довольно ярким, но об ослеплении встречных водителей никто не беспокоился — машины встречались редко. Блеск латунных фонарей и сигнального рожка отвлек наше внимание. Что же делают там, сзади, шофер и его помощник? Типичная для тех лет сцена: натягивание покрышки на несъемное колесо, когда ремонт камеры уже закончен. Теперь третий снимок. Какая-то маленькая и легкая машина. Действительно, перед нами очень интересный автомобиль '«Де-Дион-Бутон» модели «Попюляр». С 1901 года французский завод «Де-Дион-Бутон» выпустил несколько десятков тысяч экземпляров такой машины, которую можно считать дедушкой современной микролитражки. Одно3 цилиндровый двигатель (699 см ) мощностью 6 л. с. позволял развивать скорость около 40 км/час. Коробка передач давала только две скорости (движение вперед), каждая из которых включалась своей фрикционной муфточкой. Рычаг расположен, как у многих современных автомобилей, под рулем. ПедалиОкончание. Начало — на стр. 21. мя болтами М10 крепится П-образная коробка 1, в которой располагаются два сферических сухаря 2и 4. Сухарь 2 входит свободно в торец коробки 1и крепится замковой шайбой, а сухарь 4 приварен к рычагу 9. На него постоянно давит направляющий шток 6с пружиной 8. Между сухарями располагается шар 3, закрепленный на кронштейне машины. С целью предотвратить расцепку буксировочного устройства в случае поломки пружины предусматривается скоба 5, ограничивающая ход рычага 9. Предлагаемая беззазорная сцепка дачи с автомобилем все время зажимает шар 3 между сухарями 2и 4. Тем самым устраняются какие-либо толчки, удары как при трогании с места, так и при торможении. Сцепное устройство на автомобиле «Победа» (рис. V) сделано из стальной трубы 1 наружным диаметром 40 мм с двумя ушками 2, в которые пропущены болты крепления заднего бампера. Же-спкость всей (конструкции придают два раскоса 3, закрепляемые вторыми болтами кронштейнов бамперов. С другой стороны трубы 1 приварена площадка 4с ребрами жесткости толщиной 3 мм и шаровым пальцем. Мое сцепное устройство рассчитано на буксировку дачи «Победой». А для других моделей? Тут уж каждому надо подумать самому, хотя, видимо, принцип работы останется неизменным. Не забудьте только параллельно с основным устройством предусмотреть страховочный трос диаметром не менее 10 мм, соединяющий автомобиль с прицепом. Салон прицепа (рисунок на вкладке). Поперек сзади располагается диван с двумя большими ящиками внизу для постельных принадлежностей и других вещей. Справа укреплен съемный обеденный стол; спереди у торцевой стены кухонный столик с тумбочкой для продуктов и посуды. Справа от входа подвешен буфет. Прямо перед входом в ночное время устанавливается обычная раскладушка, место которой днем занимают два кресла. Над раскладной кроватью вверху подвешена этажерка размером 1200 Х20Х Х26 мм. Над диваном сбоку подвешен мешок для платья. Прицеп оборудован в соответствии с ГОСТ 8769—64 приборами освещения, сигнализации и штепсельным шестиштырьковым разъемом. Фонари указателей поворота и стоп-сигнала, фонари освещения номерного знака и торможения взяты от «Победы». Прицеп был испытан мной в различных дорожных условиях (пробег около 4 тысяч километров) при скорости движения 60—70 км/час и хорошо зарекомендовал себя — шел спокойно, без толчков, рывков и виляния. А уж об удобствах туристского характера и говорить не приходится. Техническая характеристика Снаряженный вес — 180 кг. Полезная нагрузка — 140—170 кг. Размеры прицепа (мм): длина — 3200 (в том числе кузов — 2500), ширина — 1740, высота в «походном» положении — 1180, внутренняя высота салона — 1900.сцепления при такой конструкции не требовалось. Интересно, что подобное расположение рычага переключения передач и двухпедальное управление после этой модели забыли более чем на 30 лет. Но управлять этой машиной было все же весьма непросто. Автоматического опережения зажигания не существовало, и устанавливал его водитель при помощи специального рычажка в соответствии с профилем дороги, нагрузкой и режимом работы двигателя. Все зависело от его интуиции. Шоферу приходилось каждые 10—15 километров подкачивать масло в картер из особого бачка маленьким ручным насосом. О правильности смазки судили по цвету «выхлопа». Управление педалью дросселя требовало особой осторожности и плавности. И даже при большом умении двигатель начинал набирать обороты (если, конечно, не заглохнет) только спустя 23 секунды после нажатия на нее — сказывалась полуметровая (!) длина впускного патрубка. Справа от водителя — большой рычаг ручного тормоза, действующего на задние колеса. Ножной тормоз стопорил карданный вал. Такая же система тормозов, как, впрочем, на всех автомобилях до середины двадцатых годов, была и на этом «Бер-лие», что остановился посреди деревни (фото четвертое). На редкое зрелище сбежались все мальчишки. Автомобилисты в специфических костюмах (кожа, большие очки, шапка с наушниками) важно и сосредоточенно занимаются путевым ремонтом. В то время возили с собой целую мастерскую. Дороги были плохи, а машины ненадежны. В комплект инструмента входило около 50 наименований. И даже тиски, укреплявшиеся на широкой подножке, не считались лишними. Пайка радиатора или пробитого бензобака была достаточно распространенным видом ремонта в пути. Как раз такая сцена и зафиксирована на фотографии. Очень хорошо видно переднее колесо с деревянными спицами. Между ними, кроме вентиля камеры, равномерно по всей окружности шесть барашковых болтов. Они служили для того, чтобы прижимать борт покрышки к ободу и не давать ей проворачиваться, подминаться и соскакивать на поворотах. Это было необходимо, так как в то время в борта покрышек не закладывали стальной трос. Как видите, водителю в те далекие годы нелегко было управляться с автомобилем, существом капризным и своенравным, приносившим много хлопот.35