t\Hem, он не в запасеч/Худенький, невысокого роста паренек в смущении стоял у доски. Преподаватель еще раз глянул в журнал, сделал какую-то пометку, вздохнул: — Садитесь, курсант Захаров, — сказал он, — к уроку вы опять не готовы.—И, выдержав паузу, добавил: — После занятий зайдите в ленинскую комнату. Поговорим. Преподаватель посмотрел на притихший класс и встретился с ожидающими взглядами. Впрочем, один парень глядел почему-то в окно, сидящие за задними столами перешептывались. «Две недели, конечно, срок не велик. Ни я их толком еще не знаю, ни они меня. А времени тебе, товарищ Седельников, на всякие раскачки не отпущено. Нет его, времени, и все». Преподаватель взял указку и подошел к доске. — Продолжаем урок... К вечеру жизнь в автомотоклубе затихает, и лишь в гараже у мотоциклистов долго еще светятся окна, ребята готовят машины к соревнованию. Седельников уже полчаса беседовал с Захаровым в ленинской комнате, расспрашивал его об учебе в школе, о работе, рассказывал о своей службе. Постепенно выяснилось, что тихий и скромный Захаров парень не без характера. Ездить ему из дома далековато, но ни одного опоздания, ни одногопропуска. Есть, значит, самолюбие. Однако почему он все время в отстающих? Другие успели освоиться, к предмету у каждого живой интерес, а Захаров все свое твердит: «Тяжело мне, в схемах не разбираюсь, чертежей ни разу в руках не держал». Ему ив самом деле трудно: с техникой никогда не сталкивался, терминологию усваивает плохо. Отсюда и охота к учебе пропала. — Не буду учиться, Александр Григорьевич, — стоял на своем Захаров. — Пусть меня отчисляют, вам же хлопот меньше. Седельников встал, прошелся по комнате. Подобные разговоры ему приходилось слышать. За шесть лет преподавательской работы перед ним прошли сотни ребят с разными судьбами и характерами, веселые и флегматичные, способные и просто трудолюбивые. Одни входили в незнакомый коллектив свободно, дисциплина и распорядок дня в автомотоклубе для них не были в тягость. Но встречались и такие, кто, испытав, может быть, первую серьезную проверку в жизни, робел, терял веру в себя. А впереди ведь предстояла служба в армии, ответственная, требующая мужества и немалого напряжения сил и воли. — Так, так, — сказал преподаватель. — Решил в кусты, Захаров, чтоб без хлопот, значит. Да? А дальше как жить? Курсант молчал. «Поддержать надо его, — подумал Седельников, — ободрить, а главное помочь». — Не расстраивайтесь, Захаров. И не вздумайте бросить учебу в клубе. Возьмите себя в руки, не бойтесь. Все будет хорошо, специальность получите, вот увидите. Возвращаясь в тот вечер домой, Седельников перебрал в памяти фамилии курсантов, которых успел узнать поближе. Вот комсорг Куликов, способный, энергичный парень. К таким, как правило, тянутся остальные. Именно Куликов и другие сильные ребята должны стать опорой преподавателю, помочь подтянуть отстающих. По своему опыту он знал, что, сколотив такую опору, куда быстрее достигнет желаемого. Актив станет живым примером взаимовыручки, товарищества, наконец, это связующее, цементирующее звено в коллективе группы. На следующий день Седельников собрал на короткое совещание тех курсантов, кто, по его мнению, мог бы выступить в роли помощника. При этом он подчеркнул, что дел много, дополнительные занятия придется проводить по вечерам, а значит, сократится личное время, и чтобы после не было жалоб и недовольства. — Каково мнение товарищей? — поинтересовался Седельников. За всех ответил комсорг Куликов: — Мнение, считаю, может быть одно. Раз надо — значит надо. Вскоре Седельников с удовлетворением отметил, что на дополнительные занятия приходят не только отстающие. Нашлись и просто желающие закрепить пройденный материал. А как поднялся авторитет его помощников-комсомольцев! И настал день, когда Куликов сказал преподавателю: — Александр Григорьевич, спросите Захарова. В буднях непременно отыщутся какие-то особые, чем-то выделяющиесядни. Тот день Седельникову памятен и сейчас. Курсант Захаров на все вопросы отвечал уверенно, пропала робость, не было ее больше. А когда тебя хвалит не только овой брат курсант, но и преподаватель — это окрыляет. Ободрился парень, пробудилась в нем активность, стал помогать преподавателю — подбирал к уроку плакаты и детали по теме. Ему доверили выпуск «Боевого листка». Шло время, недели складывались в месяцы. Группа Седельнмкоша добилась хорошей успеваемости. На его уроки приходили молодые преподаватели клуба, перенимали опыт. А он, конечно, старался построить занятия увлекательно, подкрепляя материал примерами из фронтовой жизни. И всегда помнил о главном: будущему военному водителю нужно дать как можно больше практических навыков. Выпускной экзамен в автомотоклубе для преподавателя всегда праздник, но и переживает он за своих питомцев, конечно. И, как любой из преподавателей, Седельников тоже волновался перед экзаменом. Председатель квалификационной комиссии майор Бабков кончил то же высшее учебное заведение. На кителе у него матово поблескивал такой же серебристый ромбик, что на пиджаке у Седельникова. — Добро, — сказал Бабков, — когда они познакомились. — Посмотрим, посмотрим на ваших воспитанников. Седельников помалкивал, скромно улыбался. Он надеялся на ребят. И ребята не подвели своего наставника. Одна за другой в экзаменационной ведомости появились четверки и пятерки. Когда половина группы сдала экзамен, майор недоверчиво спросил: — Что же получается? Не иначе отличников пуотили первыми? — Да нет, — возразил Седельников, — скорее наоборот. А когда экзамен закончился, председатель квалификационной комиссии заключил: — Замечательные у вас парни. Достойную смену вы подготовили тем, кто сейчас в войсках. Хорошо сдал и Захаров. Знающим специалистом ушел он на службу в армию. И вот по традиции стали приходить из воинских частей письма от воспитанников клуба. И Захаров прислал. Благодарил за внимание, хорошие знания. С гордостью сообщил, что они, семеро выпускников Владимирского автомотоклуба, готовятся сесть за руль боевых машин и что в части их хвалят, ставят в пример другим. — Читаешь такие письма, — говорит Александр Григорьевич, — и думаешь: кажется, трудился не зря. Помог юноше найти себя. До того, как выйти в запас, подполковник Александр Григорьевич Седельников готовил офицеров в военном училище. Сейчас обучает водителей для Вооруженных Сил. — Так что с армией связь не порываю, — говорит он. — Вроде бы и не • уходил в запас. И служба моя продолжается. В. КУРБАТОВ, спецкор «За рулем»г. Владимир16