ДОМАШНИЕ КОНСТРУКЦИИДавным-давно привычным для нас стало слово «автолюбитель». Мы видим за ним не просто владельца автомобиля, но человека, влюбленного в свою машину, относящегося к ней прямо как к живому существу. С ней бывает связано десять—пятнадцать лет «автомобильной!» ЖИЗНИ, ПОЛНОЙ приключений, радостей и невзгод. За эти годы автомобиль не раз ремонтируется, обновляется, — словом, не остается чем-то неизменным. Генеральным конструктором, принимающим решения о всех этих переделках, как правило, является сам владелец. В зависимости от того, как развита в человеке творческая жилка, от интересов, склада ума и производственных возможностей автолюбителей можно условно разделить на три группы, резко различающиеся по численности. Одна из них — те, у кого машина, к ак правило, недавно. Она сверкает свежим лаком и хромированными деталями. Блеск вселяет в душу радость, и потому хочется, чтобы автомобиль стал еще наряднее. Они готовы увешать свой «Запорожец» или «Москвич» украшениями, как новогоднюю елку игрушками. Затейливые хромированные накладки, зеркала, декоративные кольца на колесах, противосолнечные козырьки над стеклом н россьшь фонариков, «-мигалок», катафотов. Постепенно представители этой группы становятся все серьезнее, и большинство их с годами (а следовательно, с приобретенным опытом) пополняет ряды другой категории автолюбителей, наиболее многочисленной. Эти люди преследуют лишь одну, правда, прозаическую, но абсолютно верную цель — машина всегда должна быть «на ходу». А поэтому нужно самому сделать или придумать какие-то усовершенствования, чтобы продлить жизнь автомобиля — они готовы денно и нощно сооружать разные устройства, приспособления, съемники, подогреватели, переключатели и усилители. В основном на эту группу автомобилистов рассчитан «Клуб», и как раз они являются поставщиками информация для постоянного раздела «Советы бывалых». Однако сегодня за много лет раз мы посвятим заседание «Клуба» иной категории автолюбителей. Она немногочисленна, но довольно интересна — создатели машин собственной конструкции. В гаражах и сараях годами колдуют они над свонми детищами, которые, появившись на улицах, неизменно вызывают живой интерес. Безусловно, их творчество развивается в определенных рамках. Ведь машина должна быть не опасной для окружающих, отвечать определенным техническим требованиям, которыми, кстати, ограничены как размеры «-самоделки», так и рабочий объем ее двигателя. Только в том случае, если машина соответствует утвержденным техническим требованиям, ГАИ выдаст на нее государственный номерной знак, Значительная часть самодеятельных конструкторов останавливает выбор на агрегатах мотоколяски Серпуховского завода. Конечный продукт их творчества — довольно простой, если не сказать, примитивный микролитражный автомобиль, дешевый в изготовлении, но недолговечный, с посредственными динамикой и проходимостью, подчас совершенно некомфортабельный, в общем-то непрактичный. Поэтому мы решили обратиться к «-самоделкам», резко отличающимся от собратьев оригинальностью конструктивных решений. Три машины из трех городов страны. Городов, лежащих в разных климатических поясах и различающихся к тому же техническими возможностями, которыми располагают в них автолюбители. Есть у этих машин одна общая черта — их создателей привлекла конструкция, стоящая выше уровня средней «самоделки», они стремились к нетипичным, но разумным решениям, а именно такой подход отличает зрелого конструктора. Итак — работы самодеятельных конструкторов Москвы, Бийска, Вологды,Близнецы КДШесть приземистых обтекаемых машин с кузовами типа «купе» тонули в толпе прохожих. Высказывались предположения, что это опытные образцы новых машин одного известного нашего завода. Кое-кто утверждал, что пеСпереди — четыре фары и длинный плоский «нос». Форма воздухозаборника автомобилей КД удачно гармонирует с линиями кузова. Сзади — полное впечатление быстроходной оноптивноп машины.*ред нами просто автомобили иностранных туристов. В действительности эта шестерка микролитражек-близнецов — творение не заводского, а самодеятельного коллектива. Построена с завидной профессиональностью во всем — в тщательности изготовления, качестве сборки, эстетическом совершенстве форм. Машины, носящие марку КД, созданы группой энтузиастов из секции любительского автостроения при Московском спортивно-техническом автомотоклубе ДОСААФ — Л. Дурновым, И. Дурновым, В. Елтышевым, Э. Молчановым, А. Сывороткиным, Ф. Хайдуковым. Постройка автомобилей началась семь лет назад. Группа решила сделать несколько совершенно одинаковых машин с пластмассовым кузовом на два взрослых и два детских места. Силовой агрегат, передняя и задняя подвеска, рулевое управление, колеса и шины, «не мудрствуя лукаво», взяли от «Заггорожца-965». Так дешевле и проще, если учесть, что забот хватало с кузовом, рамой и оборудованием. И крепление этих агрегатов такое же, как на серийном автомобиле, а значит, для КД просто решается проблема запчастей. Лобовое и заднее стекла, арматура кузова, стеклоподъемники и замки дверей, разумеется, использовались готовые, от выпускаемых нашей промышленностью автомобилей. Чтобы кузова получились одинаковыми, сделали модели — работа сложная и кропотливая, — по которым из полиэфирной смолы ПН-1 и стеклорогожи ТЖС-07 вылепили панели толщиной 2—2,5 мм. Из них и составили «скорлупу» машины. Ее усилили каркасом из труб 30X1 мм. Кузов из стеклопластика, пусть 'снабженный каркасом, недостаточно прочен, чтобы стать несущим элементом всей машины. Поэтому он, подобно двигателю и агрегатам шасси, крепится на плоской раме, сваренной из круглых труб размером 70X2,5 мм. Силовой агрегат, как иу «Запорожца», разместили сзади, а в передней части кузова «поселили» 35-литровый бензобак, аккумулятор, запасное колесо. Сравнивая машину КД с ЗАЗ-965, надо отметить, что у них одинаковая передняя (1140 мм) и задняя (1160 мм) колея и база (2030 мм). Длина (3725 мм) и ширина (1450 мм) КД больше, чем у запорожской микролитражки соответствено на 395 и 55 мм. В то же время автомобиль получился очень низким — всего 1170 мм (на 280 мм меньше, чем ЗАЗ-965). Однако удобство посадки водителя, а также входа и выхода из машины не пострадало. КД был задуман прежде всего как городской автомобиль. Об этом говорит его умеренный (150 мм) клиренс и малый (6 м) радиус поворота. В снаряженном состоянии он весит 500 кг (на 140 кг легче «Запорожца» старой модели) и с 23-сильным мотором ЗАЗ-965 развивает скорость 120 км/час, расходуя 6—7 л бензина на 100 км. И. ТУРЕВСКИИ, председатель секции любительского автостроения при Московском спортивно-техническом автомотоклубе ДОСААФ10