тые из легкого сплава, с шинами, имеющими «зимний» рисунок протектора. Уже из этого описания видно, что «багги» отличаются простотой и надежностью конструкции, отсутствием целого ряда приборов (как правило, дорогостоящих), а также выраженным пренебрежением к каной бы то ни было технической «косметике». Все здесь должно быть прочно, добротно, хорошо собрано и прилажено — в расчете на динамические нагрузки при движении по пересеченной местности, без всяких претензий на комфорт, поскольку соревнования длятся недолго. Это в какой-то мере роднит «багги» с картами, если отвлечься, разумеется, от принципиального их различия во взаимоотношениях с дорогой. Впрочем, что касается внешнего вида «багги», то на это существуют различные взгляды. Так, итальянские кузовостроительные фирмы предложили для «багги» ряд весьма изящных «одеянии». Такие прославленные дизайнеры, как Загата, Бертоне, демонстрировали на последних международных автомобильных выставках «багги» на базе ФИАТ-500, «Аутобьянки-112» и французской СИМКА с кузовами, отвечающими самым утонченным эстетическим требованиям. Думается, однако, что это вряд ли соот ветствует самому духу соревнований по автомобильному кроссу. Гораздо более существенными являются некоторые технические проблемы проектирования «багги», не получившие еще оптимального разрешения. Разноречивы пока мнения о том, какой должна быть длина машины: одни конструкторы увеличивают колесную базу, полагая добиться этим облегчения управления, другие, наоборот, максимально укорачивают ее в целях достичь лучшей маневренности (у описанной выше «Баггишкоды», например, база уменьшена до 2000 мм, а у «Багги-фчльнсвагена» — сохранена серийной). Едва ли бесспорна доминирующая сейчас идея о необходимости заднемоторной компоновки «багги». Роль сцепного веса и динамического перераспределения нагрузки в скоростных кроссовых соревнованиях, конечно, велика, но, учитывая тенденцию к укорочению колесной базы, не следует ее переоценивать. Не всегда целесообразна в автокроссе установка радиатора в нормальном положении перед передней осью. Хотя охлаждение получается на первых порах достаточно эффективным, радиатор вскоре забивается песком. По этой же причине возникает проблема защиты систем питания и зажигания. Одним словом, для тех советских конструкторов и любителей спорта, которые захотят заняться подготовкой машин типа «багги», — а таковых, мы уверены, найдется немало, — открывается широкое поле деятельности. «Багги» — не просто новое слово в спорте, но и еще слово, недостаточно внятно сказанное. Возможно, что именно советским спортсменам предстоит произнести его более выразительно. Следует учесть, что в Европе до последнего времени автомобильные кроссы вообще не пользовались большой популярностью. Лишь с появлением «багги» картина резко изменилась, и ныне подобных соревнований проводится все больше и больше. В нашей же стране кроссы давно заняли прочное место в общей системе автомобильного спорта, и опыт, накопленный во многих соревнованиях, должен, несомненно, сназаться, когда советские кроссмены выведут на старты новые «багги». Даже для бывалых спортсменов кроссовые гонки на «багги» сулят много увлекательного и интересного. Не случайно одним из ярых сторонников и энтузиастов этого вида спорта в Чехословакии стал многократный чемпион страны по мотоциклетному кроссу Яромир Чижей. «Багги» открывают новые, не всегда еще сейчас обозримые возможности для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства самых опытных кроссменов. Есть все основания предположить. что эти машины внесут в соревнования по автомобильному кроссу новую живительную струю, сделают его более интересным, более доступным как для участников, так и для зрителей, а следовательно, и более массовым.В блокнот любителям спортаАГГИВ настоящее время «багги» изготовляются в ряде стран на базе стандартных (а чаще всего — раллихтских) автомобилей с соответствующими переделками и добавлениями, иногда заимствуемыми из конструкций гоночных машин. Так, в основу чехословацкой «Баггишкоды» положена стандартная модель «Шкода-ЮООМБ» с двигателем от «Шкоды-ралли» <то есть с двумя карбюраторами, большим плоским воздушным SHnbTpoM, полнопоточным масляным ильтром и жидностным охлаждением), радиатор которого устанавливается в положении, повернутом от обычного на 90 градусов, причем двигатель размещается, — наподобие того, нак это сделано в «шкодах-монопосто» для шоссейнокольцевых гонок, — перед задним мостом. Несущим элементом конструкции является решетчатая рама из Акруглых стальных труб, обшитая снизу : . по бокам алюминиевым листом — средняя часть ее выглядит вроде «ванны», в которой установлены два легких сиденья с предохранительными ремнями. Перед сиденьями — рама с безосколочным ветровым стеклом, а непосредственно за сиденьями еще одна рама; обе они напоминают дуги безопасности раллистских машин (выполняя те же функции защиты). Кузова в общепринятом смысле эти машины не имеют, есть только боковые и напотные панели из стеклопластика в виде единой фермы, прикрепляемой к раме резиновыми хомутиками. Органы управления, передний мост, рессоры и амортизаторы у «Багги-шкоды» — серийные (от стандартной «Шкоды-ЮООМБ»), кан и задний мост, но в последнем изменены формы некоторых деталей, воспринимающих реактивные усилия. Соответственно повышена эффективность рессор и амортизаторов. Колеса могут применяться как серийные (штампованные), так и специальные, лиЭто слово, по всей вероятности, почти незнакомо читателям. Ничего удивительного — «багги» («тележка»), действительно, новое понятие в автомобильном спорте. Но давно ли появились в нашем лексиконе такие слова, например, как ралли или картинг? Пятнадцати лет еще не прошло с тех пор, нак у нас было проведено первое ралли, а между тем слава советских раллистов уже прокатилась по многим континентам. Не станет ли вскоре столь же обиходным в нашем словаре и пока еще загадочное «багги»? Давайте поближе познакомимся с машинами, получившими такое название, и реально оценим возможности их применения, «Багги» — это гоночные вездеходы. Поначалу они служили лишь для состязаний на песчаных пляжах — отдыхающие у моря спортсмены-автомобилисты «изобрели» их в целях развлечения по своему внусу. Вскоре новичок перебрался на ипподром, но и здесь для него не оказалось достаточного спортивного простора, что побудило устроителей соревнований искать новые трассы — кроссовые по характеру и кольцевые по форме. В свою очередь это отразилось и на самих машинах, все более четко определяя их конструктивные особенности. Что же это за автомобили? Поначалу «исходным материалом» обычно служили машины, потерпевшие аварию и имевшие не поддающийся восстановлению кузов. На первых порах это даже вдохновляло участников соревнований на самые рискованные маневры («все равно уж!»), но вскоре стало ясно, что бесшабашность никак не может заменить потребных для гонок динамических и иных качеств автомобиля. Постепенно выявилась необходимость в специальной подготовке этих автомобилей к соревнованиям, а в дальнейшем ич созданию самостоятельных конструкций.Ю. КЛЕМАНОВ32