Не найдя другого выхода, уже с годичным стажем владельца машины А. Грудинин собрал всю переписку и прислал в редакцию. «Неужели теперь машина будет стоять в гараже как экспонат? Единственная надежда на вас, уважаемая редакция. Помогите». Редакция обратилась в Главное управление по производству легковых автомобилей и автобусов Министерства автомобильной промышленности и получила письмо, по счету двенадцатое, которое должно поставить точку во всей этой истории. Заводу еще ранее было дано указание удовлетворять в подобных случаях требования покупателя или торговой базы при наличии соответствующих актов. А на этот разв категорической форме сделано напоминание.автогонкиКак стать чемпионом мира на «кольце»? Надо обладать не только высоким мастерством гонщика экстра-класса, мужеством и отвагой.. Нужно вдобавок иметь еще и соответствующий автомобиль, а он стоит недешево. Тан, машина • Тайрелл», на которой Джеки Стюарт стал в 1971 году чемпионом мира, оценивается в 23 тысячи фунтов (равнозначные 25 малолитражкам ФИАТ-124). Но откуда берут деньги небольшие мастерские, строящие гоночные машины, — такие, к ак «Тайрелл», «Мак-Ларен» или «Брэбхэм»? Одних призовых денег, сколь бы часты ни были победы, явно недостаточно. Львиную долю расходов берут на себя «меценаты». Это фирмы, которые за финансирование по стройки и эксплуатации гоночных автомобилей требуют, чтобы на кузове маши ны красовались их торговые эмблемы или рекламные надписи. Фирма Джона Плейерса раскрашивает гоночные «лотосы» нан коробку из-под своих сигарет «Гольд Лиф». Постройка машины БРМ в 1971 году в значительной мере велась на деньги компании «Ярдли», изготовляющей дамскую парфюмерию. И когда П. Гетин выиграл «Большой приз Италии», парфюмерные фабриканты линовали — 250 тысяч зрителей смогли убедиться, что эмблема «Ярдли» — символ успеха. Но на 1972 год БРМ сменил покровителя. Гоночные БРМ-П163, подготовленные к новому сезону, будут раскрашены нак коробки от сигарет «Марлборо». Таким образом, в чемпионате мира этого года борьбу за первенство уже будут вести не просто «Лотос» и БРМ и их первые гонщики Эмерсон Фиттипальди и Питер Гетин, но и стоящие за их спиной заправилы сигаретных монополий. А «Ярдли»? Эта фирма, вложившая ради рекламы в БРМ полмиллиона швейцарских франнов, у же обратила взоры на автомобили «Мак-Ларек». Очевидно, теперь вместо традиционного оранжевого цвета эти машины получат белый кузов с красной, синей и коричневыми полосами — цветами «Ярдли». «Марч» будет опираться на финансовое могущество СТП — концерна по производству моторных масел и присадок к ним, а «Сертисс» получит под цержку со стороны фирмы «Брук Бонд Оксо», производящей растворимый нофе. И наконец, мастерская «Тайрелл» явится рекламным щитом сразу для четырех компаний: «Форд» (автомобили), «Гудьир» (шины), «Эльф» (бензин), «Отолайт» (свечи зажигания).Юнссону было предложено за солидный куш пересесть на японский мотоцикл. Швед отверг это предложение и по крайней мере в нынешнем году останетсл верен «Майно». А что дальше?Как говорится, лучше позже, чем никогда... Полученное редакцией не так давно новое письмо А. Грудинина подвело наконец черту под затянувшейся на полтора года перепиской. На этот раз автор первого письма спешит сообщить приятную новость — получил-таки злополучное стекло: «Представляете, к акая это радость для нашей семьи. Более полутора лет купленная машина стояла без движения, и вот теперь только мы смогли прокатиться в свое удовольствие. Большое спасибо». И. БУТИНПосле выступления журнала «ПРОБЛЕМА» В 90 ГРАММОВ»Так называлась статья, опубликован ная в июльском номере журнала за прошлый год. В ней рассказывалосьо трудностях, с которыми сталкиваются автомобилисты-инвалиды, пытающиеся при обрести специальный порошок для элек тромагнитного сцепления автомобилей «Запорожец» с ручным управлением. Как сообщил нам директор запорож ской областной конторы «Спорттовары» Н. Н". Середа, запорожскому магазину «Посылторг» сейчас выделен ферромагнитный порошок в мелкой расфасовке, и все заказы , поступающие от инвалидов, выполняются безотказно и своевременно. Таким образом, теперь «проблема», ешена полностью.«Сузуки» есть от чего беспокоиться. Ее соперница, фирма «Ямаха» объявила. что с 1972 года примет участие в чемпионатах мира по мотокроссу. У же известно имя гонщина № 1. Это швед Хакан Андерссон, который в прошлогод3 нем первенстве мира (класс 250 см ) занял второе место. Подобно Андерссону изменил (естественно, за солидный куш ) марке «Хуснварна» финский гонщик Калеви Вехконен. Его купила испанская фирма «Монтеса», ноторая в первенстве мира (класс 3 250 см ) решила полагаться не на силы спортсменов-любителей, а на команду заводских профессиональных гонщиков. Среди них — французы М. Комбе иЖ . Новак. Верными «Хускварне» остались шведы А. Кринг и Т. Ханссен (они будут выступать в 250-кубовом классе), а также X. Микнола и Б. Эберг (на «пятисотках»). Они получат новые машины (250 и3 450 см ) с пятиступенчатыми коробками передач и постараются взять реванш у фирмы «Сузуки» за прошлогоднее поражение в обоих классах. Таким образом, на чемпионате мира по мотокроссу в классе 250 см 9 оспаривать почетный титул будут гонщини, представляющие цвета пяти заводских марок («Сузуки», «Хускварна», «Чезет», «Ямаха», «Монтеса»), а не трех, как прежде. В классе же 500 см 3 скрестят оружие те же основные соперники, что и раньше, — «Сузуки», «Майко», «Чезет», «Ява» и «Хускварна».РЕКОРДНЫЕ ЗАЕЗДЫНовый мировой рекорд в классе 750 емз с коляской установил в конце 1971 года англичанин Норман Хайд. Нл трехцилиндровом мотоцикле «Триумф • он показал на дистанции 1 километр со стартом с хода среднюю скорое г» 243 км/час.ГОНКИ НА МОТОНАРТАХЭтот вид соревнований за последние два года получил широкое развитие и Швеции, Канаде, на Аляске. Первьк международные встречи состоялись ужев прошлом году. Они проводились в виде кроссов по заснеженной местности, к участию в них допускались спортсмен.. на мотонартах, у которых рабочий объ ем двигателя не превышал 750 см-'. На большей части машин стояли двух тактные двухцилиндровые двигатели по . душного охлаждения. Наиболее мощны ми (40 л. с.) среди них были «ямахи Как и основная часть других моделей они снабжены ременной автоматической трансмиссией. Вес мотонарт составляет в среднем около 155 кг, и лучшие образцы (с форсированными моторами) могут развивать на прямых участках до 140 км/час. У же на первых соревнованиях появились специальные конструкции с алюминиевым шасси, кузовом из стеклопластика и гоночным двигателем. Поэтому. несмотря на простоту устройства, гоночные мотонарты сейчас стоят столько же, сколько легковой автомобиль с 1100кубовым мотором.Легко представить себе радость учащихся средней школы села Кыласово Кунгурского района Пермской области, когда во дворе ее появился сверкающий вмалью и хромированными деталями новенький учебный «Москвич». Особенно торжествовали старшеклассники: не по плакатам, на «живой» машине будут они изучать автодело. Однако... В редакцию пришло письмо от школьного' инструктора практического вождения О. Ворошина: «Мы получили для практического вождения учебный автомобиль «Москвич-428», а вместе с ним на нас неожиданно свалились неприятности. То ли цветом, то ли техническими данными наш автомобиль «понравился» сначала директору школы М. Перевозчикову, а затем заведующему Кунгурским районо А. Герасенкову. Фактически машину у ребят отняли, и используется она не по назначению. Мы обращались в райвоенкомат, районную ГАИ, но помощи пока не получили, а за жалобы мне же грозят увольнением». Письмо О. Ворошина было направлено на рассмотрение в Пермский областной отдел народного образования. Заведующий отделом А. Ширяев сообщил редакции: «Факты, у казанныев письме т. Ворошина О. Ф., в основном подтвердились. Учебный автомобиль Кыласовской средней школы использовался не по назначению. Облоно об этом извещен не был. М. Перевозчиков в данной школе не работает. Приказом заведующего облоно тов. Герасенкову А. Ф. объявлен выговор, учебный автомобиль возвраще] школе».МОТОКРОССНелегко далась японской фирме «Сузуки» победа на чемпионате мира 1971 3 года в классе 500 см . Ангажированный ею бельгиец Роже де Костер выиграл пять этапов из двенадцати. Но на четырех этапах победил выступавший на мотоцикле «Манко» (ФРГ) швед Аке Юнссон. Он вышел с 93 очками на второе место в чемпионате, отстав от бельгийца лишь на четыре очка. В течение зимы завод «Майно» готовил н чемпионату 1972 года более совершенные кроссовые «пятисотки», мощность которых превысила 45 л. с. И тогда фирма «Сузуки» пои.'ла ва-банк:РАЛЛИВ Варшаве начала работать специаль ная мастерская, где ведется подготовка «польских фиатов» модели «125П» к ралли. Ее задача — обеспечить группу ведущих гонщиков автомобилями, способными конкурировать в группе 2 (серийные машины, годовой выпуск не менее 5.000 штук ) с лучшими европейскими марками. На одном из таких «польских фиатов» будет выступать известный раллист чемпион Европы 1971 года Собеслаа Засада.СПОРТИВНЫЙ39