О финалах спартакиады рассказывают чемпионы, судьи, корреспондентытельного этапа. На ней много поворотов разных радиусов и довольно длинных прямых. Протяженность кольца — 6000 м, количество кругов от шести (для юношей) до 19 (для класса 3 350 см ). Успеха ни этой трассе могут добиться лишь «универсальные» гонщики на «универсальных» машинах. Именно такое сочетание достоинств характерно для победителей чемпионата. Э. Киопе, Э. Борисенко, Б. Юдин, К. Ошиньш, Ю. Рандла и другие занимали первые и, реже, вторые места в своей группе на каждом этапе. А вот «узким специалистам», получавшим призы на специфических трассах первого и третьего этапов, — например, И. Нестерову, Э. Тауниньшу, В. Калниньшу с А. Прикяе, не удалось встать на пьедестал почета спартакиады. Выступление самых юных участников убеждает, что в недалеком будущем они смогут на равных соревноваться с мастерами. Уже сегодня средняя скорость, показанная Я. Вилциныпем в Таллине, составила 83,86 км/час — всего на 7 км/час меньше скорости победителя в группе гоночных мотоциклов класса 50 см 3 , выступавшего на более совершенной машине. С сожалением приходится отметить, что в классе 50 см 3 пришлось организовать смешанную, «гоночно-спортивную» группу. Из десяти участников пятеро представляли завод «Саркана Звайгзне». Они ехали на своих гоночных мотоциклах. Такую же машину имел только Э. Борисенко (РСФСР). Естественно, что они распределили между собой первые шесть мест. Почему же так мало было спортивных машин? Рижский и Львовский заводы остаются в долгу перед спортсменами. В группе женщин борьбу за первенство вели неувядаемая Эрика Киопе и Раиса Ряжская. После двух этапов обе имели по 27 очков. Перед последней гонкой в активе Раисы было 39 очков, а Эрику, неудачно выступавшую в Вильянди, опередила Зитрида Русиня, набравшая 29 очков. Однако в Таллине Эрика, блеснув мастерством, опередила своих соперниц и вновь стала победительницей соревнований. Неоднократные чемпионы страны Б. Юдин и К. Ошиньш, выступавшие соответственно в классах 175 см 3иИ ТЕХНЙ И МАСТШоесейно-кольцевые гонки недаром считаются классическим видом мотоспорта. В них проявляется одно из основных качеств мотоцикла — скорость. А она, в свою очередь, требует от гонщика смелости, хладнокровия и умения. И вполне закономерно включение этих соревнований в программу спартакиады, хотя они и не являются массовыми в общепринятом значении этого слова. Гонки проводились на четырех различных по характеру трассах Риги, Вильянди и Таллина, позволявших достаточно полно оценить и подготовку машин и мастерство спортсменов. В них были представлены мотоциклы пяти классов: 50 см 3 , 125 см 3 , 175 см 3 , 3 3 350 см и 650 см , причем в двух из них (125 и 350 см 3 ) — гоночные («А») и спортивные («Б»). Согласно Положению в зачет шли результаты трех лучших этапов. Первые два этапа проходили на трассе «Бикерниеки» в Риге. Гонщики начали соревнование на участке протяженностью 3580 м, включающем лишь один прямой отрезок, у места стартафиниша. Не случайно называют его • Кольцом мастерства». Здесь от спортсмена требуется искусство проходить беспрестанно меняющиеся повороты, преодолевать подъемы и спуски, правильно выбирать скорость, безошибочно и мгновенно включать нужные передачи. Машинам же нужны двигатели с хорошей приемистостью, надежные, эффективно работающие тормоза и жесткая рама с подвесками, способ ными обеспечить устойчивость при резко меняющихся направлениях движения. Поскольку на этой трассе мощность двигателя редко используется полностью, особое значение приобретает коробка передач: чем больше в ней ступеней, тем ближе их передаточные отношения, а стало быть, и меньше время разгона. Для второго этапа было выбрано «Большое кольцо». Эта трасса включает значительную часть «Кольца мастерства», к которому добавлены несколько относительно прямых участков, в результате чего общая протяженность составляет 5495 м. В зависимости от класса машин спортсменам предстояло пройти от 20 до 28 кругов на первом этапе и от 11 до 21 круга на втором. Кольцевая трасса протяженностью 4570 мв г. Вильянди (Эстонская ССР), где проводился третий этап, относится к типу скоростных. На ней всего три крутых поворота, поэтому гонщики имеют возможность проходить большую часть дистанции «на пределе». Здесь главную роль играют скоростные качества машины. И наконец, знаменитая трасса «Пирита» в Таллине — место заключи— .Кольцо мастерстЬо" — .Большое кольцо"Слева направо: Трасса «Бикерниеки» (Рига) — первый и второй этапы. Трасса «Вана — Выйду» (Вильянди) — третий этап. Трасса «Пирита» (Таллин) — четвертый этап. 125 см «Б», почти не оставляли соп ерникамнадежд на золотые медали. С завидным однообразием они лидировали вкаждом заезде иуже после трех первых этапов стали недосягаемы . И х3примеру следовали Ю. Р андла (350 см «Б») и В. Х ельмс К. Неухауеом 3 (350 смсколяской ) , т акжеставшиепобедителямиуже после трех этапов. Особое удивление вызывал экипаж В. Хельм — К. Н еухаус . Он так быстро идалеко уходил от преследователей, что некоторые представители команд заподозрили спортсменов в применении запрещенных Правилами специальных присадок, у величивающих мощность двигателя . По настоянию одного изнихХельм согласился, чтобы его машину заправили сами сомневающиеся. И надо было видеть радостного гонщика , п ервымс большим отрывом закончившего заезд, и смущенного представителя, непонимающе пожимавшего плечами : «Мы выжали из наших «чезетов», к ажется , все». Что же сделали триумфаторы ? Н атакой вопрос спортсм ены обычно отвечают улыбкой . И это понятно. Тем, кто приезжает на чемпионат, известны «секреты» доводки двигателей. Все решает здесь, к ак это сделать. К. Ошиньш, А. Олейников и многие другие спортсмены с «золотыми руками » могут все рассказатьи пок азать . А попробуйте-ка повторить. Но хорошо соревноватьсяс теми, кто также , к ак ты, собственными силами совершенствует мотор ииспытывает его на дороге. А если твой соперник едет на машине , с пециально подготовленной заводом? Н аднейтрудился колл ектив . Ее детали изготовлены в цехах, а агрегаты испытаны на стендах лабораторий . Твоя жемашина первое серьезное испытание проходит здесь, на официальных тренировках перед гонками . И, конечно, она преподносит сюрпризы, последствия которыхнадоустранитьза два-три дня , о ставшиеся до старта . Здорово, если получится, а если нет? Обидно, конечно. Ведь мотор можнобыло довести, будь только стенд. Вероятно, т акдумали многие участники, когда встретились на трассе стремяновенькимимотоциклами «Стрела» (М63С) Ирбитского завода. Несколько машин под такимже названием, п равда , были проданы некоторым клубам раньше и теперь должны были конкурироватьсними . Но этого не получилось. Н акаждом этапе повторялась примерно одна и та же картина . Три оранжевых мотоцикла, ведомые ирбитскими гонщиками, выстраивались гуськом илидировалис первого до последнего круга . Их двигатели были заметно мощнее других. В результате лишь из-за поврежденияшины на двух этапахопытный ирбитчани-н А. Сибирцев пропустил на третье место экип аж Э. А узиньш — Я . Авотиньш на М63С. Ч емпионы страны 1968 года В. Кал южныйи К. Смирнов из Ленинграда вновь выступали на мотоцикле собственной конструкции . Теперь он снабж ен двигателем с четы рехклапаннымиголовкамииэлектронными системами впрыскаизажигания . Но, к сожалению, мотор еще не доведен, и поэтому, к аквыразилсяВладимирКалюж ­ ный, «мотоцикл не едет». Ц елые дни, а иногда и ночи колдовалидрузьянадмашиной , но выше пятого места им 2 «За рулем» № 123п одняться не удалось. Однако они не унывают и готовятся дать бой ирбитч анамвбудущем году. 3 В классе 650 смстартовали на двух своих машинахигонщики киевского завода. Но что это было за выступление. Ни на одном из четырех этапов не пришлось увидеть ихзафинишной чертой. Л ишьв последней гонке одному экипажу удалось получить зачетные очки , х отяи он не прошел два последних круга. Видимо, и зменилось отношение ккольцевымгонкам на Киевском заводе, еще недавно радовавшем любителей мотоспорта хорошимимашинами . Не пристало одному из ведущих наших предприятий, п родукция которого широко известна, т ак отставать от своего ирбитского собрата. Мы радуемся поя влению на «кольце» представителей каждого «нового» мотоциклетного завода. Оно способствует развитию мотоспорта и, безусловно, поднимает авторитет заводской марки . Н адеемся , что семью известныхуже на «кольце» заводов «Саркана Звайгзне», Минского, Ирбитского и Киевского пополнят ИжевскийиКовровский . Ведь было же время, к огдаижевцы носили титул чемпионов в шоссейных гонках .на предельных оборотах двигателей и, конечно, мастерство смельчаков , прол етающихмимотак быстро, что едва успеваешь рассмотреть номер, и ли бер ущих поворот, почти распластавшись на асфальте, — все это создавало приподнятую атмосферу праздника , дос тавляязрителям огромное удовольствие. Побывав на этих соревнованиях ипережив перипетии борьбы, особенно сожалеешь , что география шоссейнок ольцевых гонок ограничена нескольк ими городами, р асполагающими трассами. В заключение несколько слов об орг анизации соревнований. С сожалени ­ ем приходится констатировать, что от года к году заметно ухудшается отношение устроителей кразмещениюи питанию участников, обеспечению их технической помощьюи отправке. Ч то , и зменилисьвозможности ? Нет, и пример тому первенство «Калева». Поубавилось зрителей на гонках изза недостаточной рекламы . Хотя афиши ииздаются , но увидеть их на улицах можно не часто. Б ольше , очевидно, надо привлекатьк этому делу радио и телевидение. К аждый новый зритель, п ришедший на трассу, будет благодарен за своевременное приглашение. Б. С ИНЕЛЬНИКОВ , спецкор «За рулем» Рига — Вильянди — Таллин Результаты соревнований Командный зачет среди республик: 1. Латвийская ССР. 2. Эстонская ССР, 3. Москва: среди команд ДСО и ведомств: 1. «Калев» (Эстонская ССР), 2. «Даугава» (Латвийская ССР). 3. Вооруженные Силы: среди команд автомотоклубов: 1. СТК ДОСААФ Латвийской ССР. 2. АМН «Калев» Эстонской ССР, 3. АМН «Трудовые резервы» Эстонской ССР. Личный зачет. 5 0см3 , ю ноши : 1. Я. Вилциньш (Латвийская ССР), 2. Ю. Преображенский. 3. А. Раясалу (оба — Эстонская ССР)- м ужчины : 1. Э. Борисенко (РСФСР), 2. А. Смертьев, 3. Р. Кребс 3 (оба — Латвийская ССР); 125 см <-Б». ж енщины : 1. Э. Киопе (Латвийская ССР). 2. Р. Ряжская (РСФСР). 3. 3. Русння (Латвийская ССР): м vжчин ы: 1. К. Ошиньш (Латвийская ССР): 2. А. Олейников (Москва); 3. Г. Штейнбург (Латвийская ССР); 1 25см3 «А»: 1. Б. Юдин (Москва), 2. А. Калам (Эстонская ССР), 3. Э. Борисенко (РСФСР); 175 см3 : 1. Б. Юдин (Москва): 2. П. Томсон (Эстонская ССР): 3. Э. Силиньш (Латвийская ССР): 3 50см3 «А»: 1. Л. Тээсалу (Эстонская ССР). 2. Ю Рандла (Эстонская ССР). 3. Б. Иванов (Москва): 3 50см3 '<Б->: 1. Ю. Рандла. 2. Л. Тээсалу (оба — Эстонская ССР). 3. У. Лалло (Латвийская ССР); 3 50см3с коляской: 1. В. Хельм — К. Неухаус. (Эстонская ССР). 2 А. Раутешоельд — Д. Портнягнн (РСФСР) 3. А Канут — П. Кипр (Эстонская ССР): 6 50см3с коляской: 1 В. Телегин — П Сое новских, 2. В Нонгородов — В. Бархатов (оба — РСФСР). 3. Э. Аузиньш — Я. Авотиньш (Латвийская ССР).Победитель в классе 350 см 3 (спортивные) Ю. Рандла.З ахватывающее соревнование вихрем несущихсямашин привлекло тысячи зрителей. М альчишки , отцы ссемьями , с тарикичасамистоялии сидели у огр аждающих дорогу канатов, аккуратно отмечаяв своих программахи блокнотах номера гонщиков, круг за кругом проходящих дистанцию. Взволнов анный голос комментатораиз расставл енных повсюду репродукторол, волнами накатывающийся звук работающихКОРОТКО О ЧЕМПИОНАХР. СИЛЬД и Т. МЯНДВЕ (Эстонская ССР). Этот экипажуже второй год подряд выигрывает звание чемпионов страны по ралли. Четвертую золотую медаль завоевал Г. ЗАРГАРЯН (Армянская ССР). Две последние победы он одержал вместе с А. АРУТУНЯНОМ — в спартаниадных сезонах 1967 и 1970 годов. А вот для Э. СИНГУРИНДИ и В. КОВТУНА (Ленинград) это первые золотые награды. А. КУРОЧКИН (РСФСР), В. КОРОТКОВ и Г. КРАЮХИН (оба — Москва). За последние три года эти спортсмены не раз поднимались на высшую ступень пьедестала почета. По две золотые медали завоевали Курочкини Короткое итри — К раюхин . Москвичи, кроме того, т рижды становились серебряными призерами чемпионатов страны по автокроссу. Э. РАМОНАС (Литовская ССР), Ю. ВАРАВИН и Ю. ЕГОРОВ (оба — РСФСР). Пути к победе у всех троих очень схожи . У же не первый год выступают они на трассах мотомногоборья, но еще никогда не становились чемпионами страны, у каждого из них до этого было по одной серебряной награде. Б. ЮДИН (Москва), Э. БОРИСЕНКО (РСФСР), К. О ШИНЬШ (Латвийская ССР), Ю. Рандла (Эстонская ССР). Стали уже традиционными победы этих мотоциклистов во всесоюзных шоссейно-кольцевых соревнованиях. Рандла ныне отпраздновал свой второй успех в чемпионатах страны , Борисенко — четвертый, Юдин — шестой, а Ошиньш — девятый.9