МЕТКИ НА ШЕСТЕРНЯХ«Как правильно располагаются метки по отношению к шпоночным канавкам на шестернях газораспределения мотоцикла М-72?» — спрашивает Н. Лукин из Ташкентской области. Отвечают работники Ирбитского завода. Метка на ведущей шестерне механизма газораспределения должна стоять на седьмом зубе от шпоночнойканавки , а на ведомой — во впадине после 13 зубьев ( с м . р исунок ) . У станавливают шест ернитак , чтобы метки совпадали.п ревышать 0,25 мм . Если стержень клапана изношен более чем на 0,12 мм (по диаметру) или стенки отверстия во втулк е — более чем на 0,15 мм , э ти детали следует заменить. Старую втулку удаляют со стороны седла клапана. Новую — запрессовывают посредством оправкивнагретую до 200 градусов головку цилиндра- После охл аждения отверстие во втулке развертывают до диаметра 8,00 — 8,03 мм . .масле для коробки передач и заднего моста автомобиля «Москвич-40И» и предоставляем слово главному конструктору АЗЛК А. Ф. Андронову. В качестве смазкиглавных передач сгипоидными шестернями (часть автомобилей модели «407», полностью модели «408», «412» и их модификации) следует применять специально предназначенное для этихагрегатов «масло для гипоидных передач» ГОСТ 4003-53. Низкая температура застывания (—20°) позволяет пользоваться им круглый год. Для коробок передач этот сорт масла не годится . Рекомендация егонак заменителя основного вида масла вкоробке передач в настоящее время исключена из инструкции по автомобилям АЗЛК . Мы советуем заливать IB коробни передач «москвичей» т рансмиссионное масло сприсадкой «Тап-15» |(>ПОСТ 8412 — 57). Его такжеможноприменятькруглый год.«ЗАДНИЙ ХОД» ПОНЕВОЛЕН. Вахтуров из Ульяновской сти хочет понять, почему его цикл «Восход» иногда после движется не вперед, а назад. же явление наблюдает на своем Н. Петров из Могилева. обламотопуска Такое ИЖ-ПРасположение меток на ведущей (а) и ведомой (б) шестернях.ГИЛЬЗОВАТЬ НЕЛЬЗЯ«Нельзя ли гильзовать цилиндры двигателя «Запорожца»? С таким вопросом обратился в редакцию автолюбитель В. Чечин из г. Чапаевска. Этот же вопрос волнует Ю. Свиридова из Новосибирска, москвича Б. Соломина и многих других. Отвечают специалисты Мелитопольского моторного завода. Растачивать цилиндры двигателей МеМЗ для установкивнихгильз под поршниноминального размера нельзя. Для этого не хватает запаса по толщи ­ не стенок. Но это не значит , ч то нет другого выхода, к роме полной замены цилиндров ипоршней . В этом году завод начал выпускать поршни ремонтного размера для двигателей модели МеМЗ-966 {ставятся на автомобили ЗАЗ-965Д). Д иаметрих больше номинального на 0,25 мм . На эту вел ичинуинужно расточить изношенныйцилиндр , а затем отшлифовать его зерк ало . П ри этом зазор междуюбкой порш няицилиндром должен бытьв предел ах 0,050—0,070 мм .В отличие от четырехтактного , для двухтактного двигателя с симметричной диаграммой газораспределения совершенно безразлично, в какую сторону будет вращаться его коленчатый вал. Рабочий цикл от этого не меняется, т аккак газораспределение осуществляется самим поршнем , к оторый во время движения открывает и закрывает окна цилиндра. На некоторых двигателях, чтобы коленчатый вал припуске вращался внужном направлении, к онструкторы немного смещают ось цилиндра по отношен июн оси вала, предупреждая таним образом возможность обратного вращения . •Почему же задний ход иногда все-таки появляется? Причина здесь одна — неправильный момент опережениязажига ­ ния, а условия, в ызывающие его, м огут быть различны. Вот главные. 1. Регулируя зажигание , водитель по ошибке установил слишком большое опережение. В этом случае рабочая смесь воспламеняется задолго до окончаниятактасжатия . Давление расширяющихся газов больше кинетическойэнергиикривошипно - ш атунного механизма, и он начинает движениевпротивоположном направлении. Достаточно правильно .отрегулировать зажигание — и все будет в порядке. 2. Сильно изношен и имеет большой люфт подшипниккореннойцапфы коленчатого вала, на нонце ноторой укрепленкулачок прерывателя, « л иже сама цапфа имеет радиальное биение. В обоих случаях сбивается момент зажигания , и без замены коренногоподшипника или ремонта коленчатого вала (биение на концах его цапф не должно превышать 0,05 мм) правильно установить опережение зажигания уже невозможно. 3. Д вукратноеразмыканиеконтантов прерывателя вследствие неправильного профиля рабочей поверхности его кулач ­ к а (дефект изготовления). Убедиться в этом можнотак . От прерывателя отсоед иняют вывод обмоткизажиганияи последовательно присоединяютн нему батар ейку от карманного фонаря (или акну мулятора) и контрольнуюлампочку . Затем медленно поворачивают ротор генератора на 360 градусов. Если лампочкапри этом погаснет дважды , то налицо двукратноеразмыканиеконтактов . Это явление возникает, и если кулачок установлен на цапфе сперекосом . Иногда правильной работы прерывателя при так их дефектах удается добиться уменьше ­ нием зазора между его контантами или исправлением формы кулачкапри помощ и абразивного камня , но в большинстве случаев приходится заменять кулачок , отдавать в ремонт, а то и заменять генератор. Если на мотоцикле установлен генератор постоянноготока , т о реверсивная работа двигателя вредна: нарушается пол ярность полюсов генератора, а как результат, оплавляются контакты реле обратного тока и неизбежно разряжается аккумуляторная батарея.МОТОЦИКЛЫ ЧЕМПИОНАТОВ МИРАМотолюбитель В. Овсянников из Кемерова просит сообщить, на каких марках мотоциклов выступают участники первенств мира по мотокроссу и каковы их мощность и вес. Первенство мира по мотокроссу ежегодно ра з3ы грываетсявдвухклассах : 250 и 500 см . З начительную часть участни ­ ков составляют спортсмены мотозаводов, в ыступающие на специальныхкроссовыхмашинах , к оторые намного превосходят по своим показателям спортивные мотоциклы , продаваемые клубным гонщ икам . Приведенные в таблице данные относятся кмашинам « ф ирменных гонщиков», выступающих в чемпионатах 1970 года. У всех мотоциклов , к роме БСА, двигатели двухтактные . МощРабоо* ность Марка мотоцикч ий ла и страна объем, (л. с.) при об/мин VСОа см 3 Класс 250 см 3 АЖС-И4 (Англия) «Бультако-лурсанг» (Испания) «Гривс-грифон» (Англия) «Майко-МК250» (ФРГ) «Монтеса» (Испания) «Сузуки-РХ70» (Япония) «Хускварна» (Швеция) «Чезет-980» (ЧССР) Класс 500 смз АЖС-И5 (Англия) БСА (Англия) «Бультако-бандидо» (Испания) < Гривс-грифон» . (Англия) «Майко-МК400» (ФРГ) «Сузуки-РН70» (Япония) «Хускварва» (Швеция) «Чезет-969/02-> (ЧССР) «Ява» (ЧССР) 370 494 388 380 386 367 395 392 420 нет данных 46 44 — 7500 39 — 7000 42 — 6700 38 — 6500 45 — 6500 39 — 6000 42 — 6000 4 100 4 105 44454 114 103 inn 92 105 247 27 — 6400 4 99244 246 247 247 246 245 24635 — 7800 29 — 7500 30 — 6500 34 — 7000 36 — 7000 30 — 7700 33 — 7000Ь 44454497 98 100 94 87 102 100ЗАЗОР ОГРАНИЧЕНВ. Паньков из г. Перми просит указать допустимый зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой на мотоцикле «Урал-2». Отвечают работники завода. . Боковой зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой не долженЕЩЕ РАЗ О МАСЛАХ ДЛЯ ТРАНСМИССИИДесятки писем получила редакция после публикации в .Справочной службе» заметки «Для трансмиссии «Москвича-408» (1970. № 5). Читатели нашли противоречие между рекомендациями журнала и инструкцией завода. Мы возвращаемся к вопросу о4 103 Ь 106