поворотом, возможны осыпь, упавший камень, лужа масла, остановившийся на проезжей части неисправный автомобиль и другие неожиданности. Движение по горной дороге требует от водителя постоянного внимания. И хотя путешественникам всегда хочется посмотреть по сторонам, насладиться окружающей природой — позволять себе это за рулем не следует. Лучше ищите в наиболее красивых местах площадки, глушите двигатель, и тогда в тишине вы особенно остро ощутите неповторимую радость человека, попавшего в горы.26