26
27
ВНИМАНИЕ: СМЕНА СИГНАЛОВ!Т рудно представить себе жизнькруп ­ ного города без светофора. Он обеспечивает нормальноедвижение , п оочеред ­ но пропускаятранспортныеипешеход ­ ные потокичерезперекресток . З еленый свет — путь открыт , к расный — д виже ­ ние запрещено . О каждойсменесигна ­ лов предупреждаетжелтый свет. Эта аз ­ б ука принята Во всеммиреи понятна всемучастникамдвижения . О днако она не лишена существенных недостатков. П одъезжаякперекрестку на зеленый сигнал, водитель не знает, давно ли онв ключенисколькоещесекунд осталось для беспрепятственногодвижения . Поэтому одни увеличивают скорость, стремясь побыстреепроскочить перекресток, другие, более осторожные , п ритор ­ м аживают , м ешаяостальными невольно создавая условия для возникновения аварийных ситуаций. Чтобы избежать этой опасности , н ужнозаблаговременно дать знать водителям , к акскоропред ­ стоит смена сигналов. Иная ситуация возникает при смене красного сигнала зеленым . Н аиболее нет ерпеливые водители начинают движение еще на желтый свет иугрожаютбе ­ з опасностипешеходов , не успевшихдой ­ ти досерединыулицы или дотротуара . В Москвеив ряде другихгородовстра ­ ны на многих перекрестках пробовали послекрасного сигнала включатьзеле ­ ный, без промежуточногожелтого . Одн ако выяснилось, что приэтомснижает ся пропускнаяспособность перекрестк а : на троганиес места принеожидан ­ н омвключениизеленого сигнала тратятся лишниесекунды . У же на протяженииряда лет у нас в стране и за рубежомвэксперименталь ­ ном порядке проходят проверку раз-СОУЧАСТНИКИСудебный очернНа предварительном следствии ив зале суда свидетели с исчерпывающей полнотой помогли установить истину, правильно квалифицировать действия подсудимого, совершившего преступление, в результате которого нелепо оборвалась жизнь человека, отца двоих детей. Но, по правде говоря, участие их в процессе в качестве свидетелей удивляло. ...В один из субботних дней по Рязанскому шоссе мчалась за город специальная машина ГАЗ-12 научно-исследовательского института скорой помощи им. Склифосовского. Спешила отнюдь не к больному. Просто водитель ее Александр Сурков истосковался по родственникам. В подмосковном поселке Ново-Косино гостя встретили хлебом, солью и... водкой. Начали с поллитровки, поделив ее на троих. Третьей была мать Суркова. И она, и родственник шофера Юрий Синицын, электросварщик Московского трикотажного комбината, не задумывались над тем, что близкий им человек находится за рулем автомобиля — «источника повышенной опасности». Одной поллитровки показалось мало. Сурков и Синицын решили «добавить». Поблизости в магазинах водки не было. На выручку пришел новый собутыльник — Константин Семенов, слесарь завода «Военохот» № 1. На мотоцикле он помчался в соседний поселок, откуда привез две бутылки водки. Но и этого не хватило. К подгулявшему шоферу и его родственникам присоединилась целая ватага желающих выпить: шофер 9-й автобазы легковых автомобилей Евгений Слободчиков, механикнаучно-исследовательского института Комитета стандартов Сергей Сибиряков, шофер Люберецкого дома престарелых Евгений Алексеев, повар вагона-ресторана Юго-Восточного направления Московской железной дороги Владимир Курносов. Все они видели, что Сурков пьян, и тем не менее охотно приняли приглашение съездить с ним на машине за водкой. Поехала с ними и мать Суркова. На обратном пути в набитый автомобиль втиснулись еще двое: штурман гражданской авиации Валерий Рыгованный и маляр совхоза им. Моссовета Алексей Баранов. Никого из пассажиров, в том числе и трезвых, не встревожило то, что за рулем пьяный водитель. Никто не вмешался, не образумил Суркова, пальцем о палец не ударил, чтобы предотвратить надвигающуюся беду. Кончилось тем, что машина заехала в правый кювет и налетела на дерево. Вывернув обратно на шоссе, она опять съехала в кювет, на этот раз левый и уткнулась в ствол дерева. При аварии погиб Баранов. Остальные отделались ушибами и выступили в качестве свидетелей.И техосмотру-72НОВЫЙ ПАСПОРТ МАШИНЫБлизятся сроки очередного технического осмотра транспортных средств. В этот раз проверка состояния всех узлов и агрегатов во многих местах будет сопровождаться выдачей новых технических паспортов на автомобили, м о ­ т оциклыи мотороллеры, принадлежащ ие индивидуальным владельцам. К ор ­ респондент журнала задал в этой связи ряд вопросов заместителю начальника отдела Управления Госавтоинспекции МВД СССР подполковнику милиции М . А. ШЕЛЕГЕДЕ. ' Отличаются ли новые технические паспорта от документов, выдававшихся прежде , по внешнему виду! Т ехническиепаспорта нового образца выполненыв виде небольшой ннижечнив ледериновой обложке , ч тозначительно повысит, так сказать, их износостойкость. Качество немаловажное, если учесть , ч то талон техническогопаспорта мы хотим аннулировать, а стало быть , сам техническийпаспорт автолюбитель или мотоциклист должен будет всегда иметь с собой, к аки водительское удостоверение. Кроме того , новые документыотпечатаны на специальнойбумагес вод янымизнаками , что исключает возможность всякойподделки . Как и прежде, паспорт открывается даннымиомашинеи ее владельце. За этим следуют триграфы для записей оснятиис учета ипостановке автомобиля или мотоцикла на учет без изменения владельца, а лишьвсвязис переменой им места жительства. Замечу поиэтом , что если он переезжает вдругой город или район той же области, к рая или респ ублики (не имеющей областного деления), то перерегистрацияпроисходит без заменыномерногознака . Если же владелец выбываетвдругую область, край, а тем более республику , то приснятиимашинысучета он обязан « д ать номер- личные системы предупреждающей светофорной сигнализации. В Сухуми, Риге, Алма-Ате и других городах в качестве предупреждения о предстоящей смене сигналов использовали мигание зеленого и красного сигналов светофора. В Москве на Варшавском шоссе с этой целью применялась комбинация зеленого с желтым, в Ленинграде — система с цифровой индикацией, когда на световом табло рядом со светофором указывалось время в секундах до конца соответствующей фазы. Предлагались также светофоры со светящимися цветными трубками, в которых высота свечения уменьшалась пропорционально времени, оставшемуся до смены сигналов. На чем же остановиться? В связи с подготовкой новых правил дорожного движения выбор наиболее приемлемой системы предупреждающей сигнализации стал, как говорят, на повестку дня. Последние пробы проводились на улицах Москвы. Исследования подтвердили эффективность следующего способа информации: о скором окончании зеленого сигнала предупреждает его мигание в течение 3—5 секунд, а красного — подключение к нему на 3—5 секунд желтого сигнала, после чего следует сразу зеленый. Преимущества этой системы выявили наблюдения за характером и режимом движения транспортных потоков, а также анкетный опрос водителей. Было установлено, что предупреждение об окончании зеленого сигнала вдвое уменьшает случаи выезда машин за линию «стоп» после включения желтого сигнала. Это значительно повышает безопасность пешеходов и исключает возможность аварийных ситуаций. Предупреждение об окончании красного сигнала сразу сократило время, необходимое для начала движения от линии «стоп»: в среднем с2 секунд до 0,5 секунды Продление на полторы секунды эффективного времени использования зеленого сигнала существенно увеличивает пропускную способность перекрестка. По приближенным подсчетам, для перекрестка, пропускающего 5,5 тысячи автомобилей в час, это позволяет сэкономить на снижении задержек транспортных средств около 5 тысяч рублей в год. Опрос водителей показал, что подавляющее большинство их — около 90 процентов — положительно оцениваютпредупреждающую светофорную сигнализацию, считают, что она существенно облегчает условия движения на перекрестке. На вопрос «Как вы поступаете, когда, подъезжая к перекрестку, видите зеленый мигающий сигнал?» 85 процентов из тысячи опрошенных ответили. что они притормаживают, 7 процентовпродолжают двигаться с той же скоростью и8 — ускоряют движение. На вопрос «Как вы поступаете при ожидании у линии «стоп», когда вместе с красным сигналом дается желтый?» 84 процента ответили, что они в это время включают передачу и готовятся начать движение, 12 процентов — встречают появление зеленого сигнала без каких-либо приготовлений и4 процента — начинают движение до включения зеленого. Положительные результаты эксперимента позволили ввести эту систему предупреждающей светофорной сигнализации в проект новых правил дорожного движения. М. АФАНАСЬЕВ, заместитель начальника отдела организации движения ВНИИ МВД CCCPJБезусловно, за случившееся в первую очередь в ответе шофер Сурков. Пьянство, недисциплинированность к добру не приводят. Люберецкий городской суд приговорил его к пяти годам лишения свободы. Но разве не заслуживают осуждения, хотя бы морального, в коллективах по месту работы вольные и невольные пособники зла, все те, кто так обстоятельно выступал на суде в безобидной роли свидетелей. Еще случай. В Солнечногорской рас пределительной сети Октябрьских электрических сетей «Мо'еэнерго» работал шофером Николай Жадов. Была у него еще, так сказать, побочная работа — на «скорой помощи» в больнице подмосковного поселка Поварово. Случалось, отработав день в одном месте, он спешил на дежурство в другое (это без отдыха-то!). Зная об этом, руководители той и другой организации с подобным совместительством мирились. И вот однажды, отработав смену в больнице, Жадов распил бутылку вина с шоферам санитарной машины Виктором Полуниным, а потом укатил на «скорой» к основному месту работы, где и заступил на дежурство. Диспетчер Матаев не стал обращать внимания на состояние шофера и отправил его с электриками Юрием Агаповым и Леонидом Киселевым на один из участков электросети. Поехали туда все на той же «скорой». В путч машина дважды перевернулась и рухнула в кювет. Электрик Агапов погиб. Киселев с открытым переломом правой ноги попал в больницу. И в данном случае только свидетелями были диспетчер Матаев, собутыльник Жадова — Полунин, потерпевший Киселев. Жадов получил по заслугам. Суд приговорил его к семи годам лишения свободы. Что же касается тех, кто в какой-то степени причасген к случившемуся, кто мог бы своевременно вмешаться, предотвратить беду, то и здесь все они остались в стороне. Известно, что закон карает не только непосредственного виновника дорожнотранспортного происшествия, К уголовной ответственности привлекается и владелец неисправной машины, если разрешит другому отправиться на ней в путь и неисправность приведет к трагическим последствиям. На скамью подсудимых сядет и водитель, доверивший руль своему нетрезпому коллегешоферу, если тот совершит аварию. Это вполне справедливо: стал соучастником пьяного преступника — отвечай вместе с ним. В случаях, о которых шла речь, сложилась весьма сходная ситуация. И с Сурковым ис Жадовым выпивали такие же, как и они, водители-профессионалы. Они прекрасно знали, что нетрезвому человеку нельзя за руль, но вместо того, чтобы предотвратить назревающее преступление. сами вольно или невольно создали предпосылки к его совершению, сами отправились в дорогу с преступником. Они только не были за рулем, когда совершилось непоправимое. Одним словом, в данном случае они шли на сознательное, прямое нарушение действующих нормативных актов. Назрела, /видимо, необходимость внести некоторые поправки, если не в Уголовный кодекс, то в административную практику, строго взыскивая с соучастников пьянки, ставшей причиной трагедии. Действия их нельзя оставлять безнаказанными. К подобного рода «свидетелям» следует применять все меры воздействия. Е. ПОПОКной знак, получив при необходимости знак «Транзит». А если машина продана через комиссионный магазин, новому владельцу выдается новый паспорт! Совершенно верно. Если автомобиль или мотоцикл поступает для продажи в комиссионный магазин, то в паспорте делается отметка о снятии его с учета ив дальнейшем он вместе со счетом-справкой магазина явится основанием для перерегистрации транспортного средства на нового владельца и выдачи ему нового паспорта. Такой же порядок и для выдачи нового паспорта на основании договора дарения, свидетельства о праве наследования или, скажем, решения суда. В новых документах есть графа «Особые отметки». Для чего она служит) • эту графу будут «носиться записи оВ замене отдельных агрегатов машины (имеются в виду, конечно, базовые части — двигатель, рама, кузов), изменении ее окрасни, постановив на временный учет в том или ином месте и т. п. Должен сообщить автолюбителям, что Госавтоинспекции дано теперь право разрешать в случае необходимости замену кузова старой машины кузовом другой модели этой же марки с тем условием, чтобы она оставалась в прежнем классе автомобилей. При таком переоборудовании ГАИ будет делать соответствующую запись в графе «Особые отметки». Не могут ли впоследствии возникнуть какие-либо вопросы, разобраться в которых можно только по прежним документам! Такие случаи мы предвидели. Технические паспорта старого образца на автомобили, мотоциклы и мотороллеры индивидуальных владельцев будут сохраняться в архивах автоинспекции е течение пяти лет.'Ш®•л-Г'^ЩрИ!*!"»"