—НОЧЬЮ В ПУТИвзгляд чуть вправо, чтобы не утомлять зрение и отчетливее видеть окружающее. Ф Нельзя вести автомобиль вслепую. Если вы ослеплены — остановитесь. ф Если вы не собираетесь обгонять автомобиль, за которым следуете, включите ближний свет, чтобы не мешать водителю, находящемуся впереди. ф Не оставляйте машину на ночной дороге, а если это неизбежно, то на короткое время и обязательно с включенными габаритными огнями. ф Непременное условие безопасности езды ночью — внимательный уход за приборами освещения и сигнализации, их полная надежность. ф В сумерках зажигайте подфарники. Не включайте фары, это только ухудшает видимость водителям встречных автомобилей.ИЗ ВОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙф Имейте в виду, что способность видеть в темноте утрачивается с возрастом гораздо быстрее, чем острота зрения. Пожилым людям надо водить автомобиль в темное время более осторожно, а по возможности избегать ночной езды. ф Ночная езда требует особого внимания: хотя движение и менее интенсивно, в это время случается около половины всех происшествий. ф Помните, что ночью рас:тояние видимости уменьшается с повышением скорости движения еще больше, чем днем. ф Полный остановочный путь автомобиля не должен превышать расстояния видимости.ф Человек физиологически плохо приспособлен к вождению автомобиля и мотоцикла в темноте, его зрительное восприятие резко снижается. ф Ночью водитель утомляется быстрее из-за напряжения зрения и внимания; начинается резь в глазах, головная боль. Чаще берите «таймаут» для отдыха. ф Учитывайте, что ночью всем водителям труднее ориентироваться, чем днем: ведь поле зрения ограничено лучом света фар. ф В темное время перед крутыми поворотами или съездами с дороги снижайте скорость до минимума, ведь по сторонам фактически ничего не видно. ф Не ослепляйте сами, если не хотите быть ослепленным другими. Ф Не ждите, пока встречный попросит вас погасить дальний свет в фарах, своевременно переходите на ближний и снижайте при этом скорость. ф При разъездах старайтесь не смотреть на свет идущей навстречу машины. ПереводитеСтать водителем может каждый, к ак каждый в силах выучиться читать и писать. Однако человек, получивший права водителя, еще не может считаться умелым, надежным шофером. Ксть немало людей, которые успешно окончили автошколу, но так и не стали в полном смысле слова опытными водителями, теряются в острых ситуациях. Объяснить это явление пытаются с разных точек зрения, в том числе и на основе психиатрии. Вот некоторые наблюдения и довольно любопытные предположения, к которым пришли зарубежные исследователи. Профессор К. Гендель, например, старался установить связь между возрастом водителей и числом совершенных ими дорожных происшествий. По его данным, в США, ФРГ и Швейцарии подавляющая часть столкновений и аварий приходится на водителей от 18 до 25 лет. А среди них на первом месте двадцатидвухлетние. Изучая психические особенности водителей, систематически нарушавших правила движения, профессор обнаружил, что в большинстве это люди эгоистичные, легкомысленные, с трудом усваивающие не только правила вождения машины, но и нормы общественной жизни. Среди водителей, склонных к алкоголизму, свыше двух третей неоднократно наказывалось за нарушения правил движения. Они составляют четыре пятых общего числа всех привлеченных к ответственности за нарушения законов. Эти выкладки послужили профессору Генделю основанием для вывода о том. что наименее надежны за рулем не только молодые водители, но и те, чья недисциплинированность проявляется в других сферах жизни. Доктор И. Реймер из Киля, специалист по психическим болезням, проследил, также при помощи статистики, прямую связь между недисциплинированностьюМедики о природе происшествийлюдей, с одной стороны, и количеством дорожных инцидентов, с другой. Он считает, что предупреждать их о возможных последствиях неосторожной езды бесполезно: они видят в ней своеобразное «геройство», удаль. Более успешным, по его мнению, может оказаться воздействие на самолюбие этих водителей лозунгами вроде: «Только новички ездят рискованно», «Гнать машину очертя голову — это по-мальчишески», «Джентльмен ведет машину осторожно», «Настоящий мужчина за рулем думает о своей семье». Австрийский профессор К. Вагнер в течение шести лет тщательно изучил 9179 дорожных происшествий, причиной которых стали лекарства и снотворные средства. Оказалось, что они составили не так уж мало — 16 процентов от общего числа происшествий. Несчастья происходили из-за того, что лекарственные препараты понижали у водителей способность к быстрой реакции. Специалисты пришли к выводу, что врачи, выписывая успокаивающие медикаменты своим пациентам, должны знать, не являются ли они водителями, и предупреждать их в этом случае о возможных последствиях.Берлинский терапевт В. Цирнер обследовал группу престарелых водителей, среди которых были даже 90-летние. Многие из них обнаруживали некоторую потерю слуха, зрения, ограниченную подвижность и заторможенные реакции. Однако, когда врач подсчитал количество нарушений и аварий, совершенных стариками, то увидел, что они ездят гораздо безопаснее, чем молодые. По его мнению, причина в том, что пожилые люди знают о своих слабостях и потому водят машины очень осторожно, не перегружая себя. Австрийские врачи И. Пигерсторфер и А. Дибольд исследовали влияние режима питания на состояние водителей. Оказалось, что сытный обед перед ездой, а еще того более обильный ужин перед ночной дорогой значительно увеличивают опасность в пути. Пищеварение отвлекает кровь от мозга, возникает сонливость, снижается подвижность. Поэтому врачи не рекомендуют есть в дороге. К каким же общим выводам приходят медики? Они считают, что среди причин дорожных происшествий обстоятельства психического свойства составляют совсем не малую долю. Для проверки таких свойств разработано множество различных тестов и объективных способов контроля. Но и после испытаний специалисты не торопятся вынести категорический приговор: этот может водить автомобиль, а другой нет. Они говорят осторожнее: вы, видимо, будете хорошим водителем, а вы — менее уверенным. Или: вы многим рискуете, садясь за руль, а у вас неплохие шансы ездить безопасно. Главный вывод неоспорим: безопасность движения зависит не только от знания правил, но в значительной степени от самодисциплины человека, разумного режима, выдержки. По материалам зарубежной печати