II «itДрама в лагере «Ситроена»Ив Рио-де-Жанейро в Сан-Паулу ведет отличная дорога. На спидометре почти все время «150». Пользуемся случаем и наращиваем запас времени. Хочется прибыть в Уругвай на контрольный пункт пораньше, чтобы успеть лишний раз проверить машину. Путь предстоит немалый — 3329 километров, и, следовательно, неожиданности не исключены. Первое приключение ждало участников в Сан-Паулу. На одной из улиц вооруженные люди остановили автомобиль Потапчика. Один экипаж, кажется английский, сбил мальчика. Наши ребята объясняют, что они здесь ни при чем. Времени уже в обрез, но попытку продолжить движение пресекает автоматная очередь в воздух. Недоразумение разрешает паспорт с четырьмя буквами «COOP» — преследователи убеждаются, что перед ними действительно не англичане. Во многих странах Латинской Америки наши «москвичи» были первыми советскими машинами, а их экипажи — первыми советскими людьми, которых могли видеть жители тех отдаленных районов, где пролегала трасса. Вообще на всем пути мы встречали цветы, дружеские рукопожатия и самый живой интерес ко всему советскому. На рассвете 9 мая — старт седьмого скоростного участка (169 километров). Пыльная неровная дорога сыграла злую шутку с ведущим экипажем английского «форда» — машина Кларка перевернулась несколько раз через крышу и вышла из строя. Наши же «москвичи» закончили этот участок благополучно. Вечером — еще один скоростной учаОкончание. Начало — в № 9.т HI HIсток, под Итупарангой. Сильные дожди и разлившиеся реки превратили его в непроходимую грязь. Организаторам даже пришлось укоротить дистанцию на добрую сотню километров. Слепые повороты, хлипкие деревянные мостики, ночной мрак были виновниками того, что все экипажи пополнили штрафной багаж. Кончился скоростной участок, но еще не кончилась ночь, и вдобавок опустился такой туман, что даже четыре дополнительных фары оказались бессильными. Асфальт сменяется гравийной дорогой, затем пыльным проселком. За спиной у нас Порту Алегри, и 10 мая участники марафона уже на уругвайской земле. Она встретила нас отвратительным бензином, каменистыми дорогами с ямами, валунами и очередным, восьмым, скоростным участком. Этот, как его называли, «уругвайский прайм» длиной 218 километров предстояло пройти за полтора часа. Таким образом, заданная средняя скорость — 145 км/час. Лидером до этого участка был экипаж Р. Траутмана на «Ситроене», но «на хвосте» у него уже шел «Форд-эскорт» X. Микколы. Француз, пытаясь увеличить отрыв, на высокой скорости вошел в крутой поворот, не попал на узкий мостик и разбил машину. Механики нашли его плачущим. Гонщики остались невредимыми, но на починку «Ситроена» требовалось минимум семь часов, а через пять часов закрывался контрольный пункт в Монтевидео. Для команды французского завода это был тяжелый удар. На первое место вышли Миккола и Пальм на «Форде-эскорте». Однако «ситроеиовцы» Г. Веррье, П. Вансон и Клодин Траутман занимали 4, 7 и 13-е места. Наши машины без приключений прошли «прайм» и прибыли в Монтевидео. Здесь — ночевка. Джимми Гриве, «сильнейший автогонщик среди футболистов», пессимистически заявляет: «Ралли приобретает драматичный характер». И в самом деле, из 71 экипажа, принявшего старт в Рио, сюда пришло 52. 3 В нашем клаосе (от 1301 до 1600 см ) соперников тоже поубавилось — вместо 25 их стало 13, и экипаж Астафьева идет в ием на первом месте, занимая в абсолютном зачете 16-е. Потапчик — 20-е, Хольм — 22-е, Тенишев — 27-е и Лифшиц — 35-е.Навстречу АндамОдиннадцатого мая поутру берем курс на порт Колония, где грузимся на паром, и через четыре часа оказываемся уже на аргентинском берегу устья полноводной Параны. Буэнос-Айрес. Отсюда ночью идем через «пампасы» — так называется девятый скоростной участок. Мешают стада коров — десять экипажей уже вошли в тесный контакт с животными. После таких столкновений три машины оказались поврежденными настолько, что дальше двигаться не смогли. По Аргентине пролегал и десятый скоростной участок. Стояла ночь. 645 километров надо было покрыть за шесть часов. Дорога поднималась к Андам. Шел дождь, который, кажется, мы всегда привозили с собой. Здесь на сложном повороте потерпела аварию одна из наших двух машин обслуживания. Теперь экипажу второй машины достанется двойная нагрузка. Что это за нагрузка? Ведь пока ни слова не было о поломках или неисправностях наших автомобилей. Да, их практически не было. Но приходилось заменять шины и колодки тормозов, вести профилактические регулировки узлов и агрегатов, «выправлять» помятые детали кузова, да мало ли какие приходится делать работы во время коротких перерывов. Кстати, немало забот также у именитых иностранцев. Но к их услугам специальные ремонтные пункты, расставленные по трассе, десятки сервисных машин, квалифицированные механики, перебрасываемые к месту происшествия на самолетах. Одна из фирм затратила на организацию обслуживания в ходе марафона сумму, выражаемую шестизначным числом долларов. Покинув Аргентину, мы оказались на чилийской земле. Шоосе вьется у подножья Кордильер. Рядом — Ти- хий океан. Движемся к столице республики Чили Сант-Яго, которая лежит на трехкилометровой высоте. Нелегко пришлось тут всем участникам. Ряды их заметно поредели. Усталость, технические неполадки, трудная дорога сделали свое дело. Из Монтевидео ушло 52 машины, а в СантЯго прибыли только 43. Число экипажей в нашем классе сократилось с 13 до девяти. Выбыл из борьбы один из фаворитов, экипаж Б. Коуэна. «Триумф», на котором он шел, перевернулся. Гонщики с тяжелыми ранениями были отправлены в больницу. Лидером марафона по-прежнему остается пара Миккола—Пальм. На втором месте их коллеги по команде Т. Мяккинен и Ж. Стэпелер. «Футбольная звезда» Д. Гриве, который вместе с Э. Фоллом также шел на «Форде-эскорте», — на шестом месте. Лучшее место советских гонщиков (экипаж Потапчика) в абсолютном зачете — шестнадцатое, а в классе — первое.Под колесами — облакаВ Сант-Яго мы привели в порядок машины, немного отдохнули, пополнили «запас легенды». Дело в том, что по трассе марафона, опережая участников на 20 дней, все время шла машина с инженером Анатолием Жильцовым и двумя опытными раллистами таллинцем Уно Аава и львовянином Евгением Крывдиком. Проходя трассу, они составляли подробнейшую легенду с учетом всех самых последних изменений состояния дороги и частями пересылали ее нам. Очередная «порция» ждала нас на каждом длительном привале с ночевкой. Ознакомившись с ней и «обработав», мы могли уверенно стартовать. Из столицы Чили выехали в Ла-Пас после 30-часового отдыха. Позади 6 ты сяч километров. 53 машины уже выбыли из соревнований. А самое трудное еще впереди! «Чилийский прайм» это 195 километров очень плохой дороги со скрытыми ямами и ухабами. Здесь задана средняя скорость 130 км/час. Однако выдержать ее не удается никому, даже лидеру. У нас, правда, прирост штрафных очков идет не так интенсивно, и «москвичи» в своем классе продолжают задавать тон. Дальше — горные серпантины. Все круче поднимается шоссе. Оказывается высота — альтиметр показывает 4000 метров. Едем буквально над облаками. Вскоре шоосе обрывается. Тут нет иного пути, как через железнодорожный туннель, где временно приоста новлено движение поездов. Включены все фары, и мы ныряем в темное жерло. Колеса одной стороны идут по шпалам между рельсами. Вырвавшись из туннеля, вновь попадаем на аргентинскую землю. Здесь 14 мая под лучами закатного солнца берем старт в «Гран премио». Этот, двенадцатый скоростной участок назван так недаром. Он самый длинный (912 километров) и самый трудный. Ночью на нем задана средняя скорость 101 км/час, а высота 3850 метров, как подсказывает альтиметр.После финиша на стадионе «Ацтека» (справа налево): В. Широченков. К. Сочной (руководитель делегации), В. Кислых, С. Тенишев, Л. Потапчик, В. Бубнов, Э. Баженов, Г. Хольм, Ю. Лесовский, К. Гирдаускас. Фото С. Сычева (ТАСС) К утру въехали в Боливию. На родпоскольку персонал единственной осной земле как рыба в воде чувствует тавшейся машины техпомощи был себя боливийский экипаж В. Бендека. крайне утомлен. Он идет на БМВ-2002 без какого-либо Остальные четыре «москвича» благо«сервисного» сопровождения, так скаполучно прибыли в Ла-Пас, но с созать, на самообслуживании: гонщикам лидным опозданием. Основательно повсе здесь знакомо, и трудности высополнили багаж штрафных очков и когорной трассы их не страшат (этот многие другие участники. Трассу маэкипаж финишировал в Мехико на рафона покинули, кроме нашего, еще 13-м месте в абсолютном зачете). шесть экипажей. Всего до столицы Боливии добрались 39 машин. ЛидерстВосходит солнце, освещая пыльную во сохранил экипаж Микколы. Потапкаменистую дорогу, кактусы, сухие ручик занимал 14-е место, Тенишев — сла рек, ручейки. Тут нас подстерега16-е, Хольм — 18-е и Лифшиц — 36-е. ют глубокие пропасти, каменные обвалы, кислородное голодание. Конечно, в Вечером 17 мая в дождь стартуем этих местах альпинисты чувствовали из Ла-Паса, пересекаем границу и бы себя куда лучше, чем автогонщивъезжаем в «высокогорное» государстки. Но что делать. От пограничного во Перу. городка Вилазон начинается тринадцаУтром 18 мая оказываемся в древтый участок. Имя ему «Прайм болиней столице страны инков городе Кусвийского кофе». В нем 458 километко. Четырнадцатый скоростной участок ров, и покрыть их надо за пять часов. пролегает по старинной дороге инков. Трасса ныряет в русла горных рек, каНа 820 километров нам отпущено неорабкается по каменистым кручам, взбебычно много времени — 12 часов, но гает на горы, окутанные облаками. от этого не легче. Едем по граниту, Здесь ошибок не должно быть, кажрядом — пропасти, вверх-вниз, впрадая мелочь имеет значение. во-влево — машина «тянет» только на первой или второй передачах: В «Москвиче» № 21 Астафьев сменясложный характер дороги и разреженет за рулем Сафонова. Мимо прононый воздух на четырехкилометровой сится автомобиль, поднимая облако высоте дают себя знать. пыли. Внимание Астафьева отвлечено, он не застегивает замки ремней безоДа, нелегким ч выдался этот участок. пасности. А дороги — поворот-в-повоНо к трудностям пути теперь стали рот. И вдруг за простым правым — добавляться и иные. Знаменитый польочень крутой левый. Скорость — «под ский гонщик Собеслав Засада сокрусотню», и края левой стороны дороги шенно качал головой: «Все мы очень в пыльной завесе не видно. Лучи фар устали, но эта усталость не идет ни в чертят на скалах беспорядочный узор. какое сравнение с усталостью наших Машина делает четырехкратное сальавтомобилей. Теперь даже незначительто, падая с 9-метровой высоты. Автоная поломка или неисправность момобиль и пристегнутые ремнями Сажет оказаться роковой для любого фонов и Гаркуша — целы. Астафьев экипажа». же, выпавший в раскрывшуюся от удаНикто не мог пройти по дороге инра дверь, получил серьезную травму. ков без штрафных очков. Даже лидер Экипажи Хольма и сервисного «Москсоревнований Миккола заработал на вича» отвезли пострадавшего в больней 81 минуту опоздания, а занимавницу. Общими усилиями вытащили ший второе место Аалтонен — 91. Немашину. Она оказалась вполне испудача подстерегала тут и шедший на равной, хотя и изрядно помятой. Од«Ситроене» французский экипаж нако в соответствии с правилами маВеррье. Его авария вывела команду рафона экипаж в неполном составе завода «Ситроен» из борьбы за командисключается из соревнований. Сафонов ный приз. и Гаркуша все же отправились вместе Мы с Лифшицем на этом нелегком с основной массой гонщиков, но уже в участке, как и многие другие экипажи, роли бригады обслуживания. Их услутоже сильно опаздывали и прибыли на ги оказались очень своевременными, контрольный пункт в Лиму после его7