Завершался 1944 год. К аждый день вжизни коллектива Московского автозавода был напряженным до предела. Участки, цехи упорно наращивали выпуск прод укции . Л юди трудились с подлинным героизмом, отдавая все силы на борьбу с врагом. В ноябре страна отмечала 20-летие советского автомобилестроения. Окончание года для автозаводцев совпало исдругим событием. Родина высоко оценила их трудовой подвиг. За успешное выполнение задания правительства по выпуску автомобилей и других заказов для фронта завод был наг ражден орденом Трудового Красного Знамени. Его прикрепилик заводскому знамени рядом с орденом Ленина , которым были отмечены заслуги автомобилестроителей летом 1942 года в связи с образцовым выполнением заданий по вып уску оборонной продунции... Орден Трудового Красного Знамени сегодня юбиляр. 28 декабря этого года ему исполняется 50 лет. Он был учрежден в 1920 году VIII Всероссийским съездом Советов, на котором Владимир Ильич Ленин выдвинул программу электр ификации страны кан основу развития социалистической промышленности, сельского хозяйства, т ранспорта . Первоначально статут ордена распространялся лишь на РоссийскуюФедерацию . В сентябре 1928 года постановлением ЦИК и СНК был учрежден орден Трудового Красного Знамени СССР. В его стат уте указывалось, что это награда за исключительные заслуги перед Союзом ССР в области производства, научно-исследовательской, к ультурной деятельности, за заслуги по повышению обороноспособности Советского государства.СОВЕРШЕН СТВУЕТСЯА втобусыгораздорежеменяют «наряд», ч емлегковые автомобили. Если гово ­ рить об отечественных машинах, то а их оформленииможно отметить четыре сво ­ его рода этапа. Первый — капотная компоновка , в ысокорасположенныйкузов , у г ­ ловатые формы (автобус на шасси АМО - Ф - 1 5 , ЗИС-8). Второй — та же капотная компоновка , н ижерасположенныйкузов , относительно обтекаемыеформы (ЗИС-16). Третий — вагонная компоновка , с кругленныеформы — послевоенные модели ЗИС-154, ЗИС-155, З ИЛ (ЛиАЗ)-158, ЛАЗ-695 иегомодификации . Н аконец , н ынеш ­ ние автобусы, х арактерным представителем которыхслужит ЛиАЗ-677, отличаются при той же вагонной компоновкепростымипрямымиповерхностями , ч еткимиграня ­ ми, почти плоскимикрышамиивысокимибоковымиокнами . Все эти элементы фор ­ м ы соответствуют современным эстетическим представлениям. О нипрогрессивнытакжевпроизводствеи эксплуатации. Плоские панели менеетрудоемкив 'изготовлении исборке , п риремонтеиобслуживании автобусов. Две основныемодели автобусов Львовского завода — г ородской 57-местный ЛАЗ-695 и туристский 42-местный ЛАЗ-697 — выпускались более десяти лет. С начала производства их архитектура не изменилась. П оэтомумашины выглядели теперь ужестаромодно , м орально устарели и нуждались вкоренной переработке, Надо было улучшить такжетормозные качества ЛАЗов , ввести ряд более мелких. н онеобходимых усовершенствований, подсказанных эксплуатацией. Задача помодернизации этих автобусов осложнялась тем , что для изготовления основных деталей кузова, о пределяющих облик машины , используется многокруп ­ ных штампов. Их производствои отладка требуют значительных трудовых иденеж ­ ных затрат. Поэтому было решено провести модернизациюв две очереди . Сначала — изменить заднюю часть кузова , к рышуиодновременно усовершенствовать некоторые агрегаты, а потом — р еконструироватьпереднюю часть. Это решение , р азумноес точки зренияэкономикиисроковмодернизации , п о ­ ставило передхудожникамииконструкторами Головного союзногоконструктор ­ с когобюро (ГСКБ) по автобусам весьма сложную задачу. Ведь измененныеформы хвостовой части, б оковиникрыши , с однойстороны , д олжны были гармонировать со старой передней частью. С другойстороны , на фоне этих деталей новоеоформ ­ ление «передка» не имело права выглядеть чужероднымэлементом . Так появились промежуточныемоделиЛАЗ - 6 95МиЛАЗ - 6 97М . Г ромоздкогозаборника воздуха на крыше теперь не стало, а задняя стенка кузова остеклена так же , к акпередняя . К рыша стала плоской . Это позволило поднять верхнююкромку боковых окон на 150 мм и, следовательно, улучшить обзорность для стоящих пассажиров, а также избавиться от остекления скатов крыши . На стыке боковинкузоваиплоскойкрыши образовалась грань, характерная для архитект урногооформлениясовременного автобуса. О бивкаи отделка салона также находятся на уровне требований сегодняшнегодня . Пока мыговорилиокузове , о тех изменениях, к оторые сразу видны. А что «внутри» машины? На новых ЛАЗах сейчас устанавливают унифицированные задние мосты «Раба»Ордену Трудового Красного Знамени 50 летПервыми кавалерами трудового ордена стали лучшие из лучших — у дарники пятилеток, в том числе рабочие, инженеры, к онструкторыМосковскогои Горьковсного автомобильных заводов. В послевоенные годы нашей автомобильной промышленностью были созданы и освоены новые типыи модели грузовых , легк овых автомобилей, автобусов. Заводы добились значи- »льного увеличения производства, у лучшенияэксплуатационных качеств автомобилей. За успешное выполнение заданий семилетнего плана орденом Трудового Красного Знамени были награжденыМосковский автомоб ильный завод имени Ленинского Комсомола (тогда МЗМА), Белорусский, У ральский , У льяновский автомобильные заводы. Этим орденом отмечен Запорожс кий завод «Коммунар» — одно из стар ейшихмашиностроительных предприятий страны — и Кременчугский автомоб ильный завод. Сотни передовых труже ­ н иков автомобильных и мотоциклетных предприятий удостоены наград Родины. В 1967 году, когда страна праздновала 50-летие Советской власти, за высокие производственные показатели, сверхплан овую перевозку народнохозяйственных грузов ордена Трудового Красного Знамени удостоены два крупнейшихв стране объединения автотранспорта «Главмосавтотранс» и «Ленгоравтотранс», а такж е Киевская автонолонна 2240. Около двухтысяч водителей идругих работников автотранспорта носят на груди серебряный знак , на лицевой стороне кот орогоизображены красное знамя и герб Советского Союза. Пафосом созидательного труда наполнены сегодняшние будни страны . Советс кие люди готовятся к встрече XXIV съезда. Высокая награда вдохновляет, зовет к новым победам в строительстве коммунизма. НАПОРОГЕПЯТИЛЕТКИГ орьковский автомобильный завод, наращивая выпускгрузовыхилегковых автомобилей, в то же время постоянно работает над новыми конструкциями. Здесь широко развернуты исследования, проектирование и доводка моделей ближ айшего будущего и их агрегатов. Испытываются опытные образцы перс пективного V-образного шестицилиндрового двигателя гАЗ-24-14 счугунным блоком. Его предполагается устанавливать на легковых автомобилях «Волга». При 3 рабочем объеме 3000 см этот двигатель в зависимости от степени сжатия (от 8,5 до 10,0) сможет развивать мощность от 125 до 150 л. с. Завод продолжает работы над новым легковым автомобилем ГАЗ-14, к оторый должен сменить « Ч айку » , над трехосным грузовиком ГАЗ-33 на базе машины ГАЗ-66 и модификацией новой «Волги» с грузо - п ассажирским кузовом типа «универсал».« з олотой КОЛОС УРОЖАЯ»с планетарными редукторамив ступицах колес. Эти узлы поставляются из Венгерс койНародной Республики по программе СЭВ. Площадь тормозных накладок у этих мостов значительно больше, ч ем на прежних моделях ЛАЗов , что, к онечно , о т ­ разилось на тормозных качествах машины . Большая работа проведена заводом по улучшению эффективности тормозных механизмовиускорению их срабатывания. Очень важное новшество — раздельный привод передних и задних тормозов , о беспечивающийторможение автобуса дажеприобрывеодного из трубопроводовпневмосистемы . Новые боковые указатели поворота-, габаритные фонари, вдвое увеличенная ин ­ тенсивность обдува ветрового стекла, и змененныйщитокприборов — все это наря ­ д усулучшеннымитормозами повышает безопасность машиныи ставит ее по этом у показателю вряд лучших современныхобразцов . Немало сделано и для того, чтобы новая машина была более комфортабель ­ ной. Стали удобнее сиденья. Четыре потолочных вентилятора в полтора раза увеличили приток свежего воздуха в салон. Улучшена и естественная вентиляция —- в задней части боковыхокон устроены поворотныефорточки . Важность этих измене ­ ний трудно переоценить, о собенно летом вюжнойиумеренной зонах. Повышена эффективность системы отопления. Н амного лучше стала шумо - и теплоизоляция мо ­ тоотсека от салона. К ороче — наши новые автобусы по комфортабельности близки к легковому автомобилю. И наконец, усовершенствования, п овышающие долговечность и уменьшающие трудоемкостьобслуживания . Это алюминиевые пол, п одножкиистворкидверей , д вухременныипривод вентилятора системы охлаждения , п одвеска глушителя на эластичных резиновых подушках, штепсельный разъемпроводов на щитке мотоот ­ сека, ж алюзивегодверке . У лучшено уплотнение цилиндров пневмосистемыдверей . В этомгодуЛьвовский автобусный заводперешел на выпуск модернизирован ­ ных машинЛАЗ - 6 95МиЛАЗ - 6 97М . Первая из них предназначена для пригородногосообщенияи рассчитана на 55 пассажиров. Вторая — туристская, вмещает 33 человека. О бемоделиснабжены 150-силыным восьмициликдровым двигателем, р азме ­ щ еннымв задней части кузова. На очередивторой этап реконструкции . В скоромвремени изменится передняя часть автобуса, будут принципиально переработаныконструкции пассажирских иво ­ дительской дверей . В результате это будутпрактически новые модели , являющиеся современнымразвитиемконструкции ЛАЗ-695Е и 697Е. От «ветеранов» у их младших братьев остались номерамоделей , но сиными индексами — соответственно «695Н» и «697Н». П роизводство их намечено начать вбудущемгоду . На базе этого семейства ГСКБ разработало удлиненнуюмодификацию туристс когомеждугородного автобуса повышенной вместимости — ЛАЗ-699Н. М ашина сейчас проходит испытания. К. АТОЯН, главный инженер ГСКБ по автобусам Большим спортивным праздником отметили трудящиеся колхоза имени 50-летия КоммунистическойпартииУкраиныокончание уборочной страды. Одним изглавных событий этого праздника стал мотокросс на приз «Золотой колос урож ая » . В гости кколхозникам приехали спортсмены из 17 городов — Ворошиловграда, Тореза, Краснодона, Рубежного и других. Соревнования вызвали большой интерес. Впервые труженикам колхоза представилась возможность наблюдать выступление известных гонщиков Украины — почетного мастера спорта В. Кепс кого , мастеров спорта А. Воронина, А. Радченко. В командном зачете победу одержали мотоциклисты автобазы треста «Ворошиловградсельстрой». В отдельных классах первенствовали А. Воронин (175 см3 ) и В. Баченко (500 см з).г. ЛьвовВот такие необычные призы получили победители в классе 500 см3 (слева направо) В. Козлов. В. Баченко и В. Кепский. По окончании соревнований заместитель председателя колхоза А. Рябов поздравил победителей и вручил им дипломыи ценные подарки . В. РУДОМЫЗОВ, главный судья соревнований Ворошиловградсчая областьСлева направо: ЛАЗ-695М — первый этап модернизации. По-новому решена задняя часть кузова, увеличена высота окон, устранен заборник воздуха. ЛАЗ-695Н — второй этап модернизации. Лобовое стекло стало больше, появились прямоугольные фары, изменилась конструкция дверей. Один из опытных образцов междугородного 42-местного ЛАЗ-699Н, унифицированного с ЛАЗ-695Н. Фото Б. Криштула (АПН)