ДИЗЕЛИ СТАНУТ ДОЛГОВЕЧНЕЕЯрославские моторостроители проявляют неустанную заботу о повышении долговечности своих дизелей. О результатах можно судить по тому, что с 1958 по 1963 год моторесурс двигателей был увеличен вдвое и доведен до 6000 моточасов. Это позволило вдвое сократить расходы на ремонт дизелей. Сейчас завод совместно с несколькими научно-исследовательскими организациями ведет комплексные работы по дальнейшему повышению моторесурса, который в ближайшие два-три года планируется довести до 8000 моточасов. В нынешнем году первые опытные образцы шести- и восьмицилиндровых дизелей повышенной долговечности были собраны и прошли стендовые испытания. После завершения всесторонних испытаний завод должен приступить к подготовке их производства.ПРИЦЕП К АВТОМОБИЛЮСпросите любого автолюбителя: для чего он купил автомобиль? Вряд ли ктонибудь ответит, чтобы, мол, не ездить на троллейбусе. Но каждый скажет, наверняка, что мечтает об автопутешествиях, о поездках всей семьей в выходные дни за город или к теплым морям в отпуск, или к заповедным местам охоты н рыбалки. А для этого автомобильный прицеп порой просто необходим. Поэтому прицепу к легковому автомобилю за непродолжительный срок бь*ло посвящено уже два заседания нашего клуба — пятьдесят первое и шестьдесят седьмое (*3а рулем», 1968, № 4 и 1969, Л» 9). Однако, вынося эту проблему на обсуждение, привлекая внимание к прицепам заводов-изготовителей и Госавтоинспекции, редакция вынуждена была предупреждать автолюбителей, что приступать к самостоятельному изготовлению их еще не следует: пока нет официальных технических требований, которым прицепы должны соответствовать, они не будут регистрироваться. Говорилось, что подготовка этих требований завершается. Теперь все вопросы решены. Технические требования разработаны и вошли в жизнь. На сегодняшнем заседании «Клуба» вас познакомят с ними работники Управления ГАИ МВД СССР В. А. ТРОФИМОВ и В. Т. НОВОСЕЛОВ. Попутно они ответят на возможные вопросы читателей и дадут несколько полезных советов.АТЛАСЫ СПРАВЛЯЮТ ЮБИЛЕЙСо школьной скамьи знаком нам географический атлас. Карты, собранные в нем, помогают познавать нашу Родину и другие страны. Но не многие знают, что первый академический атлас России был Ш издан еще 225 лет тому назад в СанктПетербурге. Вышел он, по тогдашним временам, большим тиражом. Печатался «Атлас Российский» с гравюр на меди, I форматом 52X33 см. Интересно, что 100 экземпляров его было раскрашено от руки. В атлас входило 13 карт Европейской России, шесть — Сибири и одна Генеральная карта. В нем были использованы карты, составленные первыми Ш русскими геодезистами на основе инструментальных съемок, которые провоЕС дились в течение предшествующих 30 лет. Выход атласа был огромным научным и техническим достижением. С тех пор в нашей стране было издано много атласов, особенно после Октября. В 1937 году Главное управление геодезии и картографии выпустило в свет первый том «Большого советского атласа мира». В 1947 году выходит «Атлас СССР», за ним другие издания. У нас создана мощная база для печатания атласов и карт. СС Как известно, атласы различаются по территориальному охвату, содержанию и назначению. К последней категории относится «Атлас автомобильных дорог СССР», который пользуется большой популярностью у водителей-профессионалов, любителей, мототуристов. Он издается большими тиражами, но и их недостаточно, чтобы удовлетворить всех. Идя навстречу многочисленным пожеланиям автомототуристов, «За рулем» периодически публикует карты-схемы автомобильных дорог, станций технического обслуживания, кемпингов и АЗС отдельных районов страны. По просьбам читателей приводим перечень карт, напечатан< ных вжурнал * (в скобках указаны годы и номера журналов). Ленинские места Ульяновска, Казани и Куйбышева (1968, в), Москвы и Подмосковья, Ленинграда и Ленинградской области {1968, 3 и 4). Республики Прибалтики 0967 , 5; 1970, 7). Карельская АССР (1966, 7). Европейская часть СССР (1966, < 5; 1969, 8 ) . Три кольцевых маршрута по ГО русским городам — Москве, Воронежу, Горькому, Казани, Сызрани, Волгограду и другим (1966, 6). Пять кольцевых маршрутов по центральным областям страны 11967, 4). Центральная Россия, Поволжье, Урал (1966, 4). Урал (1969, 9), Поволжье (1968, 6). Города-герои Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Волгоград (1967, 7). Два кольцевых маршрута по дорогам РСФСР, Украины, Белоруссии и Молдавии (1967, 8). Украина, Грузия, Азербайджан, Молдавия, Армения (1970, 6). Крым (1967, в). . Кавказский кольцевой маршрут (1966, 8). Казахстан (1970, 8). Алтай, юго-западная часть Сибири, восточные районы Казахстана и северная часть Киргизии (1968, 5). Западная Сибирь (1969, 3). 'Восточная Сибирь (1968, 9). Дальний Восток (1969, в). Девять маршрутов, по которым прошли участники соревнований «Дорогами подвигов и славы» (1966, Ю).ОшОбщие технические требовании на прицепы для легковых автомобилей1. Прицепы должны соответствовать настоящим техническим требованиям, а прицепы промышленного изготовления, — кроме того, утвержденным в установленном порядке чертежам и техническим условиям. 2. При изготовлении прицепов допускается использование агрегатов, узлов, механизмов, деталей и шин легковых автомобилей и мотоколясок. Узлы и агрегаты прицепов, на которые имеются государственные стандарты или отраслевые нормали, должны выполняться в соответствии с типоразмерами, конструктивными и техническими требованиями, предусмотренными указанными стандартами или нормалями. 3. Прицепы должны изготавливаться только одноосными. 4. Максимальный полный вес прицепа (с грузом) не должен превышать 60 процентов веса снаряженного тягового автомобиля. 5. Максимальный полный вес прицепа (с грузом), не имеющего тормозов, не должен превышать 30 процентов веса снаряженного тягового автомобиля. 6. Прицепы, имеющие полный вес свыше 750 кг, должны быть оборудованы рабочим и стояночным тормозами.. 7. Стояночный тормоз должен удерживать прицеп (с грузом) в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 20 процентов. Усилие на рукоятке привода стояночного тормоза не должно быть более 30 кгс'. 8. Прицепы, не имеющие стояночных тормозов, должны быть снабжены двумя противооткатными упорами («башмаками») для подкладывания под коле* Кгс. или кг-сила, приведен в соответствии с новой международной системой единиц СИ. Измеряется при помощи динамометра (р е д.).кошм € ш Ош SXш Осеса при стоянках без тягового автомобиля. 9. Величина тормозного пути автопоезда, в составе которого находится прицеп, оборудованный тормозами, не должна превышать тормооной путь одиночного тягового автомобиля более чем на 10 процентов. 10. Для обеспечения безопасности движения обязательна установка предохранительного (аварийного) троса или цепи между сцепным устройством автомобиля и дышлом прицепа; в случае аварийного отрыва от тягового автомобиля дышло прицепа не должно касаться поверхности дороги. 11. Габаритные размеры прицепов должны быть: а) длина — до 1,5 длины тягового автомобиля, но не более 8 м; б) высота — до 1,5 размера колеи прицепа, но не более 2,5 м; в) ширина может превышать ширину тягового автомобиля не более чем на 200 мм на каждую сторону, но при этом не должна быть более 2,5 м. 12. Колея прицепов должна быть не менее колеи основного тягового автомобиля. 13. Дорожный просвет прицепов должен быть не менее чем у основного тягового автомобиля. 14. Прицеп в составе автопоезда с тяговым автомобилем при движении по прямой не должен «вилять» в каждую сторону более чем на 3 процента его габаритной ширины. 15. Прицеп должен иметь тяговосцепное устройство в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 320—68 «Тягошо-сцеяное устройство шарового типа. Сцепной шар. Размеры» *. 16. Конструкция крепления шара тягово-оцепного устройства к автомобилю должна осуществляться через силовые элементы рамы или кузова и обеспечивать надежность работы при эксплуатации автопоезда. 17. Вертикальное (статическое) давление от тягоао-сцепного устройства прицепа с грузом, передаваемое на * Описание и иллюстрации будут опубликованы в журнале (р ед .).14